Здравствуйте! Очередной наш поход в «далёкие дали» состоялся. Сегодняшняя цель — небольшое озеро, затерянное в лесах.
Практически возле любого лесного водоема имеются следы человеческой деятельности. Человек там рыбачил, охотился, скрывался в смутные времена от властей — и вполне вероятно, мог потерять что-то ценное или спрятать.
Наш третий компаньон — новичок, молодой кладоискатель Сергей. Его распирают эмоции, он едва способен спокойно находится на одном месте.
— Семёныч, скажи, каким звуком сопровождается сигнал прибора, когда тот замечает клад? Как отличить настоящую добычу от звука железки?
— Успокойся, Серёжа. Настоящий клад детектор не пропустит. Сигнал громкий и четкий. Другое дело, что это может быть — обычное железо...
Наш напарник, Николай Петрович, тихо посмеивается. Ждет удобного случая, чтобы по «троллить» молодого коллегу. Но сейчас он слушает и наблюдает, предоставляя такую возможность мне.
— То есть, клады бывают и из чёрного металла?
— Именно так, юноша. Встречаются они часто. Просто большинство начинающих кладоискателей их пропускают, считая малозначительными. Забывают, что для тех, кто закапывал эти инструменты, это было настоящее богатство.
Сергей откладывает термос, вешает рюкзак на ближайшую ветку, достаёт металлоискатель и отправляется исследовать береговую линию.
— Так что Семёныч, чай допиваем и отправимся стучать по деревьям? За симфониями металла?
— Петрович, хорошая мысль. Выпьем чаю и пойдем добывать мелодию «Fiskars».
Отдохнув после чаепития, синхронно беремся за лопаты и направляемся к старым деревьям. Начинаем ритмично постукивать по стволам, стараясь придать каждому удару особый характер.
Через мгновение появляется запыхавшийся Сергей и «на парах» выдаёт:
— Вы слышали?! Вы слышали?!
Николай поднимает бровь:
— Чего услышал-то, сынок?
— Странный звук, вроде колокольного боя.
— Церковь это, братец, прямо на дне озера стоит, — продолжил разговор Николай. — Разве Семёныч тебе не рассказывал историю об исчезнувшей церкви?
— Какой церкви? — изумленно спрашивает Сергей.
— Представляешь, сто лет назад прямо на этом месте стояла церквушка. Однажды ночью земля вдруг разверзлась, храм ушел под воду, оставив на поверхности озеро. Тут и сейчас можно услышать слабые удары древних колоколов, призывающих заблудшие души вернуться к раскаянию.
— Дядя Коля, прекрати мистифицировать паренька! — вмешиваюсь я. — Это мы лопатами по деревьям «прошлись».
Зачем кладоискатели стучат лопатами по деревьям
— А зачем вы по деревьям лопатами стучите? Почему такой странный звук я слышал?
— А ты иди и попробуй, авось пригодится. Подойди к любому большому дереву, выбери на нём место, где кора твердая, а лучше, где её вообще нет и плоскостью штыка ударь.
— А зачем, Семеныч?
— Ты делай, что тебе опытные товарищи говорят, а потом про «зачем» расскажу. Только не бей сильно, а то лопату сломаешь.
Сергей подошёл к ближайшей березе, взял лопату за ручку и нанес по стволу несильный удар. Звук получился словно в кость.
Мы с Николаем протяжно выдохнули.
— Ой старики, вы опять прикалываетесь? Ой, да ещё и по очереди. Про церковь в озере, по дереву лопатой — приколы и сказки, — усомнился в наших словах Сергей.
— Дай сюда «фискарь» — не выдержал я. Смотри и запоминай: лопата берётся двумя руками за середину черенка. Хват нежный — сильно не сжимаемый. При замахе работаешь больше кистями, а не плечом. Когда ударишь, лопату вниз не отпускай, пусть она сама отскочит — амортизирует и несколько секунд подрожит в руках, «потоскует».
Вот смотри!
Наношу несильный, более-менее хлесткий удар плоскостью штыка по дереву. По лесу гулко раскатывается специфический звон, обрамлённый вибрирующим эффектом, вызывающим далекое эхо.
— Ого! — удивляется Сергей. Это как так?
Тайна звуков
— А вот так, мой юный друг. Из-за особенностей металла, специального хвата, удара правильным местом о твёрдую древесину, возникает необычный вибрирующий эффект и звон, похожий на игру на гигантском металлофоне. Пустотелый металлический черенок, в нашем случае, работает как резонатор. Важно соблюдать технику удара, иначе звук будет «мясным». И если ударить неправильно, то можно остаться без инструмента. Я однажды, когда был неопытен, лишился так рукоятки. Если стучать вдвоем или втроём подобным образом, стараясь не попадать в один такт, то выходит целая мелодия, похожая на раскатистый набат или колокольный звон. Слышно её «мама не горюй», за несколько километров.
— А зачем это нужно, Семёныч?
И тут не выдерживает Николай Петрович:
— Эх молодёжь, тут всё просто: животные чувствуют этот звук издалека и спешат убраться подальше от потенциальной опасности. Когда идёшь по лесу в разведке или крутишься вокруг объекта, как мы сегодня вокруг озера, то каждый час, а то и полчаса, в зависимости от местности, приходится так шуметь.
— Хорошо вы придумали старички.
— Да это разве мы, так все кладоискатели делают, что ведут поиск по лесам. Форумы поисковиков надо читать. Правда, не каждый умеет такие симфонии исполнять, стучат обычно — кто во что горазд.
— Надо запомнить этот приём, — задумчиво произносит Сергей. — Кто знал, что обычное постукивание может стать защитником в лесу?
— Ничего Сергей, — успокаивающе машу рукой, — всему научишься. Важнее помнить, что каждое новое знание открывает дверь к новым возможностям и достижениям. Правда, никогда не знаешь заранее, какая маленькая деталь твоих знаний способна спасти жизнь или обеспечить успех мероприятия. Каждый поход начинается с изучения маленьких секретов леса, превращаясь постепенно в увлекательное исследование природы и её загадочных законов.
— А самое важное — нужно делиться этими знаниями с друзьями и коллегами. Если нужно будет подать сигнал, то способ ты теперь знаешь, — добавил Николай Петрович.
Так и проходит утро кладоискателя: чай, размышления, открытия новых горизонтов и простая человеческая мудрость, заключённая в звучании обыкновенной лопаты.
Вот и вы теперь знаете секрет лесных звуков и зачем кладоискатели стучат лопатами по деревьям.
© Семёныч