Ограбления музеев — это особый жанр преступлений, где сталкиваются страсть к прекрасному, человеческая алчность и хрупкость культурной памяти. Каждая украденная картина — это не просто потеря денег, это кража части человеческой истории
И если современные фильмы вроде «Девушка с татуировкой дракона» или «Ограбление по-итальянски» лишь романтизируют идею «утончённого вора», то реальные истории — куда драматичнее
Лувр снова под прицелом: октябрь 2025
В последние несколько дней весь мир буквально замер, СМИ сообщили о дерзком ночном налёте на Лувр. Подробности до сих пор засекречены, но известно, что преступники проникли через служебный вход, вырубив часть системы видеонаблюдения
Украдено несколько произведений малых мастеров XVII–XVIII веков и редкие ювелирные миниатюры, находившиеся на временной экспозиции. И хотя ущерб не идёт в сравнение с легендарной кражей «Моны Лизы», сам факт взлома крупнейшего музея мира вызвал шок: Лувр — символ безопасности и совершенства музейной системы
Но эта история лишь продолжает длинную цепочку великих краж искусства, где каждая следующая — ещё более изощрённая, чем предыдущая
1. Когда исчезла «Мона Лиза» (1911)
Париж, Франция
Винченцо Перуджа, итальянский плотник и бывший работник Лувра, однажды остался в музее после закрытия, снял картину Леонардо да Винчи со стены и просто вышел с ней, держа под плащом. Он прятал полотно у себя дома два года, прежде чем попытался продать его галерее во Флоренции
Именно это преступление сделало «Мону Лизу» всемирно знаменитой: до кражи она считалась всего лишь одной из многих работ Леонардо, а после — стала иконой. Забавно, что после этого о Винченцо говорили как о «патриоте», желавшем «вернуть в Италию её сокровище»
2. Исчезновение Вермеера и Рембрандта (1990)
Isabella Stewart Gardner Museum, Бостон
Двое мужчин в полицейской форме вошли в музей под предлогом проверки системы оповещения. Через несколько минут настоящая охрана уже была связана, а с залов исчезли 13 произведений искусства, включая «Шторм на Галилейском море» Рембрандта и «Концерт» Вермеера
По оценкам экспертов, «Концерт» Вермеера — одна из самых ценных украденных произведений искусства в мире, её стоимость составляет около 250 миллионов долларов США
Картины не найдены до сих пор. В музее на их местах висят пустые рамы — как напоминание о самом дорогом нераскрытом ограблении в истории (свыше $500 млн)
3. Дрезденское ограбление века (2019)
Green Vault, Германия
Сокровищница XVIII века «Зеленый свод» в Дрездене относится к самым богатым коллекциям драгоценностей в Европе. Злоумышленники отключили сигнализацию, разбили стекляные витрины и вынесли бриллиантовые украшения саксонских курфюрстов на сумму около €1 млрд
Украденные драгоценности были столь уникальны, что их невозможно продать не переплавив в другие формы — они вплетены в историю Европы. Некоторых преступников удалось арестовать, но большая часть трофеев до сих пор не найдена
Это ограбление стало символом нового типа преступлений — когда целью становятся не картины, а материальные свидетельства власти и роскоши
4. Ограбление с сожжением
Роттердам, Kunsthal
В 2012 году из музея вынесли несколько картин известных мастеров на общую сумму десятки миллионов евро. Сигнализация сработала, но полиция приехала слишком поздно: семь картин (Пикассо, Матисс, Моне, Гоген) исчезли без следа
Позже выяснилось, что мать одного из преступников сожгла полотна в печи, чтобы скрыть улики — уничтожив шедевры, имеющих огромное значение для культуры
Вставлять сюда все картины будет слишком длинно, поэтому прикрепляю список, если вам будет интересно погуглить и посмотреть, чего лишилось искусство:
- Пабло Пикассо, Голова Арлекина. 1971
- Анри Матисс, Читающая девушка в белом с желтым. 1919
- Клод Моне, Мост Ватерлоо. 1901
- Клод Моне, Мост Чаринг-кросс. 1901
- Поль Гоген, Женщина перед открытым окном. 1888
- Мейер де Хаан, Автопортрет. Около 1889
- Люсьен Фрейд, Женщина с закрытыми глазами. 2002
5. «Крик» Мунка, дважды украденный
Норвегия, 1994 и 2004
Сначала «Крик» исчез прямо во время зимней Олимпиады в Лиллехаммере — злоумышленники просто забрались в Национальную галерею и оставили ехидную записку: «Спасибо за слабую охрану»
Спустя десять лет картина снова была похищена — уже вместе с «Мадонной» из музея Мунка в Осло. В обоих случаях произведения удалось вернуть, но они были повреждены. Теперь эти полотна охраняются лучше, чем некоторые главы государств
6. Ограбление музея Дрентса (2025)
Ассен, Нидерланды
Совсем недавно, в январе 2025 года, из музея были похищена коллекция древних дакийских артефактов, среди которых — знаменитый золотой шлем из Котофенешти, ритуальные украшения и кубки IV века до н. э. Украденные предметы прибыли из Национального музея истории Румынии и были застрахованы на сумму около 6 миллионов евро
Преступление вызвало дипломатический скандал между Нидерландами и Румынией: речь шла не просто о грабеже, а о похищении части античного наследия, отражающего историю древнего народа даков. Артефакты до сих пор не найдены. Музей временно закрыли, а эксперты назвали кражу «ударом по культурной памяти Европы»
7. Дважды обокраденный Роден (2000)
Копенгаген, Ny Carlsberg Glyptotek
В 2000-х из музея Ny Carlsberg Glyptotek таинственно исчез тяжёлый «Мыслитель» — бронзового гиганта в 100 кг весом вывезли прямо через центральные двери. Правда доказательств этой истории нет, больше похоже на городскую легенду
Но спустя полтора десятилетия произошло вполне реальное похищение — но уже в миниатюре. В 2015 году двое воров, переодетых туристами, за двенадцать минут вынесли из того же музея бюст Родена «Мужчина с сломанным носом»
Скульптура так и не найдена. Её исчезновение стало, пожалуй, самое дерзкое из всего, что здесь рассказано. В конце концов, ни под пальто, ни в рюкзаке ее незаметно не спрячешь... но как тогда? А главное — почему именно эта скульптура?
Почему крадут то, что нельзя продать
Парадокс большинства ограблений в том, что украденные произведения слишком узнаваемы, чтобы их продать. Украшения и золотые артефакты еще куда ни шло, их можно разобрать или переплавить. Но картины, скульптуры... Зачем всё это?
Исследователи говорят, что такие кражи часто совершаются:
- по заказу коллекционеров — «трофей» для частных сейфов
- для шантажа — обмен на снятие обвинений или финансирование иных преступлений
- из идеологических мотивов — возвращение «утраченных» национальных сокровищ
Каждое ограбление музея — это столкновение человеческого гения и человеческой жадности, и восхищаться сообразительности воров можно только, если это кино
Я собрала здесь 7 кратких история, но их было намного, намного больше. Хотите, сделаю продолжение? Напишите в комментариях
____________________________
Подписывайтесь! А чтобы Дзен показывал вам мои статьи, поставьте лайк. Это поддержит меня как автора 💛
Что еще почитать у меня:
Это искусство может вызвать сердечный приступ или психоз. Рассказываю про удивительный синдром Стендаля
Сколько раз на самом деле рождалась Венера? Исследую трансформацию мифа от античности до Сальвадора Дали
7 картин, которые мы привыкли считать романтичными, а на самом деле они про боль
Буду рада видеть вас в своем ТГ-канале В поисках серотонина. Там можно увидеть, как рождаются идеи для таких лонгридов, а также материалы, которые не подходят под формат Дзена или не проходят его цензуру