Найти в Дзене

11. Кустодиев и сын 22.10.2025

Возвращаясь к русскому искусству, из первой трети XIX века переношусь на сто лет вперёд, в первую треть XX века, когда русские художники активно работали с цветом, решая и разрешая самые разнообразные формальные задачи, а в итоге создавали целые миры. Кустодиева знаю с детства. В 1978 году (мне было 10 лет) отмечалось столетие со дня его рождения, и я, в то время страстный, хотя и стеснённый в средствах филателист, купил блок с маркой, выпущенную в память о нём, между прочим, заодно с блоком в честь столетия Петрова-Водкина, который я тоже купил, как и первый, за 50 копеек (оба они каким-то чудом сохранились, хотя и, увы, не в первозданном виде). Так вот, Кустодиева я знал с детства, но начал постигать его искусство сравнительно недавно. Мне и сейчас оно представляется очень необычным, немного загадочным, но неизменно тёплым и человечным (как и он сам) и, разумеется, очень красочным и всегда свежим. Хочется цвета. Но нас интересует конкретно отображение в изобразительном искусстве обра
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
Портрет Кирилла Борисовича Кустодиева, сына художника.
1922, холст, масло. 90 х 90
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) Портрет Кирилла Борисовича Кустодиева, сына художника. 1922, холст, масло. 90 х 90 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Возвращаясь к русскому искусству, из первой трети XIX века переношусь на сто лет вперёд, в первую треть XX века, когда русские художники активно работали с цветом, решая и разрешая самые разнообразные формальные задачи, а в итоге создавали целые миры. Кустодиева знаю с детства. В 1978 году (мне было 10 лет) отмечалось столетие со дня его рождения, и я, в то время страстный, хотя и стеснённый в средствах филателист, купил блок с маркой, выпущенную в память о нём, между прочим, заодно с блоком в честь столетия Петрова-Водкина, который я тоже купил, как и первый, за 50 копеек (оба они каким-то чудом сохранились, хотя и, увы, не в первозданном виде). Так вот, Кустодиева я знал с детства, но начал постигать его искусство сравнительно недавно. Мне и сейчас оно представляется очень необычным, немного загадочным, но неизменно тёплым и человечным (как и он сам) и, разумеется, очень красочным и всегда свежим. Хочется цвета.

Но нас интересует конкретно отображение в изобразительном искусстве образа читающего книгу мужчины, поэтому предлагаю вашему вниманию кустодиевский портрет сына Кирилла с книгой. Кирилл родился в 1903 году. С детства он хорошо рисовал и после школы поступил на живописный факультет Ленинградского высшего художественно-технического института, стал художником-декоратором, работал по специальности в ленинградских театрах, в том числе в Ленинградском академическом театре драмы, Театре оперы и балета имени С.М. Кирова.

Кирилл пользовался успехом у женщин и был женат дважды. В первом браке у него родились дочь и сын. Дочь стала известным искусствоведом, специалистом по итальянскому искусству эпохи Возрождения. Как она потом вспоминала, Кирилл Борисович чувствовал себя неуютно в тени отца, его тяготило постоянное сравнение с ним. По своему характеру он был человеком увлекающимся, не обладал особой силой воли, решительностью, легко подпадал под влияние. Как художник, он мог реализоваться лучше, но не сложилось. Умер К.Б. Кустодиев в 1971 году.