Год выхода: 2024
Режиссёр: Лора Пиани
Название фильма звучит почти как признание на грани нервного срыва — «Джейн Остин испортила мне жизнь».
А если перевести оригинальное французское название, оно ещё драматичнее — «Джейн Остин разрушила мою жизнь».
Можно подумать, что перед нами сатирическая комедия или ирония на тему любви и литературы. Но режиссёр и сценарист Лора Пиани выбрала другой путь — она идёт напролом в романтический жанр, без шуток и дистанции.
Это её первая полнометражная работа и первый самостоятельный сценарий. И хотя в постановке чувствуется некоторая неуверенность, а структура иногда хромает, фильм берёт другим — искренностью и любовью к героине, молодой женщине по имени Агата.
Когда Джейн Остин становится жизненным наставником
Агате двадцать с небольшим. Она работает в маленьком французском книжном магазине, который специализируется на английской литературе.
Она мечтает стать писательницей, а пока помогает читателям выбрать книги — и почти каждому советует что-то из Джейн Остин.
Для неё Остин — не просто автор, а моральный компас. Из любого диалога Агата может вытащить подходящую цитату: про чувства, гордость, предубеждение или смысл брака.
Её лучший друг — Феликс, коллега по магазину. Их дружба настолько близкая, что у всех вокруг невольно возникает вопрос: почему они до сих пор не пара?
Ответ, как обычно, спрятан в сценарии: всё это часть большого плана судьбы.
Феликс тайно отправляет первую главу её незаконченного романа на конкурс и тем самым организует для неё место в элитной писательской резиденции имени Джейн Остин в Англии. Это не просто литературный лагерь, а нечто вроде духовного ретрита для избранных, где всё — от сада до столовой — пропитано духом Остин.
Новая Элизабет Беннет из Парижа
По задумке Пиани, фильм — не столько история о писательнице, сколько история самой Агаты, её внутренней эволюции.
Мы так и не узнаем, о чём она пишет свой роман — потому что сюжет концентрируется на ней самой.
Стоит Агате приехать в Англию, как сюжет начинает разворачиваться в духе самой Джейн Остин.
Там появляется Оливер — сын владельцев этой самой резиденции. Он высокомерен, язвителен, считает Джейн Остин переоценённой и не стесняется об этом говорить.
То есть буквально — живое воплощение мистера Дарси в худшем настроении.
Для зрителей — идеальные условия для эмоциональных катаклизмов, а для Агаты — полная катастрофа.
Её эмоциональная жизнь начинает стремительно превращаться в хаос: она разрывается между прошлым и настоящим, дружбой и влечением, мечтой и страхом.
К тому же незадолго до отъезда Феликс неожиданно целует её. И вот она, героиня, стоящая перед выбором:
— вернуться к тому, кто всегда был рядом,
или
— шагнуть навстречу мужчине, который с первых минут вызывает раздражение… и интерес.
Камилль Резерфорд — новая романтическая муза
Агату играет Камилль Резерфорд, и она потрясающа. В её игре есть та редкая смесь уязвимости и внутреннего света, которую так ценили у актрис старой школы.
Она не уверена в себе, не знает, чего хочет, и именно поэтому кажется живой. В ней чувствуется постоянная меланхолия, тихая надежда и готовность любить, несмотря на страх.
Резерфорд не превращает героиню в типичную «сильную женщину» из современных романтических фильмов. Её Агата — наоборот, мягкая, ранимая, иногда потерянная. И в этом — её сила.
Может, Джейн Остин написала бы её иначе, но Лора Пиани явно понимает: в XXI веке романтика должна звучать по-другому.
Мужчины как отражения чувств
Феликса играет Пабло Поли, а Оливера — Чарли Энсон, и они создают интересный контраст. Один — добрый, надёжный, родной. Второй — острый, надменный, раздражающий.
И хотя оба актёра отлично вписываются в историю, режиссёр даёт им мало пространства. Они остаются скорее символами, чем личностями — как будто нужны лишь для того, чтобы подсветить эмоциональные метания Агаты. Эта упрощённость мешает фильму заиграть во всю силу.
Побочные персонажи — племянник Агаты, чудаковатый старик Тодд и её депрессивная подруга Олимпия — тоже остаются на периферии. Кажется, у всех есть прошлое, но оно так и остаётся за кадром.
Романтика, музыка и немного хаоса
По духу «Джейн Остин и хаос в моей жизни» — это классическая романтическая драма с лёгким европейским налётом. Пиани знает, чего хочет добиться: она не делает ставку на громкие эмоции, а работает тонко, почти интимно.
Однако есть нюанс — музыка. Саундтрек перескакивает от меланхоличных струнных к лёгкому попу, от нежной лирики к почти комедийным темам.
Из-за этого общее настроение фильма иногда сбивается — будто режиссёр сама не до конца уверена, какую эмоцию хочет вызвать.
Но если смотреть на это как на отражение внутреннего хаоса героини — то работает.
Визуальный стиль и атмосфера
Оператор Пьер Мазойер снимает сдержанно и традиционно, не делая акцентов на визуальных метафорах. Картинка приятная, классическая, но без изюминки.
А ведь история, где современность сталкивается с викторианским духом, просила чуть больше визуального куража — игру света, отражения, контраст эпох.
Тем не менее фильм выглядит изысканно: английские пейзажи, уютные комнаты, книжные полки, чайные сервизы, вечерние прогулки по дождливым улицам — всё как в мечтах романтиков.
Итог: французская Джейн Остин с ноткой меланхолии
Лора Пиани сняла искреннюю, нежную и немного хаотичную историю о девушке, которая ищет себя в мире чужих ожиданий. Это не идеальный фильм — но он дышит жизнью и любовью к литературе.
Если бы Джейн Остин жила сегодня, возможно, она бы улыбнулась: её идеи о гордости, независимости и чувствах всё ещё волнуют людей, пусть и в новых декорациях.
А для зрителей, которые обожают книги и верят в силу искренней романтики, «Джейн Остин и хаос в моей жизни» станет уютным, тёплым откровением.
🎬 Вердикт:
Фильм не разрушает жизнь — он просто напоминает, что любовь, вдохновение и немного хаоса идут рука об руку.
И, может быть, именно это и есть по-настоящему аустеновское счастье.