Найти в Дзене
Библио Графия

Изящный исторический роман Томаса Манна «Лотта в Веймаре»

В погожий сентябрьский день 1816 года на Рыночной площади возле веймарской гостиницы «У слона» остановился почтовый дилижанс из Готы. Из него вышли три женщины. Две дамы, мать и дочь, и их служанка. Старшая дама — под шестьдесят, полноватая, приятной наружности. Младшая, её дочь, лет тридцати, была мила, но точно не милее матери, когда та была в её возрасте. Приехавших встречал коридорный Магер, услужливый и весьма проворный человек. При регистрации старшая дама указала свой статус и имя — вдова надворного советника Шарлотта Кестнер, рождённая Буфф, из Ганновера. Магер аж подпрыгнул. Шарлотта Кестнер! Лотта, которая была прообразом Вертеровой Лотты! Приезд Лотты в Веймар стал важным событием для всего города. Веймар — немецкий город, в котором полвека прожил Иоганн Вольфганг фон Гёте, гений, писатель, поэт, учёный, видный государственный деятель. Немецкий Пушкин и Ломоносов в одном лице, заслуги которого были признаны уже при жизни. Книга Томаса Манна «Лотта в Веймаре» — исторический

В погожий сентябрьский день 1816 года на Рыночной площади возле веймарской гостиницы «У слона» остановился почтовый дилижанс из Готы. Из него вышли три женщины. Две дамы, мать и дочь, и их служанка.

Старшая дама — под шестьдесят, полноватая, приятной наружности. Младшая, её дочь, лет тридцати, была мила, но точно не милее матери, когда та была в её возрасте. Приехавших встречал коридорный Магер, услужливый и весьма проворный человек.

-2

При регистрации старшая дама указала свой статус и имя — вдова надворного советника Шарлотта Кестнер, рождённая Буфф, из Ганновера. Магер аж подпрыгнул. Шарлотта Кестнер! Лотта, которая была прообразом Вертеровой Лотты!

Приезд Лотты в Веймар стал важным событием для всего города.

-3

Веймар — немецкий город, в котором полвека прожил Иоганн Вольфганг фон Гёте, гений, писатель, поэт, учёный, видный государственный деятель. Немецкий Пушкин и Ломоносов в одном лице, заслуги которого были признаны уже при жизни. Книга Томаса Манна «Лотта в Веймаре» — исторический биографический роман, в какой-то степени — художественная биография Гёте. Манн взял за основу реальный исторический факт и реальных исторических персонажей и написал портрет человека-эпохи. Что же это за факт?

-4

Факт небольшой и только гений Томаса Манна позволил ему на этой скромной основе создать невероятно изящное философское произведение.

-5

Суть этого факта заключалась в том самом событии, с которого я начала обзор. Шарлотта Буфф, в которую в юности был страстно влюблён Гёте, прототип образа Лотты в романе «Страдания юного Вертера», приехала в Веймар, чтобы навестить свою сестру. 63-летняя Шарлотта и 67-летний Гёте, не видевшиеся 44 года, встретились.

-6

Некогда пылкий юноша, полюбивший невесту друга и получивший отказ, к этому времени сиял в лучах славы. Шарлотта, мать одиннадцати детей, была вдовой.

Поразительно, насколько талантливо и плодотворно использовал Манн незначительный исторический факт, можно сказать, воздвиг на его основе великолепный литературный памятник Гёте, окунул читателя в эпоху немецкого Просвещения, романтизма и классицизма, погрузил в философские размышления, познакомил с нравами небольшого провинциального немецкого городка начала XIX века.

...Итак, весть о прибытии в город Лотты разносится по всеми Веймару. К гостинице стягиваются восторженные зеваки. А к Лотте, которая прилегла с дороги отдохнуть, начинают один за другим приходить посетители — художница мисс Гэзл, бывший секретарь Гёте доктор Ример, дочь писательница Иоганны Шопенгауэр, Адель, сын Гетё, Август. Все эти люди хотят поговорить с Шарлоттой. И практически все эти разговоры касаются Гёте.

-7

«Лотта в Веймаре» — философский роман, роман идей. Сюжет в нём крайне прост. Его можно пересказать в одном абзаце. А вот для того чтобы подробно рассказать, в чём состоит философия романа Томаса Манна, и большой статьи не хватит.

Роман Манна о конфликте между искусством и жизнью, прошлым и настоящим, о роли художника в жизни общества, о природе гениальности, феномене величия, крахе прежнего миропорядка...

-8

На самом деле Шарлотту в Веймар привело не столько желание встретиться с сестрой, сколько «беспокойство, вечно тревожащее воспоминание о неразгаданном и нечаянно разросшемся прошлом, неодолимое желание оживить его и "экстравагантно" связать с настоящим». То есть, прожив целую жизнь, будучи всё это время верной своему мужу, его памяти, Лотта так и не смогла до конца забыть юношу, который её искушал, не смогла найти ответы на вопросы, бередившие душу долгие десятилетия. Смогла ли она встретиться с Гёте, получила ли ответы на свои вопросы, рассталась ли со своим беспокойством, — вы сможете узнать, если дочитаете роман до конца.

-9

Сразу предупрежу — это не легкая и не быстрая прогулка. Чтение крайне неспешное, довольно театральное и даже старомодное. Как Манну, писавшему свой роман в 1939 году, удалось создать его столь аутентичным, — загадка. Вычурность и «кудрявость», присущие литературе начала XIX века, удались автору на славу. Бесконечные учтивые монологи и витиеватые диалоги временами закручивали мою душу в узел. Это, наверное, самое медленное чтение, которое было у меня за последние годы. С другой стороны, я ловила каждое слово Манна, потому что при всём обилии слов, в романе нет ни капли воды, всё важно. Потеряй ниточку, — и упустишь суть.

-10

Два момента более всего поразили меня в романе «Лотта в Веймаре».

Первый момент — ЧТО Манн написал. Воссоздание сложного, неоднозначного образа Гёте-художника и Гёте-человека, его биографии, с упором на поздний период жизни, когда Гёте стал уже классиком. Это и интересно, и крайне познавательно.

Второй момент — КАК Манн написал. Это такие психологические глубины, такая многогранность чувств и поступков. Язык — не то чтобы чрезмерно сложный, но довольно манерный, куртуазный, замысловатый, с тонкой долей иронии к событиям и людям. Ниточка, проведённая к «Страданиям юного Вертера», в каком-то смысле продолжающая его.

-11

Я читала роман «Лотта в Веймаре» с особенным чувством. Поскольку была в Веймаре, видела, насколько всё здесь проникнуто гением Гёте, могу себе представить, какое влияние оказал этот мощный человек на всех, кто его окружал. Я гуляла по Рыночной площади, видела гостиницу «У слона». Мне кажется, что я даже лежала на белоснежной подушке в номере Лотты, видела её накрытое платком лицо, кудряшки, с трепетом смотрела вместе с нею из окна на площадь.

-12

Собственно, сама идея прочитать «Лотту в Веймаре», перечитать «Страдания юного Вертера» и «Фауста» (в двух переводах) возникла у меня после знакомства с Веймаром. Так бывает, когда место, овеянное чьим-то гением и славой, не только углубляет твои познания, но и вдохновляет на что-то большее. Наверное за этим люди и путешествуют.

P.S. Иллюстрирую обзор кадрами из фильма «Лотта в Веймаре», который был снят в 1975 году в ГДР. Режиссёр — Эгон Гюнтер. В главных ролях — Лилли Палмер и Мартин Хеллберг. Смотрела фильм на немецком языке, поскольку не смогла найти переведённый. Но поскольку фильм снят по книге, всё было понятно. Актёры подобраны замечательно. Визульная картинка — изящная, прелестная, прекрасно передающая атмосферу книги, её вдумчивость, уютность, тёплую иронию. Лилли Палмер в роли взрослой Лотты несказанно хороша.

Читали книгу? Смотрели фильм?

Друзья, приглашаю на свой канал на Boosty. Там вас ждут увлекательные совместные чтения, отзывы о книгах, отчёты о путешествиях, мои дневники. Ну и, конечно, жду вас в Телеграме!