Его имя не звучит со всех экранов, но его подвиг так же велик, как подвиги многих подростков во время Великой Отечественной войны. И земляки хранят память о герое-подростке.
Потеря отца далась трудно
Иван родился в селе Бурцево, расположенном в Новодугинском районе Смоленской области, и вырос в большой многодетной семье.
Когда началась война, отец вместе со старшими сыновьями отправился на фронт. Спустя всего месяц пришло трагическое извещение - отец Ивана погиб. Эта утрата глубоко потрясла мальчика. Ему было трудно смириться с тем, что совсем недавно жизнь была спокойной и семейное счастье казалось неизменным, а теперь всё круто изменилось. Иван очень любил своего отца. Ночами он тайком пробирался в холодную и пустую кузницу, где ещё недавно трудился отец, и горько плакал там в одиночестве.
Думал, что мать и сёстры сгорели в собственном доме
Вскоре пришло новое горе - фашисты разбомбили родное село Вани. Их дом был разрушен прямым попаданием снаряда. В это время его мама и три младшие сестры - Лида, Зина и Маша - находились внутри. Ваня метался по дымящимся развалинам, кричал, звал маму и сестёр, но никто не отвечал.
Мальчик решил, что остался сиротой, потеряв всех близких в одно мгновение.
В его душе образовалась глубокая, болезненная пустота, будто бомба пробила не только стены дома, но и прямо сердце. Родной очаг за секунды превратился в пылающую гробницу, где, как думал Ваня, нашли свою погибель те, кого он любил.
От семьи не осталось ничего, и единственное чувство, которое крепко укоренилось в нём, было желание отомстить - за родных, за дом. Так четырнадцатилетний мальчик за один миг повзрослел и остался совсем один.
Он решил отправиться на фронт "зайцем".
Ваня понимал, что в свои четырнадцать лет ему не удастся попасть в армию официально: возраст не позволял. Тогда он решил пробраться на передовую тайком. Завидев проходящий мимо эшелон, мальчик спрятался в одном из вагонов.
Лейтенант Алексей Очкин, командир-артиллерист, обнаружил его на станции Повадино. Именно через эту станцию группа артиллерии 112-й стрелковой дивизии двигалась к Сталинграду. Парнишка, крепко укутанный в огромную ветхую шинель и обутый в старые ботинки, прятался под брезентом. Солдаты накормили его кашей, и Ваня рассказал обо всём: что отец погиб и что он готов идти на фронт. Узнав о нелегальном "пассажире", капитан Богданович приказал высадить "зайца" на следующей станции и передать коменданту.
Но неугомонный Фёдоров убежал до выполнения приказа. Преодолев крыши вагонов, он добрался до тендера с запасами угля и забрался внутрь. Его вновь обнаружили и доставили к комиссару Филимонову в штабной вагон.
На вопрос о том, как его зовут, мальчик ответил по деревенскому обыкновению: "Иван - я, Фёдоровы - мы".
Сначала Ваню направили работать на полевой кухне в артиллерийском полку, который входил в состав 112-й стрелковой дивизии, наступающей на Сталинград. Однако кулинарные дела мало интересовали подростка. Ваня стремился участвовать в сражениях. Он носил снаряды, осваивал стрельбу из винтовки и неоднократно помогал спасать вооружение и боеприпасы в ходе бомбардировок.
Сталинград
Летом 1942 года Иван оказался в Сталинграде. Его подразделение заняло позиции за Доном, неподалёку от железнодорожного моста, на стратегически важной высоте. На противоположной стороне реки уже закрепились соединённые силы 6-й армии Паулюса и 4-й танковой армии Гота, устремившиеся к городу.
Иван часто представлял себя в сражении с немцами. Ночами он помогал укреплять позиции, вместе с остальными бойцами рыл окопы. Соратники заботились о нём, словно о собственном ребёнке.
Однако фашисты сумели захватить Мамаев курган.
Все понимали - тот, кто удержит эту высоту, станет хозяином города. Наши солдаты многократно штурмовали Курган, но вынуждены были его оставлять. Потери оказались огромными. Новые бойцы, прибывавшие прямо с переправы, исчезали буквально на глазах. Очевидцы Сталинградской битвы вспоминали те события как "непрекращающееся грохочущее безумие". От постоянных огненных вспышек у бойцов дымились гимнастёрки.
Ивана к атакам на Мамаев курган не подпускали - это было смертельно опасно. Но когда наводчик орудия получил ранение в лицо, он сам занял его место. Первые выстрелы дались ему с трудом: перекрестье панорамы никак не удавалось совместить с вражеским танком.
После боёв за Мамаев курган Иван участвовал в обороне завода "Красный Октябрь". Сил хватало лишь на то, чтобы отбиваться среди разрушенных горячих стен, завалов искорёженного бетона и застывающего пепла.
Погиб, но не сдался
По приказу Сталина, отданному 13 октября 1942 года, всех подростков обязали пройти обучение в ремесленных или военных училищах. Уже на следующий день Ваню должны были эвакуировать на восток, но этого сделать не успели. Ранним утром, в 5 часво 30 минут, немецкие войска начали артобстрел. К восьми часам утра в наступление пошли танки противника.
Иван, как и все остальные, принял бой. Он подобрал автомат и открыл огонь по врагу.
В разгар сражения мальчик получил серьезное ранение, ему раздробило локоть левой руки. Превозмогая боль, Ваня стиснул зубы и начал бросать гранаты правой рукой. Но спустя мгновения осколком снаряда ему полностью оторвало кисть правой руки. Подросток рухнул, и бойцы решили, что он мёртв. Однако Ваня нашёл в себе силы приподнять голову, увидев, как танки противника, обходя площадь слева, устремились вдоль узкого прохода у руин заводской стены.
Собрав остатки сил, Ваня прижал к груди свои изувеченные руки. Прямо перед ним лежали противотанковые гранаты, но взять их он не мог. Тогда он ухватил зубами кольцо одной из гранат, а раненые руки использовал для её поддержки. Испытывая нечеловеческую боль, мальчик выбрался из окопа.
Лейтенант Алексей Очкин, очевидец того боя, вспоминал те страшные мгновения: лейтенант, комиссар и все бойцы видели, как над пылающей землёй поднялся Ваня с гранатой в зубах. Он подался вперёд навстречу ревущим вражеским танкам. Зубами он выдернул чеку из гранаты и упал под грохочущие гусеницы танка. В этот же момент раздался взрыв. Танк застыл, а за ним и вся фашистская колонная.
Время словно замерло в минуте молчания в честь отважного мальчика.
Он отстоял честь своего дома, семьи, своего отца, сестёр и матери, обретая победу в тот трагический момент.
Лейтенант Алексей Очкин сумел устоять в жестоком сражении и пережил все трудности войны, дожив до Великой Победы. Он хранил в своём сердце память о героическом поступке юного Ивана Фёдорова всю свою жизнь. В 1973 году Алексей описал подвиг мальчика в своей книге, передавая детали того страшного дня.
Спустя годы лейтенанту удалось узнать, что мать Вани, Наталья Никитична, выжила. Вместе с дочерьми она чудом спаслась из-под обломков. К сожалению, братья Ивана не вернулись с войны.
Сегодня на родине Ивана Фёдорова, в поселке Новодугино Смоленской области, есть улица, названная в его честь. А на площади Дзержинского в Волгограде, где мальчик совершил свой бессмертный подвиг, на здании школы № 3 установлена мемориальная доска, увековечившая его смелость и самоотверженность.