Мастерство не пункт назначения, а путешествие длиной в жизнь
Как же жестко я подсел на Лигу Легенд (LoL) во время коронавируса. Проектов у меня тогда было раз-два и обчёлся, а так как карантин сковал Ташкент мертвой хваткой у меня в распоряжении оставалось много свободного времени. Недолго думая, я решил окунуться в легенду жанра MOBA.
Игра впечатлила меня уровнем глубины и сочности контента, продуманностью маркетинга, творческими коллаборациями и кучей всего, что я просто устану перечислять. Если ты представитель около-маркетинговой тусовки, достаточно будет пары часов в самой игре или на Ютубе, чтобы понять что, Лига и все её дочерние продукты (особенно сериал Arcane) — один из лучших кейсов индустрии развлечений. Прочие же могут насладиться промо-роликами, вызывающими мурашки, и послушать треки на официальном аккаунте Spotify.
Среди персонажей Лиги есть персонаж — Мастер Йи. Странствующий монах-мечник в маске Сэма Фишера из серии игр Splinter Cell. Мало того, что игра рекомендует его новичкам как персонажа легкого в освоении, а кандзи Йи (易) в его имени переводится как «лёгкий, нетрудный», так ещё и сам мастер во время игры поучает тебя репликой: «Настоящий мастер — это вечный ученик».
Фразы персонажей настолько часто повторяются за одну игровую сессию (20–30 минут), что намертво оседают в краткосрочной памяти. А у заядлых игроков — так и на всю жизнь. Конкретно в моем случае, эта мечник будто намеренно щекотал мои комплексы.
В те годы у меня зашкаливал синдром самозванца. Недоверие к навыкам и низкая самооценка грызли настолько часто и сильно, что всякий раз когда мне приходилось представлять себя перед клиентом, в горле застревал комок, а поджилки тряслись как осиновый лист.
Как ни странно, именно озвучка пиксельного самурая стала ключом к разрешению синдрома. Парадоксальное соединение противоположностей в словах Мастера было настолько точным в контексте игры на этом персонаже, что объясняло простую истину:
Настоящий мастер намеренно остаётся вечным учеником. Потому что именно признание своего неисчерпаемого невежества и открытость к вечному обучению приближают его к подлинному мастерству. Забавно, что это высказывание, адаптация сократовского: «Я знаю, что ничего не знаю». Несмотря на то, что я регулярно слышал эту цитату чуть ли не со школы, она только укрепляла мой синдром самозванца. Мол, даже если сверх-разум Сократ сомневался — какое я имею право на уверенность?
Позже я обнаружил дзен-буддистскую концепцию Shoshin — состояние ума, когда ты смотришь на мир с любопытством и без предвзятостей. Позволяешь себе быть наивным. На эту тему прекрасно высказался Павел Вржещ. Особенно мне понравился его тейк про то, что экспертность — антагонист креативности. Стоит тебе признать себя экспертом и ты моментально попадаешь в зону креативной импотенции. Ведь эксперты не ошибаются (особенно на публике), а креативность невозможна там, где нет места ошибкам. Принцип Shoshin стал моим опорным. Особенно его польза раскрывается, когда проект вроде как сильно похож на то, что ты уже делал раньше и твой ум автоматически вешает на него ярлык.
Причем тут дисциплина?
Год назад команда моего клиента — архитектурного бюро Akitekt — попросила включить дисциплину в платформу бренда как ключевую ценность команды. Чуток ликбеза, чтобы было проще вникнуть в контекст.
- Платформа бренда — это подробный документ, согласно которому живёт и развивается бренд. Что-то сродни кодексу чести, но для организаций. Она помогает компании сохранять целостность смыслов и образов, начиная от корпоративных презентаций до стратегических решений.
- Ценности бренда — это поведенческие ориентиры, которые должны принести бренду долгосрочный и устойчивый успех. Само собой, ценности не должны быть липовыми и притянутыми за уши ради красного словца. Например, у Basecamp ключевая ценность — «работа без перегрузок». Они радикально не поощряют переработки и даже написали об этом целую книгу.
Не то чтобы я удивился запросу клиента. Дисциплина вполне себе «рабочая» ценность. Например, Nike в 1977 интерпретировали дисциплину как стремление к идеальной продуктивности (пункт #3) и преодоление трудностей через упорство.
Скорее во мне на секунду завис внутренний эксперт. Всё это время мне казалось аксиомой, что дисциплина неотделима от успешного бизнеса, и это убеждение мешало увидеть очевидное.
Оказалось, что большинство (средний возраст команды - 25 лет) воспринимает дисциплину как насилие над собой ради исполнения чужой воли. Это естественно. Нам, детям пост-СССР, дисциплина преподносилась именно под таким соусом. Прописать в платформе важность дисциплины и приучать к ней команду — означало бы вызвать отторжение к бренду. Необходимо было изменить подход.
Решение задачи подсказала этимология. Латинское disciplina означает «учение», а однокоренное discipulus — «ученик». Логика рефрейминга была простой: если настоящий мастер — это вечный ученик, а само слово «ученик» происходит от disciplina, значит, настоящий мастер никогда не перестаёт дисциплинировать себя.
Обобщенно, стратегия бюро построена на вокруг идеи: «ты — архитектор своей жизни». При создании стратегии мы сместили фокус с архитектора как профессионального ярлыка, на приглашение осознанно проектировать свою жизнь. Забавно, что отчасти этому решению поспособствовало название компании.
И раз мы уже заявили, что каждый сам себе архитектор, то дисциплину тем более не нужно насаждать из-под палки. Человек должен самостоятельно решить, какой дисциплине себя посвятить. Для этого ему нужно захотеть быть мастером и осознанно войти в позицию «вечного ученика».
Фишка в том, что это сделать это невозможно, пока у человека отсутствует видение собственной жизни, как творческого проекта. Попрошу не воспринимать «проект» как заезженный термин из категории продуктивности. Мы подразумевали то, что имел в виду Джеймс Карс в произведении Finite and Infinite Games — бесконечный процесс открытий и личной эволюции.
Человек не способен к истинной дисциплине, если у него отсутствует хотя бы туманный образ будущего. Всегда может спустить на сотрудников рамки. Так делает подавляющее большинство компаний на рынке Узбекистана. Да, какое-то время люди будут считаться с внешними ограничениями — из страха потерять работу или нужды в стабильной зарплате. Однако без внутренней мотивации вся конструкция держится на соплях.
Я не идеализирую. У внешнего контроля есть эффективность. Просто она краткосрочна. Если у человека ещё остались хоть какие-то мечты, дисциплина не подкрепленная смыслом рано или поздно приведет к выгоранию. Под удар попадут даже самые лояльные и энергичные члены организации. Мы с Akitekt не могли себе этого позволить. Нам были нужны не исполнители под готовые инструкции, а люди с внутренним стержнем — знающие, чего хотят от жизни, как это получить и на какие жертвы пойти.
Платформа бренда строилась не ради фасада, а как внутренняя опора для таких людей. Подмена убеждения принуждением убила бы её изнутри. Именно поэтому мы пошли по сложному пути — объяснять, а не насаждать. И за это — отдельный респект команде бюро. Далеко не каждый бизнес готов взять на себя такую взрослую стратегию. Не говорю уже о том, как сильно такая стратегия сужает воронку найма на рынке (я про Узбекистан) с безумным кадровым голодом.
Философия на практике
Окей, синхронизируемся. На выходе у нас 2 утверждения:
- Настоящий мастер — это вечный ученик
- Настоящий мастер всегда дисциплинирован, потому что не перестаёт быть учеником
Несмотря на абстрактность, оба утверждения служат надёжным каркасом на пути к мастерству. Как известно у самурая нет цели, только путь. Быть самураем по жизни — это шлифовать навык фехтования до тех пор, пока госпожа Смерть не разлучит тебя с катаной. Романтично, но малоприменимо.
Сегодня нам важно измерять прогресс, определять уровень навыков, выстраивать эффективные программы обучения и оценивать готовность к решению задач. Одной лишь преданности делу недостаточно - в мире, где успех измеряется конкретными результатами, оценивают не намерения, а способность качественно выполнять работу.
Особенно остро вопрос оценки компетенций стоит в сфере образования и HR. Для таких случаев и существует модель братьев Дрейфус. Она описывает трансформацию мышления и поведения на пути от новичка к мастеру и помогает понять, как человек взаимодействует с задачами на каждом этапе развития.
Если не вдаваться в детали, то вся модель укладывается в фразу — «осознанная практика». В западном интернете известную как deliberate practice.
Модель делит прогресс на 5 уровней:
- Новичок
- Любитель
- Компетентный
- Опытный
- Эксперт
Новичок тотально следует инструкциями, избегает ошибок и перекладывает ответственность на метод, если что-то идёт не так. По мере развития он осмеливается экспериментировать, замечать закономерности и вырабатывает свои подходы. Постепенно у него крепнет уверенность, появляется объёмное восприятие задач, снижается зависимость от внешних подсказок. Интуиция мягко вытесняет жёсткие правила, а работа становится не механикой, а формой присутствия в моменте «здесь и сейчас».
Да Винчи говорил: «Плох тот ученик, что не превзошёл учителя». А я скажу: плох тот мастер, что перестал быть учеником. Истинный мастер с радостью и энтузиазмом признает недостижимость совершенства. Он не выписывает себе грамоты за опыт и достижения, а продолжает непринужденно играть. Мастер чихать хотел на каком уровне прогресса находится его навык. Для него важен сам творческий акт, в котором он растворяется целиком. Словно ребенок.