Найти в Дзене

Ликбез для предпринимателя: все о штрих-кодах и кодах маркировки «Честный ЗНАК»

Технология штрихкодирования активно применяется в разных сферах жизни, в том числе для работы на складе. С ее помощью ускоряется приемка, инвентаризация продукции. Каждому товару присваивают уникальный код, зашифрованные в нем данные считывают с использованием специального устройства. В этой статье мы расскажем о видах штрих-кодов, как их получить. Объясним, какое оборудование и программы подходят для работы с ними. Штрих-код — графическое изображение, которое содержит зашифрованные данные о товаре или объекте: наименование, страну производителя, состав продукции и пр. Бывает двух видов: Как правило, штрихкоды наносят на упаковку при изготовлении продукции. Но их также может создавать оптовик или ритейлер для внутреннего учета. Для получения штрих-кода на товар можно действовать разными способами. Производитель должен зарегистрироваться в международной системе GS1 (представительство в России — «ГС1 РУС») и генерировать уникальные коды. Импортер действует таким же способом, как изготови
Оглавление

Технология штрихкодирования активно применяется в разных сферах жизни, в том числе для работы на складе. С ее помощью ускоряется приемка, инвентаризация продукции. Каждому товару присваивают уникальный код, зашифрованные в нем данные считывают с использованием специального устройства.

В этой статье мы расскажем о видах штрих-кодов, как их получить. Объясним, какое оборудование и программы подходят для работы с ними.

Что такое штрих-коды и для чего нужны

Штрих-код — графическое изображение, которое содержит зашифрованные данные о товаре или объекте: наименование, страну производителя, состав продукции и пр. Бывает двух видов:

  1. Линейный (EAN-13, Code 39, GTIN), его еще называют баркодом — представлен в виде последовательности черных и белых полос. Такие идентификаторы часто используют для отслеживания оптовых партий товаров, производственного сырья, маркировки медицинских карт пациентов и пр.
  2. Двумерный (Data Matrix, QR-код, Aztec Code) — в форме квадрата либо прямоугольника с черными и белыми элементами. Считывается 2D-сканером. Его можно встретить на продукции, подлежащей обязательной маркировке; экране онлайн-кассы — используется для бесконтактной оплаты товаров и услуг; на рекламных баннерах и в буклетах — для перехода на сайт рекламодателя или производителя.

Как правило, штрихкоды наносят на упаковку при изготовлении продукции. Но их также может создавать оптовик или ритейлер для внутреннего учета.

Где взять штрих-код на товар

Для получения штрих-кода на товар можно действовать разными способами. Производитель должен зарегистрироваться в международной системе GS1 (представительство в России — «ГС1 РУС») и генерировать уникальные коды.

Импортер действует таким же способом, как изготовитель. Но если товар уже зарегистрирован в международной системе штрихкодирования, может использовать код GTIN иностранного производителя.

Для внутреннего учета на складе допустимо применять программы-генераторы (например, Bartender или Labeljoy). Они позволяют создавать этикетки со штрих-кодами без регистрации в «GS1».

Коды для продажи товаров через маркетплейс можно генерировать в личном кабинете продавца на сайте торговой площадки.

-2

Маркировка «Честный ЗНАК»

«Честный ЗНАК» («ЧЗ») — российская национальная система цифровой маркировки, созданная для отслеживания движения товаров с момента их производства до продажи конечному покупателю. В качестве средств идентификации применяются двумерные штриховые коды Data Matrix, содержащие уникальную информацию о продукции: наименование производителя, серийный номер, срок годности и пр.

Обязательной маркировке и прослеживанию через систему «Честный ЗНАК» подлежат молочные изделия, обувь, одежда, пиво, лекарства и многие другие товары. Список постоянно пополняется новыми товарными группами. Маркировка «Честный ЗНАК» отличается от других кодов такими признаками:

  1. Обязательность. Наличие средств идентификации формата Data Matrix на отдельных группах товаров — требование закона.
  2. Уникальность. Каждый код не повторяется в течение 5 лет с момента его создания.
  3. Защищенность. Маркировку «Честный ЗНАК» невозможно подделать. При ее создании используются криптографические средства шифрования.

Маркировка продукции кодами «Честный ЗНАК» осуществляется на этапе производства или импорта в РФ. В случае перемаркировки товаров средства идентификации могут заказывать представители розничного или оптового звена. Например, если этикетка со штрих-кодом утеряна в дороге или действует требование по маркировке остатков.

Как получить коды маркировки

Для возможности заказа средств идентификации производитель должен:

  1. Присоединиться к Ассоциации «ГС1 РУС» и получить коды GTIN.
  2. Приобрести УКЭП.
  3. Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
  4. Описать товары в Национальном каталоге. Понадобится указать их характеристики и GTIN.

Как получить штрихкоды обязательной маркировки на продукцию:

1. В личном кабинете на сайте ЧЗ перейдите в раздел «Управление заказами».

-3

2. Во вкладке «Заказы» нажмите «+ Создать».

-4

3. На этапе «Общие данные» нажмите кнопку «Перейти к товарам». Заполните поля — укажите товарную группу, способ выпуска в оборот и другие данные.

4. На этапе «Товары» заполните сведения о продукции, укажите количество кодов маркировки и пр. Нажмите «Сохранить». Отобразится заказ со статусом «Создан».

-5

5. Отправьте его на рассмотрение. По завершении модерации и генерации кодов маркировки статус заказа изменится на «Доступен». Средства идентификации отобразятся в личном кабинете на сайте «ЧЗ». У них будет статус «Эмитирован», это значит, их можно выводить на печать.

Коды «Честный ЗНАК» стоят 50 копеек каждый, без учета НДС. Оплатить их можно на этапе эмиссии или нанесения, но пополнить лицевой счет нужно до оформления заказа Data Matrix.

Далее производитель осуществляет маркировку товаров, после чего вводит коды в оборот и передает отчеты об этом в «Честный ЗНАК».

Оборудование для работы со штрих-кодами

В зависимости от типа бизнеса и решаемых задач, для работы со штрихкодами используется то или иное оборудование. Производитель печатает маркировку для нанесения на товары. Оптовик ведет учет продукции по штрих-кодам на складе — принимает ее от поставщика и отгружает в магазины. Представитель розницы — считывает коды при продаже товаров. Опишем оборудование, поддерживающее технологию штрихкодирования.

Принтер этикеток — для их печати. Если маркируют товары с высокой оборачиваемостью, которые не задерживаются на складе, можно использовать термопринтер. Для продукции с долгим сроком хранения — термотрансферный. Выбор принтера этикеток зависит от требуемого объема печати. На крупных предприятиях с большим ассортиментом и высоким товарооборотом целесообразно использовать устройства промышленного класса — они самые производительные (более 20 тыс. стикеров в день). Например, TSC MH341 со скоростью работы до 305 мм/с. Для компаний со средним товарооборотом подходит настольный принтер (до 5 тыс. этикеток в день) — такой как Bixolon XD5-43d (до 127 мм/с). Менее производительные — мобильные устройства (до 1 тыс. стикеров в день). Например, АТОЛ XP-323 печатает со скоростью до 70 мм/с.

Сканер штрих-кодов — для считывания кодов. Бывает проводным и беспроводным. Последний — работает от аккумулятора. Такой сканер штрих-кодов применим, например, при продаже габаритных и тяжелых товаров. Чтобы сканировать маркировку, их не нужно перемещать в кассовую зону. Считанные коды передаются на ККТ по Bluetooth. Пример проводного 2D-сканера — АТОЛ Impulse 12. Беспроводная модель — АТОЛ SB3100 BT. В магазине также можно использовать стационарный сканер штрих-кодов. Например, CINO S680-BSR.

При розничной продаже маркированных товаров 2D-считыватель и онлайн-касса «участвуют» в выводе продукции из оборота. Когда кассир сканирует код маркировки, данные передаются в кассовую программу, а оттуда — в систему «Честный ЗНАК».

ТСД (терминал сбора данных) — для учета продукции на складе либо в магазине. Используется для автоматизации приемки, отгрузки, инвентаризации и других бизнес-процессов. Мобильное устройство имеет встроенный сканер штрих-кодов и работает от аккумулятора. Популярные модели: iData K3S, Urovo DT40. ТСД сканирует коды, обрабатывает данные с помощью установленного мобильного приложения (такого как DataMobile), выгружает информацию в учетную программу.

Программы для учета товаров по штрих-кодам

Складские и торговые операции фиксируются в учетной системе. Чаще всего используют конфигурации «1С» — «1С:Розница» ред. 3, «1С:Управление торговлей» ред. 11 и пр. Они позволяют:

  • вести точный учет товаров;
  • оптимизировать логистику;
  • контролировать остатки;
  • организовывать адресное хранение на складе, при котором продукция размещается по ячейкам;
  • собирать различные данные и формировать отчеты для оценки эффективности бизнеса.

Конфигурации «1С» поддерживают интеграцию с системой «Честный ЗНАК», работу с торговым оборудованием: онлайн-кассой, 2D-сканером и др.

Мобильное приложение DataMobile

ТСД «умеет» считывать маркировку с товаров. Но он работает не так, как сканер штрих-кодов. Отсканированные данные не передаются на управляющее устройство, а обрабатываются прямо на терминале. Для этого на него нужно установить специализированный софт.

DataMobile — приложение для ТСД с ОС Android. Его можно использовать на складе, производстве и в магазине — там, где ведется мобильный учет товаров. ПО DataMobile поддерживает технологию штрихкодирования и решает такие задачи:

  • идентификация товаров при считывании с них штрихкодов с помощью встроенного в ТСД сканера;
  • обработка данных, формирование документов приемки, отгрузки, инвентаризации и пр. — зависит от типа выполняемой операции;
  • передача данных в учетную систему.

Софт DataMobile интегрируется с конфигурациями «1С» без использования дополнительных драйверов. Имеет готовые шаблоны стикеров. Пользователь может посылать принтеру команды печати этикетки прямо с ТСД.

ПО DataMobile работает с продукцией, прослеживаемой через государственную систему «Честный ЗНАК». Для этого к нему требуется подключить дополнительный программный модуль Маркировка.

Хотите получать больше полезной информации об автоматизации товароучета по штрихкодам? Подписывайтесь на канал и вы не пропустите ничего важного! В следующей статье дадим полезные рекомендации по автоматизации складского учета.