Найти в Дзене
Читала_Алла

100 лет со дня рождения

Евгений Иванович Носов (1925–2002гг) – советский писатель. Не родственник, а однофамилец многочисленным Носовым из писательской среды. Родился Евгений Носов в селе Толмачëво под Курском. Шестнадцатилетним пережил фашистскую оккупацию. После Курского сражения ушёл на фронт, воевал в армии маршала Рокоссовского. С 1957 года начали издаваться литературные произведения Евгения Носова. В основном, это рассказы и небольшие повести. Почти все произведения писателя можно отнести к деревенской и военной прозе. В сборник «Усвятские шлемоносцы» вошли одноимëнная повесть и несколько рассказов. Постараюсь рассказать понемногу, но о каждом произведении из этой книги. В лето, как быть тому, Касьян косил с усвятскими мужиками сено. Так начинается повесть. 1941 год. Небольшая деревня, стоящая на высоком берегу реки Остомли, где-то в Черноземье. Покос в самом разгаре. Утомившиеся мужики и пришедшие им на помощь женщины отдыхают в тени деревьев, пережидая полуденную жару. Собравшись перекусить,
Оглавление

Евгений Иванович Носов (1925–2002гг) – советский писатель. Не родственник, а однофамилец многочисленным Носовым из писательской среды.

Родился Евгений Носов в селе Толмачëво под Курском. Шестнадцатилетним пережил фашистскую оккупацию. После Курского сражения ушёл на фронт, воевал в армии маршала Рокоссовского.

Памятник Евгению Носову в Курске, фото из Википедии
Памятник Евгению Носову в Курске, фото из Википедии

С 1957 года начали издаваться литературные произведения Евгения Носова. В основном, это рассказы и небольшие повести. Почти все произведения писателя можно отнести к деревенской и военной прозе.

М.: «Советский писатель», 1986
М.: «Советский писатель», 1986

В сборник «Усвятские шлемоносцы» вошли одноимëнная повесть и несколько рассказов. Постараюсь рассказать понемногу, но о каждом произведении из этой книги.

Усвятские шлемоносцы

В лето, как быть тому, Касьян косил с усвятскими мужиками сено.

Так начинается повесть.

1941 год. Небольшая деревня, стоящая на высоком берегу реки Остомли, где-то в Черноземье.

Покос в самом разгаре. Утомившиеся мужики и пришедшие им на помощь женщины отдыхают в тени деревьев, пережидая полуденную жару. Собравшись перекусить, отправляют гонца в деревню за хмельным. Но гонец возвращается не с бутылками, а с вестью... Война!

И всё меняется в одночасье.

Но только ли на людях – на всей деревне с её заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, всë было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело её привкус.

А в деревню начали приходить повестки. И начинаются сборы, плач, рëв... Шьются дорожные сумки, печëтся хлеб.

Касьян задержался в дверях, глядя, как мать, засучив рукава под самые подмышки, обнажив иссохшие, сквозившие синевой руки, низко повязанная платком, тискала кулаками тесто <...> –К чему навела столько? – заметил Касьян, встретив возбуждëнный взгляд матери. – Будет тебе потом... – Ну как же! – Мать запястьем пересунула платок повыше. – Идëшь ведь... (иллюстрация из книги)
Касьян задержался в дверях, глядя, как мать, засучив рукава под самые подмышки, обнажив иссохшие, сквозившие синевой руки, низко повязанная платком, тискала кулаками тесто <...> –К чему навела столько? – заметил Касьян, встретив возбуждëнный взгляд матери. – Будет тебе потом... – Ну как же! – Мать запястьем пересунула платок повыше. – Идëшь ведь... (иллюстрация из книги)

Касьян – деревенский конюх. Оставляет дома старую мать, двух малых сыновей и беременную жену Натаху. А в конюшне – коней.

Конь, положив голову на Касьяново плечо, слушал, водил ушами, и эта доверчивая тяжесть была приятна и радостна Касьяну.
– А я, вишь, ухожу. Война, браток, война! Негожее дело затеялось. Сена не напасли, овëс вон подчистили...

Усвятское ополчение собралось и готово уходить.

... Касьян отстранил от себя мать: – Ступай, мама. Нельзя... – Иду, иду... – поспешно, согласно закивала она  и, воздев руки, маленькая – едва по Касьяново плечо, – немощно потянулась к нему с лихорадочно-поспешным поцелуем. –Ну, час добрый! Час добрый, сынок. Смотри там... Храни тебя господь. (иллюстрация из книги)
... Касьян отстранил от себя мать: – Ступай, мама. Нельзя... – Иду, иду... – поспешно, согласно закивала она и, воздев руки, маленькая – едва по Касьяново плечо, – немощно потянулась к нему с лихорадочно-поспешным поцелуем. –Ну, час добрый! Час добрый, сынок. Смотри там... Храни тебя господь. (иллюстрация из книги)

Эта повесть – одно из сильнейших военных произведений, которые я вообще когда-либо читала. При том, что война как таковая не описывается здесь вовсе. Но с самых первых строк просто захлестывает волна страха, жалости к людям и почти физического ощущения близости войны...

Написана повесть была в 1977 году, а в 1981 году режиссёром Сиренко А. В. снят кинофильм «Родник» по этому произведению.

Красное вино победы

В 1945 году Евгений Носов был тяжело ранен в бою под Кёнигсбергом. И День Победы встречал в госпитале в городке Серпухове.

Вот об этом и написан автобиографический рассказ "Красное вино победы".

Не все встретили Победу. Кто-то остался на поле боя, а кто-то не дожил нескольких часов и уже никогда не встанет с госпитальной кровати.

А Победа наступила! И главврач госпиталя распоряжается налить всем раненым вина...

– Ох ты, грехи наши тяжкие... – проговорила нянька, подняла с пола оброненную картинку с копëшкиной избой и прислонила её к нетронутому стакану с вином. (иллюстрация из книги)
– Ох ты, грехи наши тяжкие... – проговорила нянька, подняла с пола оброненную картинку с копëшкиной избой и прислонила её к нетронутому стакану с вином. (иллюстрация из книги)

Во субботу, день ненастный

Ненастная нелëтная погода застала людей на аэродроме небольшого райцентра.

Промокшие несостоявшиеся пассажиры разбрелись по близстоящим домикам, обогреться и хоть немного высушить свою одежду.

Несколькими штрихами описаны внешности людей, случайно оказавшихся рядом, несколькими фразами – диалоги. И вот уже просматриваются судьбы человеческие, сложные, трагические, опалëнные войной.

Женщина сбросила дрова к подножию печи, на землю, истыканную острыми поросячьи копытцами, и, не раздеваясь, приговаривая: «Сичас, сичас... А я вчерась не управилась нарубить, дак и припозднилась с печкою»...
Женщина сбросила дрова к подножию печи, на землю, истыканную острыми поросячьи копытцами, и, не раздеваясь, приговаривая: «Сичас, сичас... А я вчерась не управилась нарубить, дак и припозднилась с печкою»...

А самолёт, всё-таки, прилетел.

– Да вы горóдами, горóдами бегите. Тут ближче...
Самолёт, развернувшись над селом, серым кургузым саранчуком промелькнул за деревьями и пал где-то в поле.

И уплывают пароходы, и остаются берега

Онега. Теплоходы и катера бегут и бегут к острову, везут и везут туристов. Кижи. Впрочем, остров в рассказе ни разу не назван, но узнаëтся безошибочно.

Фото из книги
Фото из книги
Кижи. Фото моё
Кижи. Фото моё

Местный онежский житель Савоня, немолодой уже человек, прошедший войну и покалеченный ей.

Савоня объявлялся на острове с первыми теплоходами и, как зяблик, исчезал внезапно с осенними холодами.
Савоня
Савоня

Компанию молодых людей, задержавшихся на острове, Савоня катает на лодке, устраивает им что-то вроде пикника с ухой. И, конечно, рассказывает всевозможные истории. Вот, например, история о том, как на остров заехал один начальник.

Глядь, и начальство вон оно из району. Справился тот начальник про колхозные дела, всё своё спроворил и уезжать собрался. А церкви середь острова стоят, никак их не минешь. Повернул он на них поглядеть. Походил это он по погосту, подприщуривался... И говорит тот заезжий человек: разобрали бы вы, мужики, этот хлам. Завалится, дак и ушибет кого. Сколь под ним пашни занято, под погостом.
Кижи. Вот такие церкви горе-начальник хотел извести под пашни. (фото моё)
Кижи. Вот такие церкви горе-начальник хотел извести под пашни. (фото моё)

Молодые люди тоже ведут интересные разговоры. Сравнивают, например, Леонардо да Винчи и... Андрея Рублëва. Ни больше, ни меньше.

– Вы постойте повнимательнее перед его досками, вглядитесь. Рублëвские глаза будут потом преследовать вас годами. Итальянцам этого было не дано при всей их живописности.

Туристы приехали и уехали. А Савоня остаётся. Он онежский...

Позади него, окутанные мглистой наволочью, брезжут верхами островные храмы. Они будто парят над тусклым серебром Онеги, кисейно-призрачные, неправдоподобные, как сновидение.
Кижи. Фото моё
Кижи. Фото моё

Шопен, соната номер два

В небольшом городке открывают новый памятник, посвящëнный героям, павшим в этих местах во время Великой Отечественной войны.

На открытие приглашён небольшой местный оркестр. Руководит оркестром дядя Саша, старшой, как зовут его музыканты. Старшой и сам воевал. И на новеньком обелиске среди табличек с именами погибших он непроизвольно выискивает место... для своей фамилии.

Праведников Г. А., рядовой
Проскурин С. М., рядовой
Пыжов А. С., лейтенант
Рогачёв М. В., мл. сержант
Родионов Н. И., рядовой

Митинг окончен, все расходятся, разъезжаются. Машина, которая должна была везти музыкантов, отдана ветеранам войны, которые засиделись за бутылочкой. И в итоге музыканты побрели домой пешком. С инструментами.

Вымокшие под начавшимся дождём музыканты, стучатся в первый попавшийся дом.

Несколько поколений женщин с тяжёлыми судьбами. Старуха-мать, потерявшая в войну двух сыновей и уже не отличающая их друг от друга на старой фотографии... А самое главное, неухоженные они лежат где-то, неприбранные...

– Ох, светы мои батюшки! Ох, неприбранные лежат страдальцы наши!

И старшой понимает, какую музыку он должен здесь сыграть. Только такую, и никакую иначе...

– Ну вот и ладно... – проговорила она. – Хорошо сыграли... Вот и проводили наших... Спасибо. И, остановившись посередине горницы, перекрестилась в угол. Оркестранты молча закуривали.
– Ну вот и ладно... – проговорила она. – Хорошо сыграли... Вот и проводили наших... Спасибо. И, остановившись посередине горницы, перекрестилась в угол. Оркестранты молча закуривали.

В 1993 году режиссёр К. Антропов по этому рассказу снял художественный фильм под названием «Шопен».

***

О чём хочу сказать обязательно. Это язык. Буквально с первых строк вы почувствуете абсолютно живую русскую речь, разговорную, яркую, настоящую. Не устаревшую, а какую-то исконную, глубинную. Это просто читательское удовольствие.

И ещё. Можно сказать, что произведения Евгения Носова очень кинематографичны. Но. Люди настолько ярко выписаны, что мне, например, не хочется смотреть кино, где играют артисты. В книге всё настоящее, искреннее, правдивое. Просто ощущение документальности. Кино это игра. А у Носова – жизнь.

Это моё мнение, не навязываю его.

И повторюсь. Повесть и рассказы Евгения Носова из этой книги – это одни из лучших произведений, где "о войне – без войны".

Книга прочитана в рамках юбилейного марафона, организованного Галиной, канал «Библио Графия».

У Евгения Носова вековой юбилей со дня рождения!