Стекло, окна в пол, железобетон, знаменитые «ноги» — и сегодня идеи Ле Корбюзье выглядят как смелый прорыв. Одни считают, что созданные великим французом пространства обеспечат лучшую жизнь их обитателям, другие и дня бы не провели в подобных строениях. Сегодня рассказываем о единственном памятнике архитектуры в Москве, построенном по проекту Ле Корбюзье: здании Центросоюза на Мясницкой улице.
«Москва — самый живой архитектурный центр современности», — писал пионер функционализма и модернизма Ле Корбюзье советскому товарищу по архитектуре Александру Веснину. Французский архитектор считал Советский Союз полигоном для воплощения социальных и архитектурных утопий и трижды приезжал сюда в конце 1920-х. Но по его проекту было построено одно-единственное здание: Дом Центросоюза на Мясницкой улице.
Задумка
Барочной церкви Николая Чудотворца не повезло стоять на пересечении Мясницкой и Новокировского проспекта (современного проспекта Сахарова). Именно на этом месте в 1925 году было решено построить уникальное административное здание для Центросоюза. Эта организация во времена НЭПа управляла потребительской кооперацией и была достаточно влиятельной.
Архитекторы выбирались на конкурсной основе. Это был долгий и трудный процесс. В нем участвовали корифеи советской архитектуры, братья Веснины и Иван Жолтовский, а также иностранные специалисты: немцы Бруно Таут и Петер Беренс и швейцарец Ле Корбюзье. В результате победу одержал инновационный и для СССР, и для европейской архитектуры проект Ле Корбюзье.
В итоге Дом Центросоюза стал самым крупным в СССР и Европе административно-офисным зданием своего времени, образцом так называемого интернационального стиля. Однако сам Ле Корбюзье считал его одним из самых неудачных в своей карьере.
Принципы новой архитектуры
Ле Корбюзье строил не дома, а, по его собственному выражению, «машины для жилья». Здания должны быть устроены удобно и рационально — и это важнее, чем красота. Помогали архитектору в этом его пять принципов новой архитектуры:
● Каркас на пилонах
У такого устройства здания есть и своя функциональность: освобождается пространство внизу, его можно использовать как парковку. Также в нем воплощается желание авангардистской архитектуры «оторвать» здание от земли.
● Свободная планировка
Никаких несущих стен, архитектор свободен в выстраивании пространства.
● Ленточные окна
Они обеспечивают хорошее освещение и создают уникальный эффект: кажется, что именно стекло поддерживает здание.
● Эксплуатируемая кровля
На плоской крыше можно разбить сад, зону отдыха, солярий. На крыше здания Центросоюза предполагалась терраса с оранжереей, не реализованная из-за особенностей климата.
● «Чистый» фасад
Стены могут состоять из чего угодно, например из стекла. Так обеспечивается взаимопроникновение внутреннего и внешнего пространств.
Работая над этим сооружением, Ле Корбюзье добавил к своим пяти принципам еще один — принцип циркуляции людей и воздуха.
В Доме Центросоюза впервые отказались от кабинетов: внутри пространство организовано по принципу open space. Лестницы заменили на плавные пандусы, чтобы люди могли естественно двигаться в своем ритме и легко перевозить тележки с документами.
Также в здании был установлен знаменитый лифт-патерностер (лифт непрерывного действия). У него нет дверей, и он не останавливается для посадки-высадки пассажиров, а медленно непрерывно движется внутри здания. Кабинки постоянно поднимаются в одной шахте лифта и спускаются в соседней.
Имя paternoster — в переводе с латыни «Отче наш» — лифт приобрел, поскольку механизм подобен четкам, чьи бусины перебирают при чтении молитвы.
Цвет как инструмент
Для Корбюзье цвет был не отделкой, а частью конструкции. Он создавал собственную палитру — архитектурную полихромию из 63 природных оттенков. Правда, в московском здании цвет работает не по задумке архитектора. Советские строители нарушили замысел, облицевав предполагавшийся бетон розовым армянским туфом, и архитектор был в ярости. Но именно этот теплый цвет сделал здание живым и выделил его среди московских серых фасадов, будто архитектура сама подстроилась под город.
Постепенно вид здания менялся. Были застроены пролеты между опорными колоннами, не удалось реализовать идею отопления с помощью теплого воздуха, некоторые каменные перекрытия были сделаны из дерева. Изменилась внутренняя планировка, разрослась городская застройка вокруг здания. Позднее была проведена бережная реконструкция, и сегодня в уникальное «здание будущего» Ле Корбюзье можно попасть с экскурсиями.
В 1920-е годы советская архитектурная школа стала одной из самых смелых в мире: конструктивисты искали новые формы, экспериментировали с пространством и мечтали о городе будущего. Их графика и проекты не уступали по дерзости идеям Корбюзье, а порой даже предвосхищали их. Одним из таких визионеров был Яков Чернихов. Его фантастические города и архитектурные композиции сегодня можно увидеть на выставке в Еврейском музее и центре толерантности, проходящей при поддержке ВТБ, — диалог между мечтами прошлого и нашим настоящим: «Яков Чернихов. Образ будущего. Архитектурные фантазии русского авангарда».