Найти в Дзене
ИРПЦ

Иван IV Грозный

Протопоп Сильвестр и вел. кн. Иван на Воробьевых горах
во время Большого Московского пожара 1546-06-24 Вскоре после восшествия молодого Ивана IV на престол в Москве случился «великий пожар», во время которого выгорела значительная территория столицы, и погибло около трех тысяч человек. Под влиянием стихийного бедствия начались народные волнения. Иван в это время дрожал от страха за стенами своего воробьевского дворца, не в силах усмирить охваченную бунтом столицу. В самый напряженный момент к Ивану явился его духовник, протопоп Благовещенского собора Сильвестр. Он начал говорить о том, что пожар является карой за его грехи, обличать царя в недостойном образе жизни, нерадении о народе. Сильвестр долго говорил с Иваном о том, что его долг – заботиться о своих подданных. Сказал он и о том, что пожар – это Божие наказание за его «буйства». Иван IV был испуган, внимательно слушал и, похоже, верил всему, что ему говорил духовник. Слова старца произвели на Ивана сильное впечатление, застави

Протопоп Сильвестр и вел. кн. Иван на Воробьевых горах
во время Большого Московского пожара 1546-06-24

Худ. Павел Плешанов. Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года. 1856
Худ. Павел Плешанов. Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года. 1856

Сюжет

Вскоре после восшествия молодого Ивана IV на престол в Москве случился «великий пожар», во время которого выгорела значительная территория столицы, и погибло около трех тысяч человек. Под влиянием стихийного бедствия начались народные волнения. Иван в это время дрожал от страха за стенами своего воробьевского дворца, не в силах усмирить охваченную бунтом столицу. В самый напряженный момент к Ивану явился его духовник, протопоп Благовещенского собора Сильвестр. Он начал говорить о том, что пожар является карой за его грехи, обличать царя в недостойном образе жизни, нерадении о народе. Сильвестр долго говорил с Иваном о том, что его долг – заботиться о своих подданных. Сказал он и о том, что пожар – это Божие наказание за его «буйства».

Иван IV был испуган, внимательно слушал и, похоже, верил всему, что ему говорил духовник. Слова старца произвели на Ивана сильное впечатление, заставили вспомнить, кто он на самом деле. После разговора с Сильвестром Ивана словно подменили.

Когда толпа явилась в Воробьев и, окружив дворец, стала требовать выдать им Анну Глинскую и ее второго сына, пред ними вдруг предстал суровый монарх. Его ответом бунтовщикам стал оружейный огонь. Жестоко подавив бунт, Иван тут же явил себя царем милосердным и справедливым: повелел принять меры, чтобы все пострадавшие от пожара получили кров и хлеб.

-2