Найти в Дзене

Засекреченные, военные автомобили СССР: 4 уникальные машины, так и оставшиеся в ангарах

Знаете, чем больше я копаюсь в истории советской военной техники, тем чаще натыкаюсь на удивительные вещи. Не те, что все видели на парадах, а те, что скрываются в архивах под грифом «опытный образец». Сегодня поговорим как раз о таких — незаметных героях полигонных испытаний.

  • ЛуАЗ-1901: Мечта, которую похоронили девяностые

Начну, пожалуй, с конца истории. В 1980-х военным перестал хватать возможностей старого доброго ЛуАЗ-967М. Нужна была машина побольше, вместительнее. Сначала в Луцком автозаводе пошли по простому пути — удлинили старую конструкцию и добавили третью ось. Но в итоге родилось нечто совершенно новое.

ЛуАЗ-1901 — это уже был серьезный аппарат. Полная масса выросла до 1900 кг против 1350 у предшественника, грузоподъемность подняли до 650 кг. Самый важный плюс — внутри можно было разместить четыре носилки с ранеными и санитара. Правда, для этого пришлось перенести двигатель в корму, что сделало заднюю погрузку не самой удобной операцией.

Машину оснастили новым трехцилиндровым дизелем мощностью 51 л.с., самоблокирующимися дифференциалами на всех трех мостах и подвеской от гражданского прототипа ЛуАЗ-1301. Испытания она прошла успешно, но тут наступили лихие девяностые. Армии стало не до новых разработок. Завод пытался предложить этот вездеход геологам и охотникам, но безуспешно. Так и закончилась история последнего советского ТПК.

  • Объект 1040Б: Грузинский характер для зенитного комплекса

А вот еще одна поучительная история о том, как хорошую идею может похоронить исполнение. В 1960-е годы Кутаисскому автозаводу поручили создать шасси для нового зенитного ракетного комплекса «Оса». На основе более ранних бронетранспортных наработок сделали Объект 1040.

Конструкция вышла интересной: шесть колес, все ведущие, регулируемый клиренс, возможность плавать. Но была одна проблема — традиционно невысокая культура производства на КАЗе. Первые же прототипы оказались тяжелее запланированного на целых 700 килограммов.

На испытаниях это аукнулось по полной программе. Запас хода сократился, надежность оставляла желать лучшего. Самое забавное, что при пуске ракет шасси так сильно раскачивалось, что инженерам приходилось использовать самодельные растяжки для устойчивости. В конце концов, военные махнули рукой и передали заказ на Брянский автозавод. Там сделали БАЗ-5937 — надежный и простой, с которым «Оса» и пошла в серию.

-2

  • ЗиЛ-135: Неудачник, который стал прародителем

Представьте себе пятитонную амфибию с двумя двигателями и восемью колесами. Зрелище, скажу я вам, фантастическое. Эту махину создавали под руководством гениального Виталия Грачева. Каждый из двух моторов работал на свою сторону через гидротрансформатор от представительского ЗиЛ-111 — решение сложное, но эффективное.

Поворачивали у этого гиганта первая и последняя оси, что давало феноменальную маневренность. Казалось бы — вот он, идеальный десантный катер на колесах! Но на воде ЗиЛ-135 вел себя капризно. Высокий центр тяжести делал его похожим на неустойчивую лодку.

Когда на амфибию попробовали установить пусковую для ракет «Луна», проблемы усугубились. При старте ракеты кабину буквально скручивало, а на плаву вся конструкция норовила перевернуться. От идеи использовать ЗиЛ-135 как носитель ракетного вооружения пришлось отказаться. Но его наработки не пропали даром — они легли в основу серийных шасси для РСЗО «Ураган» и других комплексов.

-3

  • ГАЗ-34: Трехосная загадка

Мало кто знает, но у легендарной «Шишиги» ГАЗ-66 был трехосный собрат. Работы над ГАЗ-34 начались еще до запуска в серию самого ГАЗ-66. Машина получилась с полным приводом на все три оси и грузоподъемностью 3 тонны — серьезная заявка на успех.

Что удивительно — этот автомобиль успешно прошел все испытания в 1967-68 годах и получил рекомендацию к серийному производству. Казалось бы, вот он, новый армейский трудяга! Но военная логика — вещь непредсказуемая.

К тому времени уже готовились к производству более мощные Урал-375Д и ЗиЛ-131. Содержать в парке еще один тип трехосного автомобиля сочли нецелесообразным. Проект закрыли. ГАЗ-34 остался в истории как красивая, но нереализованная альтернатива.

-4

Вот такие разные судьбы. Кто-то не дотянул по техническим характеристикам, кого-то подвело исполнение, а кого-то — просто не вовремя появился. А какая из этих неудачников вам кажется самой многообещающей? Может, трехосная «Шишига» действительно была нужна армии? Или зря отказались от ЛуАЗа? Пишите в комментариях, интересно узнать ваше мнение. Если было интересно — ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Впереди еще много историй о забытой технике!