Как мы видим из материалов предыдущих публикаций, Созидание, Правда и Труд - это весьма глубокие и многогранные по своей сути понятия. Таким же объемным является и понятие «честность».
Если мы обратимся к интернету за помощью в раскрытии смысла данного слова, то в частности можно увидеть вот такое определение.
Честность — это моральное качество человека, которое включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется.
Или более коротко: честность представляет собой способность человека говорить правду и действовать в соответствии с ней, не скрывая фактов и не искажая реальность.
Действительно, всё так. Когда нас спрашивают про то, как мы понимаем термин «честность», то самое первое, что приходит в голову — это то, что как раз и указано в данном определении. Но как мы уже знаем, правда вездесуща и многомерна, а вместе с этим таким же многомерным является и содержание понятия честности.
Итак, первейшая составляющая честности — это моральное качество человека, состоящее в способности говорить исключительно правду. Наряду с умением следовать правде к этому качеству относится и воля к избеганию лжи. Ложь часто весьма соблазнительна и притягательна для получения личных выгод. Поэтому отказ от лжи и от возможных связанных с этих выгод — однозначно сопряжено с проявлением воли и определенными усилиями, связанными с нею.
Примеров на тему честности можно приводить бесконечное множество. Это и умение говорить правду в бытовых и обыденных отношениях с людьми (как близкими, так и не близкими). Это и правда в отношениях сотрудника с работодателем, равно как и работодателя с сотрудником. Это и правда производителей товаров по отношению к потребителям товаров (правдивые характеристики и описание потребительских качеств). Конечно же, это и правда в общении продавца товара и покупателя. Ну и особенно болезненная тема — вопрос правды, изрекаемой представителями политической власти по отношению к собственному народу, которым они управляют (вопрос выполнения предвыборных обещаний). И так далее, и так далее.
Всё приведенное выше представляет собой понимание честности в общеупотребительном и самом распространенном понимании. Но если подумать и поразмышлять именно с точки зрения созидания и созидательного труда (то есть в системе координат «созидание-разрушение»), то можно придти и к гораздо более глубокому осмыслению честности.
Ещё давным давно (несколько тысячелетий назад) люди, выполняя созидательный труд, по мере развития и усложнения данного труда пришли к его разделению на различные профессии. Появились виды деятельности, на которых люди специализировались. Благодаря тому, что они сосредотачивались на узком виде деятельности, они достигали максимального профессионального совершенства как в развитии технологий выполнения данного труда для создания более качественных и продвинутых изделий, так и по части трудовой производительности. Целесообразность и оптимальность разделения труда стала очевидной очень быстро, т. к. она показывала наилучшие во всех отношениях результаты.
А вместе с очевидностью специализации деятельности не менее очевидным стало и то, что нужны какие-то механизмы обмена труда одного человека на труд другого человека.
Да, можно было пытаться использовать бартер (обмен одного товара на другой), но это категорически неудобно, ибо не всегда, например, сапожнику нужен был плуг, изготавливаемый кузнецом, которому однозначно нужны были сапоги. Да и количества обмениваемых товаров тоже всегда подводили к спорам и вопросам. Сколько сапог необходимо было отдать за один плуг? А если столько сапог кузнецу не нужно? В общем такой подход очень неудобен и поэтому нужно было что-то универсальное, что было бы востребовано всеми, и что позволяло бы прежде всего оценивать величину затраченного труда, и на основании этого уже производить обмен.
Так возникли деньги.
Первоначальная и базовая функция денег, о которой сейчас большинство людей даже не задумывается и по сути фактически позабыло, это именно оценка количества и качества труда. При этом качество всё равно косвенно замыкается на количество.
Например все мы хотим ездить на качественных (с высокими потребительскими качествами) и надежных автомобилях. Но для того, чтобы эти изделия было таковыми, их необходимо соответствующим образом спроектировать с помощью современных систем автоматизированного проектирования, а затем с помощью таких же современных технологий и изготовить. Эти системы и технологическое оборудование — большой объем затраченного труда на программирование с целью создания данного программного обеспечения, а также на конструирование средств обработки материалов. Если говорить о людях, создающих всё это, то профессиональный инженер-конструктор, умеющий грамотно проектировать, — это тот человек, который потратил много времени на развитие своих компетенций (на обучение). Обучение и развитие собственных навыков - это тоже большой объем труда. Использование более качественных материалов при производстве автомобилей (которые и придают высокие потребительские качества) также сопряжено с большим объемом труда на их изготовление или получение. Продление срока службы кузова требует выполнения цинкования (покрытия металла антикоррозионным слоем), что тоже дополнительные затраты труда. В инженерном деле и в производственной сфере вообще существует такое понятие, как затраченные на разработку и производство человеко-часы (часы труда людей). Этот показатель используется для оценки трудоемкости тех или иных работ или же трудоемкости производства конечного изделия в целом. На круг качественное изделие требует гораздо большего количества труда (больше человеко-часов) и потому стоит дороже — количественная оценка в виде денег этому как раз и соответствует.
Поскольку за каждой денежной единицей стоит труд, приводящий к созданию товаров и услуг, то самым фундаментальным экономическим принципом является то, что денег в обороте внутри общества (страны) должно быть ровно столько, сколько выполнено труда, т. е. произведено товаров и услуг. Поэтому главной функцией центробанков всех стран Мира является решение задачи соответствия между денежной массы и ВВП (валовым внутренним продуктом).
Так вот, еще одно наиважнейшее измерение честности — это правдивая оценка количества и качества труда людей с точки зрения созидательности данного труда. Разумеется, эта оценка имеет денежное выражение, т. к. деньги — это средство оценки труда и механизм обмена трудом между людьми.
В дополнение к этому можно сформулировать еще один важный принцип. Созидание — это труд на основе правды и под руководством правды. Следовательно, если деньги являются средством оценки количества и качества труда, то это значит, что они являются средством оценки количества и качества созидания. И поскольку деньги позволяют обменивать их на труд людей, то они с одной стороны являются следствием созидания, а с другой стороны выступают источником созидания.
Теперь же если следовать правде, являющейся основой Общества Созидания, то в нём должны быть исключены любые механизмы искажения оценки труда людей и любые организационные схемы получения денег (чужого труда) без совершения труда собственного. Ведь, если человек не совершает никакого труда, но получает деньги через какие-то схемы, то он по факту безвозмездно забирает чужой труд, забирает чужое созидание.
Не забываем, что денег в обороте всегда ровно столько, сколько выполняется труда, и поэтому получение денег без труда — это всегда нечестный (без обмена) отъем чужого труда. А когда кто-то у кого-то забирает труд - это означает, что те, у кого забрали их труд, на величину этого труда лишаются возможностей по его обмену на чужой труд. То есть они в результате своего созидания недополучают созидания других людей в результате обмена. И это недополучение для них ничто иное, как разрушение их возможностей созидать. Говоря по-простому, недополучив денежных средств за свой труд, они сталкиваются с разрушением части своих возможностей по содержанию собственных семей и обеспечению для них комфортных условий жизни.
Для того, чтобы было лучше понятно, что имеется ввиду, давайте традиционно рассмотрим несколько примеров.
Самое первое, о чем можно упомянуть в качестве примера несправедливого отъема труда и в общем возможности совершать данный труд — это преступная деятельность. Когда совершаются кражи, мошеннический обман или покушение на жизнь и здоровье. Сюда же относится и коррупция, когда должностные лица получают чужой труд в виде денег (взяток) не просто в отсутствие собственного труда, а еще за намеренное несовершение оного.
Тут всё однозначно и каких бы то ни было пояснений не требуется. Это явный и очевидный всем вид несправедливости и разрушений в отношении потерпевших людей.
Однако, есть и другие разновидности несправедливостей с точки зрения оценки созидательности труда, которые на текущий момент никак не опротестовываются законами. Допустим, есть какая либо частная компания, принадлежащая некоторому количеству людей. В ней трудятся сотрудники, которые занимаются производственным трудом и производят какие-то изделия. Их продукция реализуется и предприятие получает доход. За вычетом расходов на материалы и различные издержки в компании остается прибыль. Прибыль — это в чистом виде в денежном выражении выполненный сотрудниками производственный труд. Часть этого труда может быть пущена в обмен на труд людей в других компаниях в виде закупки нового оборудования, строительства новых цехов — т. е. на расширение производства и развитие компании. Разумеется, часть прибыли будет выдана сотрудникам в виде заработной платы. А часть (причем, нередко очень существенная) может быть выплачена владельцам компании в виде дивидендов. И получается, что дивиденды владельцам - это ситуация, когда они не выполнив никакого труда получают чужой труд — труд сотрудников данного предприятия. Это и есть нечестный отъем с точки зрения созидательной системы координат.
Впрочем, часто бывает так, что владельцы компании занимают руководящие должности в своей компании и выполняют вполне конкретный труд вместе со своими сотрудниками. И, как правило, их труд связан с генерацией идей и общей управляющей деятельностью, что имеет огромную важность для компании. Но реализация данных идей и решений руководства через труд остальных сотрудников не менее важна. Поэтому, если владельцы в данной ситуации платят сотрудникам очень маленькие зарплаты, а себе назначают чересчур большие (кратно или на порядок бОльшие), то это тоже является одной из разновидностью проявления нечестности в отношении трудящихся у них людей. Да, дифференциация в оплате труда должна быть в силу разной величины созидательного трудового вклада сотрудников разной квалификации и разной специфики труда (так обеспечивается мотивация к созидательному труду), но если она слишком значительна, то это проявление несправедливости. Ведь все работают в одной команде и делают общее дело.
При этом, надо особо подчеркнуть, что в описанном случае с владельцами компании несправедливость рождается не по причине того, что компания частная, а в результате принятия конкретных решений владельцами по распределению прибылей. А эти решения проистекают из их образа мышления (в данном случае низкодуховного). При иных формах собственности (общественная или государственная), решения могут приниматься ровно те же и потому от общественного строя (социалистического или капиталистического) это зависит очень мало, если не сказать, что никак.
Другим примером является деятельность, которая с древних времен называется ростовщичеством. В нынешнее время компании, которые заняты в этой сфере экономической деятельности, относят к так называемому финансовому сектору экономики. Они предоставляют людям финансовые средства в заём, а вернуть те должны деньги с процентами, т. е. в заметно большем размере. Помня о том, что деньги — это труд, в данной ситуации получается, что банки чужой труд дают на время, чтобы он помог выполнить людям свой труд или получить какие-либо блага, а дальше заемщик посредством своего труда должен не только отработать этот полученный чужой труд, но и вернуть его в гораздо большем количестве, т.е. отдать свой труд банку просто так. При этом, правда в том, что безусловно, сотрудники банков тоже выполняют работу и она тоже обязательно должна оплачиваться через труд заемщика. Но в реальности труд банковских работников оплачивается в количестве, на порядок бОльшем, чем этот труд имеет стоимость по сравнению с трудом заемщика. При этом и созидательность труда банков находится на низком уровне, т. к. они ничего сами не создают и не производят. Экономику и деньги создают именно те, кто производит внутренний валовый продукт. И при работе финансового сектора получается, что в долгосрочной перспективе производственный труд постепенно перетекает в собственность банковской сферы, которая практически никакого производственного труда не совершает. И если посмотреть на отчетность, то доходность банков обычно много больше доходности производственных предприятий, что еще одна форма социальной несправедливости с точки зрения созидательной системы координат.
Во многом схожая ситуация и с торговой сферой. Ранее уже упоминалось, что торговля вносит созидательный вклад в общество, так как она помогает потребителям получить в распоряжение необходимые им товары. Плюс торговая сфера как правило берет на себя функцию взаимодействия с покупателем с точки зрения технической поддержки или разъяснения информации о товаре. Таким образом сотрудники торговой сферы тоже несомненно совершают труд и вносят свой созидательный вклад в жизнь общества. Но правда в том, что этот вклад, конечно же, много меньше, чем вклад производственников. Потому как если производство не произведет товары, то торговле будет попросту нечем торговать и торговые организации моментально обанкротятся, после чего исчезнут из общественной жизни. В силу этого и оценка их труда в денежном выражении должна быть соответствующей. На практике же в современном обществе торговые организации и продавцы стремятся к значительно бОльшей доходности, чем производственники. И в целях удовлетворения собственных завышенных материальных намерений торговцы всячески оказывают давление на производителей в ущерб интересам производства. И получается, что созидательного труда они совершают меньше, чем те, кто производит товар, но в денежном выражении они стремятся своему труду дать более высокую денежную оценку. Такая ситуация также является разновидностью социальной несправедливости и формой разрушительных явлений по отношению к тому, кто совершает больше созидательного труда (производит продукцию), но сталкивается с утратой собственных возможностей, соответствующих данному труду.
Любые проявления социальной несправедливости — есть искажение правды (обман), из которой следуют разные формы разрушения с точки зрения понятия созидания и созидательного труда.
В противовес этому в модели Общества Созидания всё строится на основе правды и потому наравне с ней честность является еще одной высшей ценностью данного Общества, продолжением которой является доверительная атмосфера в Обществе, а также настоящая социальная справедливость, основанная на правдивой оценке количества созидательности труда. Только честность во всех её проявлениях, в том числе и в части объективной оценки созидательной значимости осуществляемого труда - могут обеспечить мотивацию общества к созидательной деятельности. Тем самым формируются условия для того, чтобы все общественные отношения подчинялись исключительно принципам созидания, а не разрушения.