Найти в Дзене

Царь и Бог в одном лице. Как этого добился Петр I через церковные реформы.

Друзья, привет! Сегодня хочу вернуться к теме Петровских реформ и разобрать более подробно последнюю неосвещенную реформу – церковную. В конце статьи оставлю ссылку на разбор других его реформ, получилось, на мой взгляд, интересно и с юморком. Ну а мы поехали! Так как мне тема религии особенно интересна в литературе (как художественной, так и научной), практически так же, как и история, я решила посвятить ей отдельную статью. Здесь есть, что обсудить и есть над чем подумать. (М.В. Ломоносов) Вышеуказанная цитата — это не просто поэтическая метафора, но и конкретно бытовое отождествление Царя с Христом, которое возникло в Петровскую эпоху благодаря церковным реформам, которые проводились на протяжении более 20 лет в период с 1701-1722 гг. Основной целью реформ было снижение влияния Церкви и ужесточение контроля светской власти, в частности Царя. Церковь всегда и везде имела особую власть: на народ ч

Друзья, привет!

Сегодня хочу вернуться к теме Петровских реформ и разобрать более подробно последнюю неосвещенную реформу – церковную. В конце статьи оставлю ссылку на разбор других его реформ, получилось, на мой взгляд, интересно и с юморком. Ну а мы поехали!

Так как мне тема религии особенно интересна в литературе (как художественной, так и научной), практически так же, как и история, я решила посвятить ей отдельную статью. Здесь есть, что обсудить и есть над чем подумать.

«Он Бог, он Бог твой был, Россия…»

(М.В. Ломоносов)

Вышеуказанная цитата — это не просто поэтическая метафора, но и конкретно бытовое отождествление Царя с Христом, которое возникло в Петровскую эпоху благодаря церковным реформам, которые проводились на протяжении более 20 лет в период с 1701-1722 гг.

Основной целью реформ было снижение влияния Церкви и ужесточение контроля светской власти, в частности Царя. Церковь всегда и везде имела особую власть: на народ через его души и на экономику через свои земли и людей (в частности крепостных), неподвластных государству. К этому приравнивалась закостенелость системы из-за отсутствия должного уровня образования и расширенного кругозора у священнослужителей. Ну а там, где есть власть и сила, но нет знаний, может зародиться что угодно (даже бунт). Думаю, что так и подумал Петр I и приступил к делу.

Во-первых, он упразднил патриаршество. Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, которая вскоре получила название Святейший правительствующий Синод. Этот орган заменил патриарха и находился под контролем светской власти.

Во-вторых, церковные крестьяне и земли были переданы в управление государству.

В-третьих, Церковь стала использоваться светской властью для пропаганды и контроля за подданными. Храмы и монастыри должны были устраивать за свой счет богадельни для отставных солдат. «Духовный регламент» предписывал церковникам доносить об открытых на исповеди политических преступлениях. Приходским священникам вменялось в обязанность каждый недельный праздник после литургии зачитывать вслух воеводские «публикации»; от них «под лишением священства и под политическою смертью» требовали подавать «подтвердительные сказки» об отсутствии в их приходах беглых, а в случае появления таковых доносить властям.

И если с первыми двумя пунктами всё понятно и логично, то последний вызывает вопросы, которые, я думаю, возникали и у граждан того времени. И как смешны эти пути для нас, людей XXI века. Что должна принести эта реформа? Ну хорошо, допустим, человек не может отказаться от исповеди, но что ему мешает соврать на ней, чтобы спасти свою жизнь или жизнь своих знакомых. Да, мы помним, что вранье это один из грехов, но умалчивание или не договаривание к нему не приравнивается. По крайней мере «юридически». То есть это заведомо провальный метод выпытывания тайн через исповедь. А если человек наоборот заведомо соврал, чтобы оговорить врага? На мой взгляд, данная мера скорее сильно отвращает человека от церкви чем делает ближе. Этих целей и хотел достигнуть Петр. И что самое, наверное, важное, подобные радикальные меры вселяют страх. И тут даже не у народа, народ всё давно понял, а у самих служителей Церкви: у руководства страх потерять власть, а у простых служащих за души людские.

Православный публицист, богослов и философ Никита Петрович Гиляров-Платонов писал в 1862 году в статье «О первоначальном народном обучении»: «Когда Петр I издал приказ, запрещающий монаху держать у себя в келии перо и чернила; когда тот же государь указом повелел, чтобы духовный отец открывал уголовному следователю грехи, сказанные на исповеди: духовенство должно было почувствовать, что отселе государственная власть становится между ним и народом, что она берет на себя исключительное руководство народной мыслию и старается разрушить ту связь духовных отношений, то взаимное доверие, которое было между паствою и пастырями».

За кулисами я оставила человека, который не просто рука об руку шел со своим правителем в вопросах церковного переустройства, а скорее с его горячей подачи многие вещи и происходили. Я сейчас говорю о Феофане. Как из простого мальчишки, сына киевского купца он стал, наверное, третьим или четвертым по значимости человеком в государстве? О нём и других фаворитах Петра I более подробно мы поговорим в следующей статье!

А у меня на сегодня всё!

Статья про основные Петровские реформы:

Напоминаю Вам поставить лайк и подписаться на мой канал. Ведь со мной всегда Есть Что Прочесть! До новых встреч!

Также буду рада Вашей подписке на мой Телеграм-канал: https://t.me/est_chto_prochest