Найти в Дзене

Конспект урока по теме: «Системы счисления»

Раздел 1. Информационная деятельность человека. Тема 8: «Системы счисления». Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный (лекция + практика + дискуссия). Цели урока: 1. Образовательные: 2. Развивающие: 3. Воспитательные: Фронтальный опрос: 1. Понятие системы счисления Система счисления (СС) — это способ записи чисел с помощью символов (цифр) по определенным правилам. 2. Классификация систем счисления а) Непозиционные СС б) Позиционные СС 3. Перевод чисел между системами счисления а) Из любой СС в десятичную
Формула разложения числа по степеням основания: N10=dn⋅pn+dn−1⋅pn−1+⋯+d0⋅p0 Пример:
10112=1⋅23+0⋅22+1⋅21+1⋅20=8+0+2+1=1110 б) Из десятичной в другую СС
Метод последовательного деления на основание новой СС.
Пример:
2510​ в двоичную:
25 ÷ 2 = 12 (остаток 1)
12 ÷ 2 = 6 (остаток 0)
6 ÷ 2 = 3 (остаток 0)
3 ÷ 2 = 1 (остаток 1)
1 ÷ 2 = 0 (остаток 1)
→ Читаем остатки снизу вверх: 110012​ в) Перевод между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
Оглавление

Раздел 1. Информационная деятельность человека.

Тема 8: «Системы счисления».

Аудитория: студенты СПО (1–2 курс)
Продолжительность: 90 минут
Формат: комбинированный (лекция + практика + дискуссия).

Цели урока:

1. Образовательные:

  • Познакомить учащихся с понятием системы счисления.
  • Изучить классификацию систем счисления (позиционные и непозиционные).
  • Научиться переводить числа из одной системы счисления в другую.

2. Развивающие:

  • Развивать логическое мышление и навыки работы с числами.
  • Формировать умение применять знания в практических задачах.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность и внимательность при выполнении вычислений.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие, проверка присутствующих.
  • Оглашение темы и целей урока.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Фронтальный опрос:

  • Какие числа вы знаете? (Натуральные, целые, дробные и т. д.)
  • Как записываются числа в повседневной жизни? (В десятичной системе.)
  • Какие еще системы счисления встречаются в жизни? (Двоичная — в компьютерах, шестнадцатеричная — в программировании.)

3. Изучение нового материала (20 мин)

1. Понятие системы счисления

Система счисления (СС) — это способ записи чисел с помощью символов (цифр) по определенным правилам.

2. Классификация систем счисления

а) Непозиционные СС

  • Значение цифры не зависит от её положения в числе.
  • Примеры:
  • Римская система (I, V, X, L, C, D, M).
  • Унарная (палочковая) система (||||| = 5).

б) Позиционные СС

  • Значение цифры зависит от её позиции (разряда).
  • Основание (базис) — количество цифр в системе.
  • Примеры:
  • Десятичная (0–9, основание 10).
  • Двоичная (0–1, основание 2).
  • Восьмеричная (0–7, основание 8).
  • Шестнадцатеричная (0–9, A–F, основание 16).

3. Перевод чисел между системами счисления

а) Из любой СС в десятичную
Формула разложения числа по степеням основания:

N10=dn⋅pn+dn−1⋅pn−1+⋯+d0⋅p0

Пример:
10112=1⋅23+0⋅22+1⋅21+1⋅20=8+0+2+1=1110

б) Из десятичной в другую СС
Метод последовательного деления на основание новой СС.
Пример:
2510​ в двоичную:
25 ÷ 2 = 12 (остаток 1)
12 ÷ 2 = 6 (остаток 0)
6 ÷ 2 = 3 (остаток 0)
3 ÷ 2 = 1 (остаток 1)
1 ÷ 2 = 0 (остаток 1)
→ Читаем остатки снизу вверх: 110012​

в) Перевод между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной

  • Двоичная ↔ Восьмеричная: группировка по 3 бита.
  • Двоичная ↔ Шестнадцатеричная: группировка по 4 бита.

Пример:
1101012​ → 110∣101→ 6∣5 → 658

4. Закрепление материала (10 мин)

Практические задания:

1. Перевести 4710​ в двоичную и восьмеричную системы.

2. Перевести 1A316 в десятичную систему.

3. Перевести 1011012​ в восьмеричную и шестнадцатеричную.

Проверка решений у доски.

5. Рефлексия и подведение итогов (5 мин)

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какие системы счисления бывают?
  • Как перевести число из двоичной в десятичную и наоборот?
  • Где применяются эти знания? (Программирование, электроника, криптография.)

Домашнее задание:

1. Теория: конспект + примеры.

2. Практика: перевести числа:

o 12810​ → ?2​, ?8​, ?16​.

o 3F16​ → ?10, ?2​.

Методические рекомендации:

  • Использовать таблицы степеней чисел для наглядности.
  • Разобрать ошибки, допущенные в практических заданиях.
  • Для мотивации показать применение СС в компьютерных технологиях.