Заведующий кафедрой факультетской терапии имени профессора Вальдмана Педиатрического университета и главный гастроэнтеролог Санкт-Петербурга профессор Юрий Успенский рассказал, как работает система обратной связи при посещении ресторанов быстрого питания, которая заставляет нас есть в несколько раз больше, чем нужно организму.
- Журналисты каждый день поражают обывателей сообщениями вроде «один мужчина каждый день ел огурцы и дожил до 120 лет» или «женщина выпила три чашки кофе и умерла». А как на самом деле?
- На самом деле самым большим ядом для наших детей являются обработанные продукты из фастфуда. Жирные котлеты, которые запивают сладкой газировкой. Только недавно читал статью китайских гастроэнтерологов, которые на огромном материале из более чем ста тысяч наблюдений установили, что так называемая диетическая кола, та, что без сахара и якобы безвредная, еще больше разрушает печень, чем напитки, содержащие сахар.
- Ну, можно же просто исключить ее из рациона?
- Не так все просто. Мы знаем, что наркотики вызывают привыкание, что алкоголь и табак вызывают привыкание. Но мы не осознаем, что еда тоже может вызывать зависимость. Например, в последние годы были расшифрованы механизмы зависимости от сахара. И эти механизмы напоминают те, что связаны с зависимостью от психоактивных веществ у наркоманов. И реализуются они через каннабиноидные рецепторы, то есть через рецепторы, по сути, к каннабису. И тучный человек, который поглощает торты, пирожные, сладкую газировку, он испытывает настоящие муки и депрессию, когда у него снижается уровень сахара в крови. И тогда он идет к холодильнику и ест, несмотря ни на что.
- Потому что вкусно?
- Это еще один парадокс. На самом деле запивать булочку с котлетой сладкой холодной газировкой не может быть вкусно. Но фокус в том, что маленькая бутылочка колы 0,33 литера содержит 35 граммов сахара. Это количество составляет примерно 70% от суточной нормы потребления сахара, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения. Если вы растворите 35 граммов сахара в теплой воде и попробуете выпить, вас стошнит. Поэтому в кока-колу добавляют ортофосфорную кислоту, она подавляет рвотный рефлекс. А зачем нужно такое количество сахара? Чтобы спровоцировать реакцию поджелудочной железы на высокий уровень сахара, она начинает вырабатывать гормон инсулин. Повышение уровня инсулина приводит к снижению уровня глюкозы и, соответственно, усилению чувства голода. И пациент снова бежит покупать очередной гамбургер.
- Самозаводящаяся система получается.
- А так все и было задумано изначально. Какая цель у коммерсанта? Продать как можно больше своей продукции и получить как можно большую прибыль.
- Что здесь может сделать наш брат-журналист?
- Ваш брат журналист должен прямо называть вещи своими именами: все супер сладкие напитки, все эти пепси, фанты, колы и так далее, это яд. Я не боюсь это сказать прямо. Я вам больше скажу – эти напитки еще опаснее, чем водка для взрослых. Почему? Потому что, согласно последним исследованиям, классических алкоголиков в России становится все меньше, а вот тучных людей становится все больше и больше. И пандемия хронического ожирения уже наступила, и она, в отличие от ковида, никуда не уходит, наоборот, распространяется. Раньше были единичные тучные дети в школах, а сейчас посмотрите на детские площадки - там каждый третий ребенок имеет избыточную массу тела. Вот у меня дети ходят на тренировки, соседский мальчик сразу после тренировки залпом выпивает полтора литра кока-колы. Так какой смысл в этой тренировке? Никакого смысла нет. Потому что он получает, по сути, двухсуточную норму килокалорий за один присест. Поэтому роль журналистов заключается в том, чтобы пропагандировать здоровое питание, которое включало бы свежие овощи, фрукты, мясо, рыбу. Нужно минимизировать количество сладкой пищи, мучной пищи и газированных сладких напитков.
- Сейчас современная наука творит чудеса – можно есть, сколько хочешь, а потом принимать волшебную пилюлю и вот он, фокус, не толстеешь.
- Я тут недавно был на совещании в городском парламенте Санкт-Петербурга, меня пригласили в числе других специалистов обсудить проблему ожирения в регионе. И речь шла как раз об очередной волшебной пилюле, содержащей семаглутид – лекарственное средство, агонист рецептора глюкагоноподобного пептида-1, применяемый при лечении сахарного диабета второго типа и ожирения. И я тогда сказал, что с моей точки зрения семаглутид – это самая настоящая индульгенция для тучного человека. Потому что ничего в его мозгу не поменялось, как лежал он на диване, так и лежит, как он жрал, так он продолжает это делать. Да, у него меняются обменные процессы, да, снижается аппетит. Но, во-первых, препарат дорогостоящий, а прекращение приема разворачивает ситуацию вспять. А-вторых, мы не знаем долгосрочных последствий приема этого препарата, включая онкологические последствия. Просто нет еще данных. Тем более нам неизвестны генетические или репродуктивные последствия.
- И что тогда прикажете делать людям, склонным к ожирению?
- Все очевидно – нужно меньше есть и больше двигаться. Можно приучить себя к небольшим порциям и ваш желудок сам уменьшит объем без операций. Перестаньте использовать большие тарелки, берите маленькие. Не ешьте на ходу, а ешьте долго, тщательно пережевывая пищу. Если еще начнете больше ходить пешком, а лучше – бегать, то быстро приведете себя в здоровую норму без диет, модных дорогих препаратов и избыточных операций.