Священная скала над Катунью
Особняком в книге алтайских мифов и легенд стоит легенда о Сартакпае. Богатыре с косой до земли, бровями — точно густой кустарник. Не было ему равных по силе, не был счастлив прославленный богатырь. День и ночь слышал он плач зажатых камнями алтайских рек. Надоело Сартак-паю слушать их немолчный стон. И задумал он дать дорогу алтайским водам в Ледовитый океан. Взял богатырь свой верный железный лук, натянул тетиву и пустил литую из меди трехгранную стрелу. Гора раскололась, один кусок упал пониже реки Чемала, на нем тут же вырос сосновый бор Бешпек. Другая половина Согонду-Туу до сих пор стоит там, куда упала. Веками алтайцы называли ее Свя-щенной скалой над Катунью.
Много веков спустя, точнее, в 1842 году, пришли на берег реки Чемала 30 семей из Смоленской волости Бийского уезда. Пораженные красотой берегов, опьяненные сосновым воздухом и очарованные красотой Катунских скал, основали село Чемал. А в 1849 году в селе был образован православный миссионерский стан. Еще через шесть лет островную скалу Согонду — Туу освятят и официально дадут новое имя — Патмос. Священная скала затронула души живущих тогда, не отпускает она от себя и души людей, живущих сегодня.
Два острова
…Многое в ту ночь приснилось Иоанну Богослову. Кошмаром вновь пришли в сновидения воспоминания о том, как был приговорен к смертной казни за миссионерскую деятельность и веру, которую однажды принял и уже никогда ее не предавал. Страшными мгновениями вернулись в сновидения, как по приговору испил смертельный яд, но небесным чудом выжил, и палачи сослали его в вечное заключение на греческий остров Патмос. Однако ночной кошмар завершился светом, который озарил и указал сосланному Иоанну, насколько верным оказался избранный им путь — видение о том, что в его честь будут названы два храма.
— Расположатся они на островах, со всех сторон их будет окружать вода. Один из них будет в Греции, на Патмосе, а второй — на другом конце мира, — расскажет он поутру своим последователям. После кончины Иоанна Богослова его причислят к лику святых, а во имя его стали освящать церкви и храмы по всему миру.
В их число вошел и храм в селе Чемал, на Алтае, построенный в 1849 году, в год основания там миссионерского стана. Согласно архивным документам, первый чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна на берегу реки Катунь. Постройка храма стала официальным поводом для основания Чемальского стана Алтайской духовной миссии. Почти сразу местные миссионеры местом уединенной молитвы избрали скалистый остров посреди Катуни. О том, что он почитался среди местных жителей как святой, тогда, вероятнее всего, мало кто задумывался. Добирались на островок и обратно на лодках, зимой по льду. Молитвы обращали к крестам храма Иоанна Богослова, выстроенного на берегу в аккурат напротив острова.
В 1855 году в Чемал прибыл Томский архиепископ Парфений. Увидев в Чемале церковь, названную во имя Иоанна, а рядом с ним — небольшой скалистый остров, архиепископ, согласно документальным свидетельствам, сразу понял, что это и есть место из видений легендарного апостола. Существует легенда, что после прибытия Парфения в Чемал к нему обратились два шамана и попросили их крестить. Парфений увидел в этом знак от Господа, освятил остров и назвал его Патмосом.
После освящения острова Томский епископ Парфений сделал собственноручную надпись на островном камне:
„1855 года августа 9‑го дня, на память святаго апостола Матфия, освящен остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна“.
Так что, если внимательно изучить карту мира, можно увидеть на ней два одноименных острова, и убедиться в том, насколько вещим оказался сон Иоанна Богослова.
Остров Макария
В 1861 году в чемальский стан назначается молодой помощник иеромонах Макарий. Он — будущий митрополит Московский и Коломенский, митрополит Алтайский, тот самый, которого за многолетние миссионерские труды назовут „апостолом Алтая“ и „сибирским столпом православия“, тот, которому в наше время поставят памятник в музейном комплексе Алтайской духовной миссиии. Но, все это будет в будущем, о котором в момент прибытия в чемальский стан он — иеромонах — и не задумывался.
Встреча с епископом Парфением произвела на Макария ошеломляющее впечатление.
— …Вот он, Чемал наш! — слабым голосом сказал больной миссионер Парфений, — люблю я эту красоту горную, тут каждая тропа знакома мне: вверх по Катуни до восьмидесяти верст и вниз до пятидесяти по Чемалу, Куюму и Эликманару –везде красота Божия. Если у вас душа природу любит, эту книгу Божию, то вам тут будет хорошо, брат мой.
Тихо кашляя, больной внимательно вглядывался в молодое красивое лицо, читая светлую душу в глазах юного монаха, заглядевшегося на далекие горы.
— Правда, жутко бывает иногда в ночи ненастные: бор шумит уныло в лощине за домом этим, гул поднимается, точно грохочет бубен, завывания слышатся дикие… В Чемале верят люди, что это шаманы поднимаются, и моему взору иногда представлялись смутные тени, окружающие дом… а вы так молоды.
— Вам, наверное, некогда было думать много об ужасах этих, — улыбнулся юный иеромонах.
Но старший покачал головой:
— Я ко всему должен приготовить Вас: зимой, когда снега засыпают Алтай, здесь мертвая тишина стоит, даже Катунь замерзает и бьется только в полыньях… жутко человеку привычному, а вы — так молоды.
Но его пытливый взгляд, устремленный на молодое лицо, осветился довольством, когда его приемник произнес:
— Со мною Господь! Ведь я желал сюда — ради любви и подвига… Не бойтесь за меня: Господь — мой помощник.
— Так… так, вы правы: Он — помощник, а люди, брат мой, тут добрые, кроткие, суеверные только до страсти; от всего невидимого трепещут, бедные. Темные люди… Патмос мой посещать не забывайте; хорошо на нем; там кроме ропота Катуни голоса человеческие не услышишь: о камни она бьется, мятежная, одна, нарушая молчание пустыни… Придется вам бороться тут с невежеством, лечить немощи и телесные и духовные…
И вот молодой, энергичный, получивший благословение от предшественника, отец Макарий деятельно принимается за распространение и утверждение православной веры в Чемале и его окрестностях. Он в совершенстве изучил алтайский язык еще в первые годы служения в миссии. На коне по горным и таежным тропам, по рекам на лодке объезжал поселения алтайцев с проповедью. Лечил больных. Новокрещенным Макарий помогал строить жилье, привлекал для этого и других новокрещенных, учил их на деле оказывать христианскую помощь, милосердие, сострадание к ближнему. Он отдавал все свои силы, чувства и мысли на служение ближним.
Отрадное упокоение, восстановление моральное и физическое отец Макарий находил на тихом Патмосе, который завещал ему Парфений. Там, в уединении на острове, он оставлял все свои попечения. Там, за водами реки и в тишине ночи, созерцая сияние мириадов светил, он позволял себе возносить ум и сердце свое ко Творцу всяческих: „Молитву пролию ко Господу, и тому возвещу печали моя…“.
Он переправлялся на остров на нехитрой хлипкой лодке в любую погоду и при любой, даже самой высокой, воде межсезонья, зимой не удерживали его ни бураны, ни коварные ледовые ловушки Катуни. Казалось, он не боялся ничего.
На протяжении всей своей жизни, куда бы и на какую бы высоту ни поставил его миссионерский промысел, он всегда стремился в родной для него Чемал уединиться на любимом Патмосе. В итоге, остров его современники стали называть Владыкин Патмос или остров Макария.
В 1871 году Макарий возводится в сан игумена. В 1883 году — в сан архимандрита. В 1884 году — хиротонисан во епископа Бийского. С 1891 года — епископа Томского. В 1912 году указом императора Николая Александровича архиепископ Томский Макарий назначается на Московскую кафедру с возведением его в сан Митрополита Московского и Коломенского. В 1920‑м он снова вернется на Алтай, и все его мысли будут устремлены к Патмосу, острову, где он находил покой, умиротворение и веру в то, что жизнь его идет правильным путем, точь‑в-точь как некогда был уверен в своем греческом Патмосе Иоанн Богослов.
Судьба храма
Удивительной оказалась судьба первого Чемальского храма, того самого, что выстроен был в 1849 году. За свою дореволюционную историю он освящался аж четыре раза. Поначалу был походным храмом с антиминсом в честь Иоанна Крестителя. В 1860 году храм освящается как постоянный в честь святителя Николая Чудотворца. А в 1875 году храм получает статус молитвенного дома в честь иконы Божией Матери „Всех скорбящих Радость“ при сиротском приюте. В 1914 году, накануне Первой мировой войны, принимается решение придать храму мемориальное значение. Его история меняется коренным образом.
Храм переносят на любимый святителем Макарием остров Патмос. Торжественное освящение возрожденного храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершает епископ Иннокентий Бийский 9 августа 1915 года, ровно через 60 лет после освящения острова епископом Парфением.
Вот как описывал состояние храма на тот момент епископ Иннокентий: „Убог этот храм, но он дорог нам как памятник молитвенных подвигов и поистине апостольских трудов Владыки нашего, Высокопреосвященнейшего митрополита Макария“.
К этому событию на остров был специально смонтирован пешеходный мост с опорой на лиственничные укосины. Мост располагался с восточной стороны Чемала.
В конце 1920‑х или начале 1930‑х храм в честь апостола Иоанна Богослова на острове Патмос сгорел. Причиной пожара в силу бушевавших тогда атеистических настроений в те годы особо никто не интересовался. Остров оказался недоступным для посещений прихожан до конца века. Хотя, думается, что истинные верующие находили для себя и возможности, и веру для его посещения. Окончательно храм на острове Патмос был восстановлен только к началу 2000‑х.
Строительством нового храма занимался Виктор Павлов — русский фотограф. Он досконально изучил историю Чемала и был глубоко тронут историей храма. Итог — решение посвятить свою жизнь восстановлению святого места. Виктор Николаевич с женой занимались строительством храма и моста к острову 10 лет. Как стало известно, семья Павловых вложила в это строительство деньги, вырученные от продажи квартиры и фотостудии в Москве. 10 января 2001 года храм освятили и передали Знаменскому женскому монастырю в Барнауле.
На одной из скал, рядом с храмом, высечен лик девы Марии с младенцем на руках. Богородица возвышается над храмом и защищает его от невзгод. Создать столь сильный шедевр удалось монахине Барнаульского Знаменского монастыря Фелофее. За годы, что прошли с тех пор, ни дождь, ни снег не смогли исказить черты наскальной скульптуры.
Известно, что святые места всегда овеяны легендами. Так случилось и с храмом на острове Патмос. Местные жители, паломники и просто туристы утверждают, что на Патмосе им было видение Богородицы. В это можно верить, можно, конечно, не верить. Но, как подтверждений, так и опровержений тому нет.
Притяжение Патмоса
В 1896 году в Чемале открывается детский приют, в 1911 г. — женская община. Первой приютской церковью стала отремонтированная в 1895‑м старая чемальская миссионерская церковь. Приют и храм получили наименование Скорбящей иконы Божией Матери.
15 июля 1914-го освящается новый храм Скорбящей иконы Божией Матери, именно тогда старая церковь была перенесена на остров Патмос и освящена в честь Иоанна Богослова. Годом позже при женской общине открывается школа.
В то время в Чемал со всех концов Сибири съезжается до 300 дачников, так в то время называли туристов. Женская община сдавала в аренду домики, продавала дачникам картофель и другие овощи. Овощи и соленья запасали на зиму. Кроме огородов, в общине была пасека, держали коров, коз и овец. Кроме того, здесь развивались ремесла. С приходом советской власти чемальская школа продержалась дольше всех миссионерских: в 1918–1921 гг. она еще функционировала. В здании бывшей приютской школы еще долгое время учились дети Чемала. В 1997 г. деревянное здание было полностью уничтожено пожаром. До наших дней от построек общины сохранилось два старинных здания, находящихся на территории новой чемальской школы.
Чудеса икон Патмоса
Чемальская земля по праву считается православной миссией не только по праву главенствования на ней острова Патмос. Она, после основания на ней православной миссии, притягивает к себе Истину милосердия, Истину веры и Истину даже светской обывательской жизни. Современный комплекс миссионерского Чемальского по-дворья включает в себя храм в честь апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, деревянный храм святителя Макария Алтайского и жилые кельи. В храме на острове бережно хранятся особо почитаемые верующими иконы: Христа Вседержителя, Богородицы Знамение и святителя Николая Чудотворца дореволюционного письма, переданная храму жителями Чемала. Эти иконы постепенно стали сами восстанавливаться. Есть даже многочисленные свидетельства о том, что Господь, по молитвам верующих у этих икон, дарует бездетным супругам детей. В это можно верить, можно не верить. Все просто: будь добр к миру, и мир будет добр к тебе.
Мост к Истине
В 1998 году на остров Патмос от Чемала перекинут новый — подвесной — мост. На этот раз он был построен не с восточной стороны, а с южной, и не на лиственничных опорах, а на стальных тросах. Перестройка моста закончилась к осени 2000 года трудами все тех же меценатов супругов Павловых — Виктора и Гаяне. По сути, и храм в честь Иоанна Богослова на острове был построен заново. 10 января 2001 года восстановленный храм освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием и передан Знаменскому монастырю Барнаула. В Чемале был открыт Иоанна-Богословский скит.
Висячий мост и сегодня соединяет берег Катуни, где расположилось село Чемал, с островом. Понятно, что он ограниченно функционален: он только для пешеходов. Но для людей, идущих по этому колеблющемуся мостику к храму на остров Патмос, где некогда молился сам святой Макарий Невский, он становится своеобразным путем к вере: нетвердый, нащупываемый с неким страхом и сомнениями, настоящий путь к Истине.
От автора:
В материале использован отрывок из книги „Апостолы Алтая“ русской писательницы Александры Макаровой — Мирской.
Марина Волкова