Образование всегда играло важнейшую роль в развитии любого общества. Особенно ярко это проявилось в дореволюционной России, где в те времена образование было далеко не для всех. Оно считалось привилегией избранных — в основном детей дворян и представителей знатных семей.
Однако постепенно ситуация менялась. Реформа 1863 года открыла двери высших учебных заведений для всех слоев населения.
Система образования была сложнее
Много лет старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея имени Виталия Бианки Людмила Чегодаева с большим интересом собирает информацию о том, как выглядела система образования в нашем городе в те далекие дореволюционные времена.
— Тема образования в разных аспектах всегда интересовала меня, — рассказывает Людмила Ивановна. — Система дореволюционного образования была очень сложной, гораздо сложнее, чем сейчас. На этот российский парадокс влияло сразу несколько факторов: сословность, гендерное деление, неравномерность развития регионов, особенно отдаленных, конфессиональная структура и др. Мы можем сказать, что сейчас школа дает основное неполное среднее образование и среднее образование, отдельного начального образования же нет вообще. Ранее же в образовательной системе начальное образование, с несколькими подотделами, было основным, следующая ступень — среднее образование и потом уже — высшее образование.
Как отмечает специалист, в Российской империи существовала особая система начального образования, которая делилась на несколько уровней.
Неполное начальное образование — это самый простой уровень обучения. Его получали в специальных учебных заведениях: в вечерних и школах грамоты, а также в школах третьего разряда.
Многие люди, нашедшие старые документы, задаются вопросом: „Что значит неполное образование? Человек недоучился?“ На самом деле это вполне нормальное явление. Особенности такого образования — давать только базовые знания, которые позволяли освоить самые необходимые навыки чтения, письма и счета. Такая система была создана специально для тех, кому не требовалось получать более высокий уровень образования. Это практичное решение — получить минимум знаний, необходимых для повседневной жизни.
Важно понимать, что в то время не всем требовалось сложное образование, и такая система была вполне логичным ответом на потребности общества.
После базового (неполного) образования следовала более серьезная ступень — начальное образование. Его можно разделить на два уровня.
Основной начальный уровень — это одноклассные училища (базовые школы с одним годом обучения) учреждения Министерства народного просвещения и церковно-приходские школы (образовательные учреждения Епархиального ведомства).
Высшее начальное образование
Особого внимания заслуживает высшее начальное образование. В эту категорию входили: мужские и женские высшие начальные училища, смешанные училища (для мальчиков и девочек).
Эти учебные заведения были примерно эквивалентны современной девятилетней школе. У них были свои особенности: более глубокая программа обучения, расширенный набор предметов, подготовка к дальнейшему образованию.
Такая система позволяла получать образование в соответствии с потребностями общества и индивидуальными возможностями учащихся. Каждый мог выбрать уровень обучения, который соответствовал его целям и жизненным планам.
После окончания начального обучения с документами можно было поступить в гимназию, чтобы получить среднее образование, и далее открывался путь к высшему образованию.
В нашем регионе в основном была востребована система начального образования, которую называли массовой школой или школой просвещения.
Школы при церквях
К началу XX столетия Бийск представлял собой город с развитой системой начального образования. Четыре учебных района города, Центральный (Успенский), Троицкий, Казанский и Заречный, стали центрами просвещения, где активно развивалась образовательная инфраструктура. Особенностью бийского образования того времени было тесное переплетение духовной и светской жизни. Учебные классы открывались при церквях. Церковно-приходские школы получили свои названия в честь храмов, при которых они были созданы.
Таким образом, в Троицком районе был расположен Троицкий храм и 3 Троицких училища. Также 5 школ были при Успенском соборе, 4 при храме Казанской иконы Божией Матери и 2 при храме святого Александра Невского.
— Эти факты я нашла благодаря общению с правнуком Алексея Яковлевича Сухарева (о нем много раз упоминали в газете „Деловой Бийск“), — продолжает разговор Людмила Ивановна. — Общаясь с Дмитрием Леонидовичем, я нашла несколько фотографий, которые изображали момент строительства церкви Александра Невского и двух школ рядом. Позже они были снесены и не сохранились. В музее есть небольшая фотография, на которой можно было видеть разрушенную заднюю стену школы, но самого здания не видно. А на фотографии Сухарева хорошо видно, как выглядела эта школа. В районе Казанской церкви существовали несколько школ и училищ. В здании сегодняшней школы № 4 было 2 мужских (заведовал Н. И. Поляков, брат директора мужской гимназии М. И. Полякова) и 1 женское училище, заведовала которым И. М. Макарова. В заречной части города было несколько учебных заведений — при Покровской церкви (бывший кинотеатр „Октябрь“) и при небольшой Сретенской церкви в районе переулка Центрального на пересечении улицы Андреевской. Все эти училища были церковно-приходскими.
Учебные заведения
Система образования в дореволюционном Бийске прошла долгий путь становления и развития. Благодаря кропотливой работе исследователей и архивистов удалось воссоздать полную картину образовательного пространства того времени.
Музейные работники, опираясь на уникальные исторические документы, создали подробный каталог учебных заведений дореволюционного периода. В результате масштабного исследования удалось составить точные списки всех образовательных учреждений, установить ведомственную принадлежность каждого заведения, выявить особенности и различия между учебными заведениями.
Эта работа позволяет сегодня лучше понять, как формировалась образовательная среда города, какие учреждения существовали и какую роль они играли в жизни бийчан.
Первые школы Бийска появились в 1860 г. как церковно-приходские. Со временем система образования менялась, преобразовывалась. Учебные заведения переходили в городское управление.
По данным всероссийской переписи 1914 г., одна треть учебных заведений — это церковно-приходские училища. Срок обучения, как и в учреждениях Министерства просвещения, был три-четыре года.
Училища действовали как двухклассные, так и трехклассные. Позднее они получили статус высшего начального образования. Церковь передала свои приходские школы в управление Министерства народного просвещения, которые курировались государством и содержались, в основном, на средства города. Подобная система управления действует и в наши дни.
В начале 1915–1917 гг. к Успенскому кусту школ относились пять учебных заведений, которые пронумеровали как Первая, Вторая, Третья, Четвертая и Пятая. Позже Вторая мужская школа получила название Сухаревской. Это здание хорошо сохранилось, оно расположено в Бийске на улице Красногвардейская, 41. Здание является примером классической приходской школы, где сейчас можно увидеть элементы того времени. В советский период в ней располагалась музыкальная школа, сейчас это реабилитационный центр. Здание имеет статус памятника архитектуры регионального значения. Меньше повезло зданиям школ при Троицкой церкви, они не сохранились — часть из них разрушилась, а часть снесли.
К Казанской церкви относились два мужских и два женских училища. Они стали базой для создания в советский период школы № 4. В этом учебном заведении сохранен исторический фасад, в фондах музея хранятся открытки с видом здания в момент постройки. Школа является историческим памятником архитектуры и находится под охраной государства.
В заречной части города напротив Покровской церкви располагалась церковно-приходская школа — мужская и женская. На первом этаже, где прохладнее, занимались девочки, а на втором — мальчики. Позже это исправили, поменяв их местами. Старейшая учительница школы № 10, О.Г. Куршина, которая до революции была заведующей Покровским церковно-приходским училищем, вспоминала, что здание, в котором располагалась школа, изначально строилось как дом священника, но было отдано для учащихся.
В 1920 г. училища были реорганизованы в школы №№ 19 и 21, которые позднее стали именоваться школами имени Горького и Кольцова (позднее школой имени 1‑й Пятилетки). Жителям Заречья они известны как школы №№ 10 и 6. После того как для школы № 10 в 1953 г. было построено новое здание по Садовой, старое здание отдали под квартиры для учителей. Сейчас это здание снесено (также перестала существовать и школа № 10 и здание).
Преподаватели
Найти списки педагогов учебных заведений оказалось сложно, особенно в церковно-приходских школах, о людях и методике преподавания не упоминалось ни в одном справочнике. Вся документация относилась к синоду и была недоступна для простого человека.
Эконом-школа
Помимо мужской и женской школ, существовала смешанная или экономичная, где учились мальчики вместе с девочками. Это образование не
предполагало перспективу продолжения обучения. Здесь преподавали самые базовые знания — простейшая арифметика, русский язык и чтение.
А вот мужские и женские приходские училища были площадкой для продолжения обучения в гимназиях.
В Бийске такой базой, которая готовила учащихся для поступления в гимназию, было женское училище № 1 (1‑е Успенское), расположенное в здании за Вечным огнем (снесено под строительство площадей Обувной фабрики, но занятое сейчас особняками дворцового типа!!).
Позже появилась смешанная учительская семинария, которая давала профессию в основном женщинам. Они официально получали документ, что могут работать преподавателем (но только в селах, церковно-приходских школах) либо классным наставником. Это был низший уровень профессионального обучения.
В одноклассных школах занимались сразу в одном классе 50 человек, если было больше, то с двумя учителями. Во многих училищах города в один класс набирали 80 человек. В комнате располагались три ряда парт — 1, 2 и 3 отделение (по году обучения). Учитель каждому отделению давал соответствующие задания. Для учащихся первого отделения — списывать текст, второго — решать математические примеры, третьего — читать вслух или пересказывать. Система такого начального обучения была характерна в советский период для малокомплектных сельских школ.
В 1916 году, накануне революции, указом Николая I был предложен проект закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Как шутили в народе: обязательным начальное образование не стало, но стало обязательно бесплатным. Учащихся снабжали учебным материалом, а также каждой школе выделяли одинаковую для всех обувь и сукно на пошив формы. По фотографиям можно отметить, что стригли всех одинаково, это касалось и девочек.
Отличившихся в учебе школьников могли перевести из первого отделения в третье или даже четвертое отделение. Комиссия собиралась в конце учебного года и решала, кого перевести в следующий класс, а кого наоборот — вернуть в отделение ниже.
Образование для всех
В стране, где большинство людей (80 %) занимались сельским хозяйством, развитие шло простым способом — расширяли площади посевов и увеличивали поголовье скота, не заботясь об улучшении качества.
Поэтому здесь не нужны были специалисты высокого уровня — агрономы, зоотехники или селекционеры, которые выводят новые сорта растений или породы животных.
Достаточно было лишь базовых знаний. Зато требовались рабочие руки для выполнения простых задач. При этом крестьяне не должны были тратить время на учебу — считалось, что это лишь пустая трата времени, которое лучше использовать для работы в поле или на ферме.
Поэтому крестьяне забирали своих детей из школ как можно раньше. Такая ситуация была даже в Бийском уезде, который хоть и находился в городе, но тоже был в основном сельскохозяйственным. Дети учились всего 3–4 месяца, после чего их возвращали домой помогать в хозяйстве. Полноценное образование могли получить только определенные группы населения: дети мещан, священников, иногда — дети мелких купцов.
А вот среди крестьян практически не было учащихся, хотя условия для обучения были очень привлекательными: обучение было бесплатным, предоставляли одежду, кормили два раза в день (завтрак и обед). Несмотря на все эти преимущества, крестьянские дети почти не посещали школы, так как их труд был нужнее в хозяйстве.
Разлад светского и духовного образования
В школах того времени существовала строгая программа обучения, которая включала несколько обязательных предметов: Закон Божий, русский язык (чтение, письмо, грамматика, основы языка (азы), арифметика (изучение четырех основных математических действий, но только с целыми числами) и пение (в основном церковное).
На уроках русского языка сообщались элементарные сведения по природоведению, истории России и региона, географические факты.
Обучение проходило в форме беседы, повторение за учителем, рассказ по картинам, так как наглядных пособий иногда не было совсем.
При школах часто практиковали огородничество или садоводство.
Образовательная программа того времени была ориентирована на базовые практические знания. Русский язык ограничивался элементарной грамотностью (диктанты 30–40 слов, разбор простых предложений).
Математика сводилась к устному счету для решения бытовых и торговых задач. Закон Божий включал лишь поверхностные исторические сведения о династии Романовых.
В программе отсутствовали: сложные разделы грамматики, физика, геометрия, полноценная история и другие естественные науки.
Образование носило сугубо прикладной характер, не предусматривая глубокого изучения предметов или развития критического мышления.
Большинство учеников ограничивались одноклассным образованием и дальше не продолжали обучение. Система была направлена на формирование религиозного мировоззрения и подготовку послушных подданных империи, а не на получение глубоких знаний или развитие критического мышления.
Такая форма образования была характерна для того времени и отражала сословный характер общества, где религиозное воспитание играло первостепенную роль.
Училища Министерства просвещения предлагали более широкий кругозор в образовании, стремились к более серьезному академическому подходу.
Между этими учебными заведениями возникали серьезные противоречия: идеологический конфликт проявлялся в разных подходах к образованию. Противостояние возникало из‑за критики религиозных догм, распространения материалистических взглядов, противоречий на уроках естествознания (биологии), разного понимания роли религии в образовании.
Особенно остро конфликт проявлялся в преподавании естественных наук, где церковные учителя отстаивали религиозные взгляды, а светские преподаватели продвигали научные теории. Возникали споры о совместимости веры и науки.
Таким образом, образовательная система того времени отражала глубокие социальные и идеологические противоречия в обществе, где сталкивались религиозное и светское мировоззрение.
В архивах сохранились документы обучающихся об окончании училищ, которые контролировало Министерство просвещения, а вот у церковно-приходских учебных заведений таких документов не оказалось, и неизвестно, какой уровень знаний они преподавали.
Школа Алексея Сухарева
В Бийске здания школ строили по специальным проектам, чтобы предусмотреть все учебные процессы и наполняемость классов. На примере 2‑го одноклассного училища (Сухаревского) мы можем познакомиться с планировочной системой здания, где предполагались 2–3 комнаты для занятий, 2 комнаты для проживания семьи учителей (жена Сухарева тоже работала педагогом). Имелась даже небольшая мансарда, выходящая в сад, где могли на свежем воздухе проводить игры или отдыхать.
Большой фотоархив семьи Мурышкиных-Сухаревых рассказывает о школах города в разные годы: учащихся и педагогах, классных комнатах и дворовой территории, детских праздниках и играх на свежем воздухе и многом другом. На снимках можно увидеть одежду того времени.
Елена Коржева