Найти в Дзене
PERFORMA(R)

Перформанс и коллективная память

Глубокая рана оставляет после себя шрам. Так и войны, репрессии, гонения остаются огромным шрамом или даже незаживающей раной на теле миллионов людей. Современное искусство же становится способом выражения коллективной боли и памяти о трагедиях прошлого. Искусство как форма самовыражения не только художника, но и целых народов, является частью политики памяти. Мемориальные практики, в том числе перформативные акции, помогают народам укрепить свою идентичность и осмыслить своё прошлое. Коллективная память – это способ народов (и групп людей) передавать воспоминания о прошлом из поколения в поколение. Данный термин придумал французский социолог Морис Хальбвакс (“Коллективная память”, 1925). Он утверждал, что память не является индивидуальным процессом, а формируется в рамках социальных групп, таких как семья, религиозные общины и национальные сообщества. А поддерживается она через ритуалы, памятники, музеи, традиции и произведения искусства – об этом пишет французский историк Пьер Н

Глубокая рана оставляет после себя шрам. Так и войны, репрессии, гонения остаются огромным шрамом или даже незаживающей раной на теле миллионов людей.

Современное искусство же становится способом выражения коллективной боли и памяти о трагедиях прошлого. Искусство как форма самовыражения не только художника, но и целых народов, является частью политики памяти.

Мемориальные практики, в том числе перформативные акции, помогают народам укрепить свою идентичность и осмыслить своё прошлое.

Коллективная память – это способ народов (и групп людей) передавать воспоминания о прошлом из поколения в поколение. Данный термин придумал французский социолог Морис Хальбвакс (“Коллективная память”, 1925). Он утверждал, что память не является индивидуальным процессом, а формируется в рамках социальных групп, таких как семья, религиозные общины и национальные сообщества. А поддерживается она через ритуалы, памятники, музеи, традиции и произведения искусства – об этом пишет французский историк Пьер Нора. Именно так у молодого поколения формируются представления о прошлом, а у старшего появляется способ рефлексии о прожитом.

Коллективная память объединяет людей – у них появляются общие представления, идеалы, ценности. Однако иногда историческая политика и формирование коллективной памяти может становиться инструментом воздействия – болезненные события прошлого намеренно искажаются и подаются в подходящем под повестку ключе – возникают совершенно разные интерпретации прошлого (например, о Второй мировой войне). Тогда становится слышен голос независимых современных художников – их манифест свободы и боли.

Мемориальные практики – живое искусство

Современный перформанс выходит за рамки правил и традиций, тогда как он может быть связан с исторической памятью и сохранением прошлого? 

Дело не в содержании, а в форме. Современный перформанс является формой мемориальной практики, однако не классической (например, как театр или изобразительное искусство), а интерактивной, вовлекающей зрителя в проживание эмоций в моменте. Перформанс ярко, иногда даже провокативно и дерзко привлекает внимание к событиям прошлого и боли целых поколений. 

 

Современные инсталляции и акции позволяют интуитивно прожить травмирующие события прошлого и составить о них своё впечатление.

В Еврейском музее Берлина представлена инсталляция “Опавшая листва” (2022) художника Менаше Кадишмана. В зале “Пустота памяти” разбросаны десять тысяч железных масок – печальных лиц людей. При каждом шаге посетителя залу маски издают пугающий хрустящий звук – будто старая листва под ногами. Только это не листва, а человеческие жизни, которые оказались потеряны или вовсе не случились из-за Холокоста. Полумрак создаёт атмосферу приближающейся опасности и скорби – а впереди тьма. “Пустота памяти” заканчивается абсолютно тёмным пространством, символизирующим страшный конец. Каждый зашедший в зал чувствует себя причастным к произошедшей беде – ощущает весь ужас и трагизм произошедших событий.

Менаше Кадишман “Опавшая листва”, 2022 г.
Менаше Кадишман “Опавшая листва”, 2022 г.

Ещё одной трогательной инталляцией о Холокосте являются “Туфли на набережной Дуная” (2005). Во время Второй мировой войны нацисты массово расстреливали евреев в Будапеште. Жертвы исчислялись тысячами. Чтобы экономить пули, нацисты выстраивали евреев у берега Дуная, заставляли снять обувь, связывали им руки и ноги и стреляли. Застреленный падал в воду и толкал вниз других. После каждого расстрела на набережной оставалась обувь – напоминание о тех, кого уже нет в живых. Нацисты забирали её себе или перепродавали.

Мемориал выполнен в виде шестидесяти туфель: мужских, женских и детских. Скульптор Дьюла Пауэр воссоздал в точности модели 1940-х годов и сделал обувь такой, словно её действительно носили – если присмотреться, некоторые туфли будут стоптаны, а некоторые расстёгнуты. Это страшное напоминание о жизнях, прервавшихся так несправедливо и так случайно, о жизнях, которые смыла вода. 

Сотни людей ходят каждый день по набережной своей обувью, стоят на том самом месте, где случилась трагедия. Мемориал буквально показывает: “они были такими же, как и вы”. “Туфли на набережной Дуная” – это призыв помнить о жутких событиях прошлого и никогда их не повторять.

Дьюла Пауэр “Туфли на набережной Дуная”, 2005 г.
Дьюла Пауэр “Туфли на набережной Дуная”, 2005 г.

Современные инсталляции и перформансы, посвящённые коллективной памяти, предполагают активную роль зрителя. Зритель – соучастник процесса, а не простой наблюдатель. Так, например, в музее Холокоста в Нью-Йорке каждый посетитель идёт по залам, проходя путь заключённого концлагеря. В современных музеях и инсталляциях есть яркие визуальные и мультимедийные метафоры – появляются концептуальные пространства для ознакомления с историей и осмысления её. Становится всё меньше статичных, “неживых”, но исторически достоверных экспозиций. Музеи взывают не к знанию каждой детали, а к эмоциям. Ведь только личное проживание, искренние чувства помогают понять историю и шагнуть в сторону исцеления коллективной травмы.

Современное искусство – диалог поколений

Нередко преставления об исторических событиях отличаются у разных поколений – появляются новые исторические факты, меняется обстановка и образовательный подход. Искусство же примиряет поколения, помогая им не спорить, а выстроить диалог. Примером служит акция "Скамья примирения" в Германии, которая стала символом необходимости диалога между поколениями о наследии Второй мировой войны.

Но современное искусство не ограничивается лишь переосмыслением прошлого. Оно ищет новые формы разговора и вовлекает зрителя в непосредственное переживание истории. 

Так, проект «SOUND UP silence» (2021) стал перформансом о памяти, где тишина звучала громче музыки. Автор идеи и куратор — Дмитрий Курляндский, сооснователь SOUND UP и основатель PERFORMA. Зрители заняли сцену Театра Маяковского, а оркестр и вокальный ансамбль Intrada исполняли программу из партера, создавая обратную перспективу восприятия. В программе — произведения Джона Кейджа, Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Сергея Загния и самого Курляндского. Каждый из них по-своему говорил о тишине: как о памяти, смерти, молитве и внутреннем голосе. Музыковед Ярослав Тимофеев в своей лекции-перформансе, сопровождавшей концерт, напомнил: «Тишина — это не отсутствие звука, а память о нём». SOUND UP silence стал событием, где коллективное переживание тишины превращалось в общий акт памяти — личной, культурной, исторической. Беззвучный концерт стал метафорой того, как общество вспоминает, скорбит и переосмысливает прошлое.

SOUND UP Беззвучный концерт, 2021 г. (Автор идеи и куратор Дмитрий Курляндский и Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель PERFORMA(R))
SOUND UP Беззвучный концерт, 2021 г. (Автор идеи и куратор Дмитрий Курляндский и Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель PERFORMA(R))

«REMEMBER – Gedenkort Charité Mitte» (2018) превращает память в прогулку по следам тишины. На территории старейшей немецкой клиники художники создали восемь скульптур, посвящённых врачам и пациентам, пострадавшим во времена нацизма. С помощью мобильного приложения посетители проходят между ними, слышат голоса, истории и дыхание тех, кого уже нет. Каждая скульптура становится остановкой во времени, позволяя ощутить связь с прошлым.

Gedenkort Charité Mitte «REMEMBER», 2018 г.
Gedenkort Charité Mitte «REMEMBER», 2018 г.

Проекты Тильманса, например «Project 1.4» (2020), продолжают эту идею через истории отдельных людей, переживших кризисы и войны. Видео- и аудио-инсталляции превращают свидетельства очевидцев в живой опыт: зрители слышат голоса, видят эмоции, и коллективная память оживает, становясь общим достоянием для разных поколений.

Другой пример — перформанс «Shibboleth» (2007) Дорис Сальседо в Tate Modern в Лондоне. Дорис— колумбийская художница, известная своими работами, посвященными коллективной памяти и травмам, связанным с насилием. В 2007 году она представила работу — трещину длиной 167 метров, прорезавшую бетонный пол в Турбинном зале музея. Сальседо описала эту трещину как символ разрыва между культурами и социальными группами, подчеркивая вопросы расизма и изоляции.

Дорис Сальседо Shibboleth», 2007 г.
Дорис Сальседо Shibboleth», 2007 г.

Работа вызвала широкий отклик у зрителей и критиков. Некоторые видели в ней мощный символ социальной несправедливости, в то время как другие выражали обеспокоенность по поводу безопасности и восприятия произведения. Тем не менее, «Shibboleth» оставила неизгладимый след в истории современного искусства, став знаковым примером использования пространства музея для выражения политических и социальных тем. 

Современное искусство становится способом напомнить людям об их прошлом, показать его не скучной картинкой в учебнике, а живой историей: грустной, тяжёлой, но такой живой. Люди разных возрастов и взглядов могут прикоснуться к истории вместе. Искусство помогает людям почувствовать, как их объединяет прошлое, сколько опыта и сил оно им даёт, какую дарит надежду.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше об искусстве перформанса

И не пропустите новое событие фестиваля перформативных искусств PERFORMA(R) 24 ноября. В Большом читальном зале «Ленинки» состоится иммерсивная инсталляция Silent Opera — уникальный проект, где опера, театр и современное искусство соединяются в одном пространстве. Барочная музыка, электронные аранжировки, голос и свет создают историю о поиске внутреннего героя.

Подробнее

Автор текста: Ангелина Картунова