В военное время Тарас Гапоненко часто выезжал на фронт и писал с натуры. Так
появился цикл «Фронтовые зарисовки», куда вошли картины «Рабовладельцы»,
«Ведут пленных», «Леса Смоленщины» и «После изгнания фашистских
оккупантов» (второе название — «После ухода немцев»).
Последнее полотно считают одной из самых трагичных работ о Великой Отечественной войне. Основой сюжета послужил рассказ сестры художника, пережившей оккупацию на Смоленщине.
Об истории появления картины практически ничего неизвестно. Первый её вариант, находящийся в Смоленском музее, был написан в 1944 году. Вариант 1946 года, за который художник был награждён Сталинской премией, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Материалы для статьи взяты из открытых источников.