Найти в Дзене
PERFORMA(R)

Восемь ярких перформансов XXI века

В XXI веке, в эпоху метамодерна и активного развития технологий, художники больше всего интересуются тремя вопросами: Какая она, человечность в эпоху технологий? Что представляет собой новая этика? Какие силы и смыслы нам могут дать традиции прошлого?   Художники всё чаще обращаются к компьютерным технологиям (и с помощью них создают свои произведения искусства) и древнейшим традициям, переосмысливают их и делают актуальными. Самый великий перформанс XXI века или крик об одиночестве?   “The Visitors” (2012) исландского художника Рагнара Кьяртанссона называют самой безумной вечеринкой современности. Художник вместе со знакомыми музыкантами (в том числе, известными исландскими исполнителями Sigur Ros) снял старинный особняк Рокеби Фарм из 43 комнат в Нью-Йорке. Они зависали там неделю и результатом “тусовки” стала песня, которую музыканты исполнили вместе, но по отдельности. Каждый из них занял разную комнату (от бального зала до ванной) и исполнял одну и ту же песню “Feminine Ways”,

SOUND UP Беззвучный концерт, 2021 г. (Автор идеи и куратор Дмитрий Курляндский и Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель PERFORMA(R)
SOUND UP Беззвучный концерт, 2021 г. (Автор идеи и куратор Дмитрий Курляндский и Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP и основатель PERFORMA(R)

В XXI веке, в эпоху метамодерна и активного развития технологий, художники больше всего интересуются тремя вопросами:

Какая она, человечность в эпоху технологий?

Что представляет собой новая этика?

Какие силы и смыслы нам могут дать традиции прошлого?

 

Художники всё чаще обращаются к компьютерным технологиям (и с помощью них создают свои произведения искусства) и древнейшим традициям, переосмысливают их и делают актуальными.

Самый великий перформанс XXI века или крик об одиночестве?

 

“The Visitors” (2012) исландского художника Рагнара Кьяртанссона называют самой безумной вечеринкой современности. Художник вместе со знакомыми музыкантами (в том числе, известными исландскими исполнителями Sigur Ros) снял старинный особняк Рокеби Фарм из 43 комнат в Нью-Йорке. Они зависали там неделю и результатом “тусовки” стала песня, которую музыканты исполнили вместе, но по отдельности. Каждый из них занял разную комнату (от бального зала до ванной) и исполнял одну и ту же песню “Feminine Ways”, основанную на стихотворении бывшей супруги Кьяртанссона, и записывал себя на видео. 

Рагнар Кьяртанссон “The Visitors”, 2012 г.
Рагнар Кьяртанссон “The Visitors”, 2012 г.

Итогом стали 9 видеоинсталляций синхронно поющих музыкантов – все они расположились в одном зале музея Мигрос в Швейцарии (после инсталляция была показана в США) – неизбежно близко, но невероятно далеко. Объединённые одной песней и творческим порывом, музыканты разделены цифровым и реальным пространством. Однако это не помешало им вместе создать нечто новое.

“Это было отличное время. Я только что развелся и сильно влюбился – это было похоже на сон в летнюю ночь. Я впервые познал Рокеби, когда сделал там выступление под названием Folk Song. Мой друг знал людей, которые там жили. Я действительно хотел сделать что-то другое, хотя идея никогда не выглядела хорошо на бумаге”, – вспоминал о создании “The Visitors” Кьяртанссон. 

“The Visitors” рассказали об одиночестве современного человека и иллюзии близости – всегда на связи, но никогда не рядом. Перформанс был пронизан светлыми чувствами меланхолии и ностальгии – словно просит зрителя вспомнить, а как он последний раз проводил время с друзьями, и повторится ли это когда-нибудь ещё раз? 

Название перформанса намекает на редкость и случайность встреч, хотя сам художник не раз отмечал, что назвал перформанс именно так в честь своего любимого альбома группы ABBA. 

“The Visitors” не давали зрителю впасть в отчаяние – дали светлую надежду, ведь технологии позволяют общаться и создавать новое даже на расстоянии. 

Рагнар Кьяртанссон “The Visitors”, 2012 г.
Рагнар Кьяртанссон “The Visitors”, 2012 г.

Аморальность и эксплуатация: радикальное искусство новейшего времени

Искусство этической катастрофы – именно так критики назвали перформанс «Татуированная линия 160 см на 4 человека» (2000) Сантьяго Сьерры. Художник заплатил четырём девушкам с низкой социальной ответственностью, чтобы они позволили ему вытатуировать линию на своих спинах. Сумма, которую Сьерра заплатил каждой, была равно стоимости наркотической дозы.

Сантьяго Сьерра «Татуированная линия 160 см на 4 человека», 2000 г.
Сантьяго Сьерра «Татуированная линия 160 см на 4 человека», 2000 г.

Перформанс вызвал ажиотаж и спорные отзывы критиков. Кто-то видел его как аморальное действо и унижение и без того уязвимых девушек, а кто-то распознал в этом манифест против эксплуатации людей. 

Действительно, наркоторговля и человеческая эксплуатация – страшные проблемы современного мира. Политики и общественные деятели пытаются урегулировать эти сферы законодательно и с помощью создания социальной инфраструктуры, а художники – через радикальный творческий манифест.

Свобода слова и границы искусства

 

Политическое искусство в XXI веке перестало быть лозунгом — оно стало личным риском. Так, кубинская художница Таня Бругера в 2009 году устроила в Гаване перформанс “Tatlin’s Whisper #6”, который стал легендой.

На сцене стоял микрофон. Сначала публика робела, потом начали звучать стихотворения, рассказы о личных страхах и надеждах, комментарии о политике. Через несколько минут вмешалась полиция: перформанс был прерван, некоторых участников задержали, сама художница оказалась под арестом.

Но именно это вмешательство придало работе силу. Перформанс перестал быть только художественным жестом — он стал гражданским действием. Он показал, что свобода слова не только право, но и привилегия, за которую нужно бороться. Критики называли работу «моментом истины» для Кубы: здесь искусство прямо сталкивается с властью. Для зрителя же Tatlin’s Whisper #6 — опыт соучастия: за минуту каждый осознаёт, насколько слово важно, и как его можно лишиться за секунды.

Таня Бругера “Tatlin’s Whisper #6”, 2009 г.
Таня Бругера “Tatlin’s Whisper #6”, 2009 г.

      

Границы публичности и интимности

Проект Йоко Оно “Wish Tree” (2003–наст.) — это серия перформансов, где зрителям предлагают написать желание и повесить его на дерево. Кто-то пишет: “Хочу мира”, кто-то — “Пусть мама поправится”, кто-то просто — “Хочу снова верить”.Сотни записок превращают дерево в живую инсталляцию надежд. В некоторых случаях это дерево путешествует между музеями, в других — растёт на улицах городов, собирая мечты прохожих.

Но сила работы не только в визуальной красоте. В эпоху постоянных уведомлений и быстрых постов Wish Tree возвращает ощущение времени и внимания: действие здесь — важнее результата. Люди видят, что их мысли разделяют другие, и это рождает чувство сопричастности.

Критики отмечают: работа становится своего рода социальным экспериментом, отражающим коллективное бессознательное общества. Это перформанс о мелких, повседневных актах участия, которые в сумме создают нечто большое и эмоционально значимое.

Йоко Оно говорит: «Я даю зрителям шанс увидеть свои мысли снаружи». Именно такие тихие жесты возвращают человечность в век технологий.

Йоко Оно “Wish Tree”, 2003–наст.
Йоко Оно “Wish Tree”, 2003–наст.

Если Сьерра и Бругера бросают вызов обществу, а Йоко Оно вовлекает в коллективное действие, то Тильда Суинтон исследует границы публичного и приватного через собственное присутствие. В 2013 году она представила перформанс «Быть может» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В течение нескольких часов актриса спала в прозрачной стеклянной коробке, расположенной среди экспонатов. Зрители могли наблюдать её, но не вмешиваться, становясь свидетелями не столько действия, сколько состояния — границы между личной жизнью и публичным пространством. Работа задаёт вопросы: как мы воспринимаем чужую интимность, какое место зритель занимает в процессе создания искусства и насколько само присутствие человека может стать художественным жестом. «Быть может» — это тихая, почти философская работа, которая заставляет осознавать ценность наблюдения и роль каждого из нас в формировании смысла произведения.

Тильда Суинтон «Быть может», 2013 г.
Тильда Суинтон «Быть может», 2013 г.

Музыкальные эксперименты 

Перформансы показывают, что знакомые произведения можно услышать и увидеть по-новому. Например, в 2008 году в Мюнхене состоялась премьера перформанса Stop, Repair, Prepare: Variations on “Ode to Joy” for a Prepared Piano от американских художников Дженнифер Аллоры и Гильермо Кальсадильи. Это работа, сочетающая скульптуру и перформанс, где зритель становится свидетелем необычного исполнения Бетховеновского гимна радости.

В центре зала стоит рояль Bechstein с вырезанным отверстием, в котором музыкант играет на инструменте в перевернутом положении. Исполнение происходит в сопровождении движения рояля по залу, создавая уникальное сочетание музыки, скульптуры и перформанса. Это произведение ставит под сомнение традиционные представления о музыке и её восприятии, предлагая зрителю новый опыт взаимодействия с искусством.

Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья «Stop, Repair, Prepare: Variations on “Ode to Joy” for a Prepared Piano», 2008 г.
Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья «Stop, Repair, Prepare: Variations on “Ode to Joy” for a Prepared Piano», 2008 г.

В 2013 году аналогично экспериментировал с музыкой и Джей-Зи в перформансе «Picasso Baby». Рэпер провёл шесть часов в галерее Pace в Нью-Йорке, исполняя свою песню перед зрителями, которые могли подходить, наблюдать и даже вступать в контакт с артистом. Работа размывала границы между концертным выступлением и художественным перформансом. Обычное музыкальное исполнение превращается в экспериментальное действие.

Джей-Зи вдохновился работой Марины Абрамович, особенно её перформансом «The Artist Is Present» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В «Picasso Baby» он использует концепцию повторяющегося действия и взаимодействия с публикой, что напоминает практику Абрамович.

  Джей-Зи «Picasso Baby», 2013 г.
Джей-Зи «Picasso Baby», 2013 г.

В 2023 году фестиваль актуальной музыки SOUND UP в рамках события «Inside the orchestra» показал, как звучит оркестр изнутри. Зрители не сидели в зале — они заняли места среди музыкантов. Скрипки звучат буквально рядом, дыхание духовых — за спиной, дирижёр в нескольких шагах. Всё, что обычно скрыто, оказалось на виду: споры о темпе, проба звука, эмоциональные вспышки. Постепенно репетиция превратилась в концерт — как в фильме Феллини «Репетиция оркестра». Для зрителей придумали даже специальную партитуру — небольшой путеводитель по действию, который помогает следить за развитием музыки и чувствовать себя внутри процесса.

SOUND UP inside the orchestra, 2023 г. (Автори идеи — Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP, основатель PERFORMA(R)
SOUND UP inside the orchestra, 2023 г. (Автори идеи — Евгения Лассарь, со-основатель SOUND UP, основатель PERFORMA(R)

Современный перформанс вовлекает зрителя в яркое, эмоциональное действо и без этого не может существовать, потому что только в этом слиянии творца и зрителя рождается произведение искусства.

Искусство XXI века синтетично – в нём есть черты бунтарства XX века, таинственность древности и след высоких технологий. Оно ищет место человека в современном, бесконечно меняющемся мире, пытается ответить на вопрос: чем же духовно наполнена окружающая новая реальность.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше об искусстве перформанса

И не пропустите новое событие фестиваля перформативных искусств PERFORMA(R) 24 ноября. В Большом читальном зале «Ленинки» состоится иммерсивная инсталляция Silent Opera — уникальный проект, где опера, театр и современное искусство соединяются в одном пространстве. Барочная музыка, электронные аранжировки, голос и свет создают историю о поиске внутреннего героя.

Подробнее

Автор текста: Ангелина Картунова