Найти в Дзене

Как врут экскурсоводы на примере экскурсии по Феодосии

Во время экскурсии по Феодосии экскурсовод рассказал нам вкратце о личной жизни великого не русского художника Ивана Айвазовского. Его первый брак был не счастливым, его жена была вертихвосткой, жаждущей светской жизни, а во втором браке художник наконец познал семейное счастье. Я просто для начала почитала биографию художника в Википедии и сразу поняла, что это все очень сильное упрощение, если не сказать просто ложь. Если вы впервые на этом блоге, давайте познакомимся. Меня зовут Елена Шикова. Я живу в Санкт-Петербурге, родилась в Ленинграде. Я веду Блог о самостоятельных путешествиях на своем сайте с 2013 года. За эти годы я посетила 28 стран Европы и многие города и села России. На самом деле все было совершенно не так. Айвазовский женился 2 раза за свою жизнь в 31 и 66 лет. Оба раза это были очень импульсивные поступки по принципу - увидел и полюбил с первого взгляда. Первый раз он женился на Юлии Гревс, дочери шотландского офицера, состоящего на службе у Российского императора.
Оглавление

Во время экскурсии по Феодосии экскурсовод рассказал нам вкратце о личной жизни великого не русского художника Ивана Айвазовского. Его первый брак был не счастливым, его жена была вертихвосткой, жаждущей светской жизни, а во втором браке художник наконец познал семейное счастье. Я просто для начала почитала биографию художника в Википедии и сразу поняла, что это все очень сильное упрощение, если не сказать просто ложь.

Если вы впервые на этом блоге, давайте познакомимся. Меня зовут Елена Шикова. Я живу в Санкт-Петербурге, родилась в Ленинграде. Я веду Блог о самостоятельных путешествиях на своем сайте с 2013 года. За эти годы я посетила 28 стран Европы и многие города и села России.

Автор блога
Автор блога

На самом деле все было совершенно не так. Айвазовский женился 2 раза за свою жизнь в 31 и 66 лет. Оба раза это были очень импульсивные поступки по принципу - увидел и полюбил с первого взгляда.

Первый брак женился на "вертихвостке"

Первый раз он женился на Юлии Гревс, дочери шотландского офицера, состоящего на службе у Российского императора. Это была хорошо образованная девушка 19 лет, получившая воспитание в европейских традициях. Отец ее рано умер, поэтому семья обеднела. Юлия работала гувернанткой в одном из богатых домов в Санкт-Петербурге. Они очень мало общались до свадьбы - всего 2 недели в присутствии посторонних лиц. Айвазовского привлекла её красота и скромность.

Он привез молодую жену в свою патриархальную армянскую семью в Феодосию, где положение молодой невестки было на уровне рабыни. По армянской традиции молодая невестка не имела права разговаривать ни с кем, кроме своего мужа до рождения своего первенца, не имела право на какие либо свои личные желания, ни в чем не могла перечить мужу и его родственникам. Никто не знает соблюдался ли обычай молчания невест в доме Айвазовских, но доподлинно известно, что с молодыми проживала пожилая мать художника и рядом жили его сестры со своими семьями.

Быстрее всего мать и сестры Айвазовского были безграмотными, т.к. не принято было в простых армянских семьях учить девочек чему либо кроме домоводства. Островский написал свою пьесу "Гроза" как раз про нравы в российских провинциях в это время. Вспомните образ Кабанихи и представьте какую жизнь могла устроить свекровь своей невестке чужестранке при поддержке своих дочерей. Невестка все делает не так, все, что она говорит не правильно и т.д.

Рипсиме Айвазян (1784—1860), мать художника, портрет его кисти 1849 год
Рипсиме Айвазян (1784—1860), мать художника, портрет его кисти 1849 год

Айвазовский часто и надолго уезжал из дома по делам. Первый раз он оставил свою жену через 2 недели после свадьбы. Не сохранилось ни одного портрета Юлии Гревс кисти Айвазовского, вероятно потому что с самого начала в их браке все было плохо. Тем не менее Юлия Гревс родила Айвазовскому четырех девочек: Елену (1849 год), Марию (1851 год), Александру (1852 год) и Жанну (1858 год). Первых троих девочек, она рожала с интервалом 1,5 года.

Портрет Айвазовского с первой женой кисти не извествого художника
Портрет Айвазовского с первой женой кисти не извествого художника

Как в таких условиях можно жаждать светской жизни? Такое могут сочинить только люди никогда не имеющие своих детей и не понимающие, какая эта нагрузка для организма и для психики - частые роды в отсутствии поддержки любящих родственников. Юлия продержалась в этой семье долгих 12 лет. Здоровье ее подкосилось, она сильно болела, о чем сохранились свидетельства врачей.

С 1860 года Юлия вместе с детьми часто уезжала из Феодосии надолго и под любыми предлогами, а с 1866 года осела в Одессе так же вместе с детьми. Вдали от мужа и его родственников женщина поняла насколько приятна может быть жизнь без постоянного прессинга и ни в какую не соглашалась вернуться в Феодосию. Дочерей погостить в Крыму у отца она отпускала. Здоровье детей так же страдало на фоне нездоровой атмосферы в семье.

На моем сайте вы так же можете почитать про судьбу австрийской императрицы Сисси. Та же тема: жизнь в семье мужа не выносима, через 10 лет брака она практически съехала из дворца и превратилась в странствующую императрицу.

Жалоба на имя императора от имени первой жены

Свою знаменитую жалобу на имя императора, Юлия Гревс написала спустя 10 лет после фактического разъезда со своим мужем в 1870 году, т.е. с момента свадьбы прошло уже 22 года. Жалоба и все полицейские документы ее расследования сохранилась в архивах, никаких сомнений в их подлинности нет. Юлия пыталась подавать жалобы в полицию в Феодосии, но там не обращали на них внимания. Ведь ее муж был местным олигархом.

Семья Айвазовских в 1868 году
Семья Айвазовских в 1868 году

В жалобе Юлия обвиняет своего мужа в домашнем насилии. Он систематически ее избивал, нанося тяжкие телесные повреждения, порой на глазах у детей и посторонних лиц, чьи свидетельства подшиты к делу. Она смертельно боялась своего мужа.

Все 10 лет раздельной жизни муж писал ей, иногда приезжал навестить. В письмах по словам Юлии Айвазовский обещал оставить ее и детей без содержания, лишить дочерей наследства, если они немедленно не вернуться в Феодосию. Доктор в Одессе свидетельствовал, что эти письма и свидания всегда приводили к обострению болезни госпожи Айвазовской.

По жалобе Юлии Айвазовской было предпринято полицейское расследование. Чиновники опросили свидетелей и пришли к выводу, что насилие со стороны Айвазовского по отношению к жене доказано.

В 1870 году знаменитый художник, профессор и академик Академии Художеств Российской империи Иван Айвазовский в полицейском управлении подписал документ, в котором обязался не приближаться к своей супруге и выплачивать ей содержание в размере 300 рублей в месяц, так же уступить ей имение в Криничках с доходом в 1300 рублей в год.

Какие алименты платил Айвазовский

По приблизительной оценке на сегодняшний день сумма алиментов Айвазовского в месяц составляла 154000 рублей. Но припомним, что у него было 4 дочери, и замужние женщины с детьми в то время не имели возможности работать и обеспечивать себя самостоятельно.

Только на продаже своих картин Айвазовский зарабатывал 10000 рублей в год по его же словам, кроме того он был крупным землевладельцем и получал доход с нескольких имений в Крыму, т.е. без штанов жена его не оставила.

154000 рублей на 5 человек в наши дни это просто про комфортное сосуществование, но не про светскую жизнь. Т.е. разговоры о том, что Юлия мечтала блистать в свете это просто ложь. На этот момент ей уже было 41 год, по тем временам солидный возраст для женщины. Юлия Айвазовская никогда больше не вышла замуж, а дочек выдала за иностранцев российского происхождения.

К чести Айвазовского стоит заметить что, он полностью обеспечил своих дочерей. Каждой дочери художник подарил по имению в Крыму в качестве приданного. Внук от старшей дочери получил разрешение императора носить фамилию Айвазовский, т.к. наследников по мужской линии у художника не было. Сам факт того, что он подавал прошение императору о смене фамилии внука, говорит о том, что проблема с отсутствием наследника его волновала.

В Армении до сих пор рождению мальчиков радуются больше, чем рождению девочек. В наше время наблюдаются селективные аборты по признаку пола. Т.е. Айвазовский наверное злился на первую жену за то, что она нарожала девочек.

Почему развод Айвазовского не все признали

В 1877 году Иван Айвазовский якобы получил развод. Брак был зарегистрирован в армянской церкви в Феодосии, и развод он просил в армянской церкви, где его брат Габриээл в ту пору уже был большим человеком. В виде исключения развод Айвазовскому дали, хотя по закону развод мог состояться только с согласия двух сторон.

На фоне того, что согласие жены даже не запрашивалось, развод многими считался не действительным, но Айвазовского оставили в покое только по причине заслуг и преклонных лет. На момент получения развода ему было уже 60 лет.

Второй брак с огромной разницей в возрасте

В 66 лет Айвазовский опять женился на молодой вдове Анне Саркисовой-Бурназян. Новая супруга была на 40 лет моложе Айвазовского.

Многие экскурсоводы рассказывают о счастливом втором браке художника, но на самом деле там опять все было не просто. Анна была армянкой и была в курсе всех местных традиций. Матушка Айвазовского уже скончалась. Айвазовский питал надежды получить наследника в этом браке, но детей у супругов не случилось.

Вот эту вуаль, закрывающую лицо, большинство исследователей как раз и ассоциируют с армянской традицией молчания невест. Армяне христиане, но к своим женщинам они относились в восточной традиции - минимум свободы и закрытые лица.

Анна Саркисовой-Бурназян, 1882 год, Айвазовский
Анна Саркисовой-Бурназян, 1882 год, Айвазовский

Айвазовского в его доме в Феодосии и имении Шах-Мамай, что в 25 км от Феодосии, посещали многие люди и некоторые из них оставили свои воспоминания. После нескольких часов проведенных в семье Айвазовского А.П.Чехов оставил следующее воспоминание:

Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал».

Мало известный литератор Александр Владимирович Жиркевич так же провел в гостях у четы Айвазовских несколько часов и оставил в мемуарах следующие строки:

Из разговоров ее (Анны Саркисовой-Бурназян) с Айвазовским о какой-то поездке, против которой она восставала, и которую она все-таки сделала, и из некоторых полуслов между ними и взглядов, я заключил три вещи:
1) что Айвазовский страшно ревнив,
2) что согласия между супругами немного,
3) что покорная и молчаливая по наружности Анна Никитична не принадлежит к числу тех женщин, которыми можно вертеть по капризу.

Т.е. по крайней мере два человека заметили склонность Айвазовского к ревности буквально за несколько часов общения. На тот момент художнику было 75 лет.

Быстрее всего по молодости он ревновал жену к каждому дереву и делал ее жизнь абсолютно невыносимой своими придирками. Добавим сюда проживание вместе с родней, которая так же не симпатизировала невестке-чужестранке и понимаем, что исход этого брака был предрешен еще до венчания. Молодые были из разных миров.

Патологическая ревность скорее говорит о каких-то глубоких проблемах в голове художника. Оба брака Айвазовского не были счастливыми, просто во втором браке у него уже было меньше сил на рукоприкладство. Со второй женой они были из одного мира. После смерти Айвазовского в 1900 году Анна Саркисова-Бурназян заперлась дома и прожила до 1944 года отшельницей. И вот это было идеальное поведение армянской жены.

Почему врут экскурсоводы

Конкретно в Феодосии экскурсоводы врут потому, что Айвазовский до сих пор является брендом города. Действительно за годы жизни он многое сделал для Феодосии и рассказывать правду = очернять образ бренда. В Феодосии шагу невозможно ступить без того, чтобы не наткнуться на какую-то достопримечательность, связанную с Айвазовским.

Наш народ в большинстве своем склонен идеализировать великих художников, поэтов, литераторов. Если человек добился высот в искусстве, априори считается, что он святой и непогрешимый. На самом деле это совсем не так. И никакие пороки человечества гениям не чужды.

Бывает даже обратная причинно-следственная связь. Человек становится гением для компенсации каких-то психических отклонений, безусловно не всегда это так, но бывает.

Ссылка на документы полицейского расследования по жалобе Юлии Айвазовской в первом комментарии.