Моряки вытащили ножи. Их не интересовала музыка, только деньги. Арион, величайший кифарист своего времени, стоял на палубе корабля, идущего в Коринф. Он только что выиграл музыкальный конкурс в Сицилии, и его богатство стало ему приговором. Жалости ждать не приходилось. Моряки предложили выбор: быстрая смерть от меча или прыжок в открытое море.
Арион попросил об одном. Позволить ему спеть в последний раз.
Он надел свои лучшие одежды, взял кифару и заиграл. Его песнь была обращена к богам. Закончив, он шагнул за борт. Корабль ушел дальше, оставив поэта тонуть. Но он не утонул. Из волн появилось существо, посланное Аполлоном, очарованное музыкой. Дельфин подставил ему спину и понес к берегу.
Эта история не просто миф. Это ключ к пониманию маленького бронзового предмета, найденного у Парфенона.
В 1888 году, во время раскопок к юго-востоку от великого храма, рабочие обнаружили в земле небольшую фигурку. Позеленевшая от времени бронза. Её длина чуть больше десяти сантиметров, высота семь с половиной. Это юноша верхом на дельфине.
Сегодня он хранится в Музее Акрополя под номером ЕАМ Χ 6626. Если присмотреться, вещь поражает. Она сделана между 475 и 450 годами до нашей эры, в золотой век Афин. И она полна движения. Мальчик держится левой рукой за спинной плавник. Его тело развернуто в одну сторону, а голова дельфина смотрит в другую. Это создает невероятное напряжение, ощущение скорости, брызг и ветра.
Но это не статуя. Ее нижняя часть изогнута. Археологи сразу поняли: фигурка была частью чего-то большего. Она крепилась к другому предмету. Возможно, к большому бронзовому котлу, лебесу. Или украшала массивный кратер, в котором греки смешивали вино с водой на пирах. Или, что вероятнее, венчала изящную ручку ойнохойи, кувшина, из которого это вино разливали.
Кто-то каждый день держал этот кувшин в руках. Наливал вино, касался этой фигурки. Для него это был не просто декор. Это было напоминание.
Почему именно дельфин?
Для греков, народа мореплавателей, Эгейское море было дорогой, кормильцем и могилой. В этом синем хаосе дельфин был своим. Он был другом.
Греки называли его hieros ichthys, священная рыба. Убийство дельфина приравнивалось к убийству человека. Наказанием была смерть.
Философ Плутарх писал о них с нежностью. Он отмечал, что дельфин, в отличие от других животных, не ищет от человека выгоды. Он «не нуждается в человеке, но является сердечным другом для всех людей и многим помогал». Они видели в дельфинах альтруизм.
Боги тоже доверяли дельфинам.
Сам Аполлон, бог музыки и света, покровитель Ариона, был тесно связан с ними. Один из его главных эпитетов: Delphinios, Дельфиний. Миф гласит, что Аполлон сам превратился в дельфина. Он выпрыгнул из воды на палубу критского корабля и силой направил его к берегу. Он привел моряков к месту, где повелел им основать свое главное святилище. Место получило имя Дельфы.
Или Посейдон, владыка морей. Когда он искал себе жену, нереиду Амфитриту, она испугалась его и спряталась. Посейдон отправил на поиски гонцов. Нашел её именно дельфин, Дельфинус. Он так мягко и по-доброму уговорил её, что она согласилась стать царицей морей.. В благодарность Посейдон вознес Дельфинуса на небо. Он стал созвездием Дельфина.
Дельфин был священным посланником богов, спасителем. Он был проводником. Греки верили, что дельфины не просто спасают живых. Они помогают и мертвым. Перевозят души праведников через море в Обитель Блаженных, греческий рай.
Сюжет с мальчиком на дельфине был невероятно популярен. И он связан не только с Арионом. Есть еще одна, очень похожая история.
Она тоже начинается с кораблекрушения. Юношу по имени Тарас застает в море страшный шторм. Корабль разбит, Тарас тонет. Но он не был обычным смертным. Он был сыном самого Посейдона и нимфы Сатирион. Отец услышал его. И послал дельфина.
Животное вынесло Тараса на берег Южной Италии. В том месте, где он ступил на землю, Тарас основал город. Спартанскую колонию. Он назвал ее в свою честь: Тарас, или Тарентум. Сегодня мы знаем его как Таранто.
Этот миф стал основой идентичности целого города. Тарас, сын бога, спасенный дельфином. Этот образ стал главным символом Таранто. Его чеканили на городских монетах на протяжении сотен лет. Серебряные монеты с изображением юноши верхом на дельфине расходились по всему Средиземноморью.
Любопытная деталь. В некоторых версиях мифа, дельфин спас Тараса у мыса Тайнарум. Это южная оконечность Пелопоннеса.
Тот самый мыс Тайнарум (сегодня Тенарон), где Арион, спасенный дельфином, сошел на берег.
Две легенды о спасении. Обе сходятся в одной географической точке. И обе говорят об одном: о чудесном вмешательстве и благодарности.
Арион был безмерно благодарен своему спасителю. Добравшись до Коринфа, он разоблачил коварных моряков. А на мысе Тайнарум, в святилище Посейдона, он воздвиг посвящение. Небольшую бронзовую статую. Она изображала человека на спине дельфина.
Теперь вернемся к нашей находке с Акрополя.
Бронзовый мальчик, летящий на дельфине. Это Арион? Или это Тарас?
Вероятно, ни тот, ни другой. И одновременно оба. Это архетип. Любимый сюжет о спасении, понятный каждому греку.
Он мог быть просто украшением винного кувшина. Напоминанием о божественном покровительстве во время веселого пира.
А мог быть вотивным даром. Посвящением. Возможно, какой:то афинский купец или моряк попал в шторм. Он молился Посейдону. И увидел рядом с кораблем дельфинов, посчитав это добрым знаком. Вернувшись домой живым, он заказал мастеру этот предмет. И оставил его у Парфенона как благодарность.
Эта маленькая бронзовая фигурка: не просто искусство. Это материализованная надежда. Свидетельство древней веры в то, что человек в море не один. Что из самых темных и холодных глубин всегда может прийти помощь.
Короткие факты
- В честь Ариона и его спасителя боги поместили на небо два созвездия: Лиру (его кифару) и Дельфина.
- Миф о Тарасе жив до сих пор: в заливе Таранто и сегодня обитает большая колония дельфинов.
- В римском искусстве сюжет трансформировался: на дельфинах часто изображали Купидона (Эрота) или сатиров.
- Другой бог, Дионис, также был связан с дельфинами: он превратил в них пиратов, которые пытались его похитить.
🔶 Наш канал в Телеграме
Читать также...
Золотая маска Тереса заставляет пересмотреть историю древней Фракии
Лампа возрастом 2500 лет: сирены, силены и Дионис
Призрачное ремесло кристаллари: хрупкая и хрустальная красота