Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Автор-исполнитель Максим Фадеев. Какие свои хиты знаменитый продюсер исполнил сам?

Наш сегодняшний герой – один из успешных продюсеров конца 20 – начала 21 века. Именно он стоит за феноменом выстрелившей в конце 90-х неординарной певицы Линды; на заре цифровых технологий «напустил туману», породив «мультяшную девочку» Глюкозу; сделал всероссийской звездой колоритного камерунца, четко обыграв его фактуру в хите про «Шоколадного зайца»; и написал ту самую «джагу-джагу», под которую социальные сети «отжигают» и спустя 20 лет после выхода хита. После череды успешных проектов из 90-х – нулевых и десятых Максим Фадеев воспринимается прежде всего как талантливый продюсер и хит-мейкер. Автор со своим узнаваемым творческим почерком, тонко чувствуя пульс популярной музыкальной культуры, создает очень разные по фактуре произведения – от «нарочито попсовых» на потребу массовому вкусу, до глубоко лиричных и даже философских. Песни Фадеева становились хитами не только в исполнении звезд, но и в его собственном. За 35 лет карьеры музыкант раскрылся в нескольких ипостасях, одна из н
Оглавление

Наш сегодняшний герой – один из успешных продюсеров конца 20 – начала 21 века. Именно он стоит за феноменом выстрелившей в конце 90-х неординарной певицы Линды; на заре цифровых технологий «напустил туману», породив «мультяшную девочку» Глюкозу; сделал всероссийской звездой колоритного камерунца, четко обыграв его фактуру в хите про «Шоколадного зайца»; и написал ту самую «джагу-джагу», под которую социальные сети «отжигают» и спустя 20 лет после выхода хита.

После череды успешных проектов из 90-х – нулевых и десятых Максим Фадеев воспринимается прежде всего как талантливый продюсер и хит-мейкер.

Автор со своим узнаваемым творческим почерком, тонко чувствуя пульс популярной музыкальной культуры, создает очень разные по фактуре произведения – от «нарочито попсовых» на потребу массовому вкусу, до глубоко лиричных и даже философских.

Песни Фадеева становились хитами не только в исполнении звезд, но и в его собственном. За 35 лет карьеры музыкант раскрылся в нескольких ипостасях, одна из них – автор-исполнитель. Певческой ипостаси известного композитора и продюсера и авторским песням в его репертуаре посвящен сегодняшний материал «Журнала МУзилка».

«Поющий композитор» или певец, ставший продюсером?

Отечественная музыкальная культура знает немало «поющих композиторов», которые, сочиняя хиты для других, в определенный момент запели сами, но Максим Фадеев выделяется в этом ряду. В его творческой судьбе всё получилось «с точностью до наоборот». Свой путь в музыке уроженец города Кургана начал как вокалист, и в качестве автора-исполнителя заявил о себе раньше, чем раскрылся его продюсерский гений.

Музыкантская судьба мальчишки по имени Максим, появившегося на свет 6 мая 1968 года, в какой-то степени была предрешена средой и окружением, в которой он рос и формировался. Почти все члены семьи Фадеевых так или иначе имели отношение к музыке и творчеству. Отец - композитор, заслуженный деятель искусств, сочинявший музыку к спектаклям местных курганский театров, мать – музыкальный педагог и исполнительница народных песен. Певицей-народницей была и бабушка Максима, которая, как упоминается в источниках, училась у самой Лидии Руслановой. В родословной будущего успешного продюсера и музыканта есть и довольно известный поэт – Тимофей Белозеров, он приходился Максиму двоюродным дедушкой.

Детские фото Макса Фадеева
Детские фото Макса Фадеева

В семье музыкантов Александра и Светланы Фадеевых родилось двое сыновей, и не удивительно, что по стопам родителей пошли оба. Младший, Артем, не столь известный, как его брат, также состоялся как продюсер и композитор, выступал сопродюсером и писал песни для проектов старшего брата.

Братья Фадеевы
Братья Фадеевы

Уже с пяти лет Максим Фадеев начал серьёзно заниматься музыкой, поступил в музыкальную школу, позже самостоятельно освоил гитару, с подросткового возраста играл на басу. Образование Максим продолжил в Курганском музыкальном училище – причем сразу по двум специальностям.

В юные годы Фадеев стал выступать в курганском «ДК Машиностроителей» в составе местной группы.

Фото в юности
Фото в юности

Следом талантливого парня пригласили в группу «Конвой», куда он пришел бэк-вокалистом, а потом стал солировать. На позиции ударника в этой группе играл Стаc Савичев, его дочь Юля в 2000-х станет участницей проекта «Фабрика звезд» под руководством Фадеева и построит успешную сольную карьеру, исполняя хиты его авторства. Ранее, когда Фадеев ещё работал с Линдой, он снял 7-летнюю Юлю Савичеву в её клипе.

Автор, создававший легкую коммерческую поп-музыку в нулевые, явился в музыкальный дискурс десятилетием ранее совсем с другим репертуаром, с необычной вокальной манерой, эклектичной и оригинальной стилистикой, с глубокими авторскими песнями, к которым сам сочинял слова и музыку. Слушая его ранние песни в собственном исполнении, и не подумаешь, что этот же человек напишет про «муси-пуси».

Максим Фадеев в 90-х.
Максим Фадеев в 90-х.

Раскрытие композиторского таланта Максима Фадеева возводят к трагической истории, связанной с состоянием его здоровья. У совсем ещё юного музыканта обострился порок сердца, операция обернулась клинической смертью. Считается, что именно после этого эпизода он начинал писать песни.

Как о сольном исполнителе Максим Фадеев заявил о себе на закате советской эпохи. В 1990 году он отправился на всесоюзный музыкальный конкурс, проходивший в Ялте. В рамках конкурсной программы он пел свежий на тот момент хит группы «А-студио» - «Джулия», видео этого исполнения имеется в сети.

На одном из этапов он представил авторскую композицию «Кришна». Певец Максим Фадеев стал лауреатом конкурса «Ялта-90», занял третье место.

В Москву подающий надежды музыкант, певец и автор песен перебрался в 1993 году по приглашению и при поддержке Сергея Крылова, колоритного исполнителя из 90-х, наиболее известного по хиту «Девочка моя».

В столице композиторская ипостась Фадеева оказалась более востребована, чем певческая. Музыку, которую он представлял как автор-исполнитель, сочли неформатом, он столкнулся с непониманием и не стал активно заниматься сольной карьерой.

«Я был не нужен, потому что делал музыку, непохожую на всё то, что звучало на радио в то время и что получало одобрение тогдашних музыкальных редакторов. Именно они и сломали моё желание выступать сольно»

, - так уже известный продюсер в 2000-х рассказывал о старте своей карьеры в Москве.

Фадеев устроился аранжировщиком на студии звукозаписи, где взаимодействовал с многими звездами эстрады и зарождающегося шоу-бизнеса. Именно в этом качестве он познакомился со Светланой Гейман. Ярко начавшая карьеру певица Линда искала талантливого аранжировщика, а обрела – нового продюсера. Их сотрудничество обернулось звездным часом для обоих.

Линда, выделившись своеобразным необычным звучанием, стала феноменом своего времени, а песни Фадеева в её исполнении – хитами. Фадеев же, решив сосредоточится на авторской и продюсерской работе, исполнительскую карьеру не оставил. На волне успеха в конце 90-х выпускал авторские песни в своём исполнении и некоторые из них стали популярны.

Сольные авторские песни в исполнении Максима Фадеева

В 90-е Фадеев как исполнитель записал три альбома. Меломанам эпохи песни с этих пластинок памятны по сей день. Далее последовал непродолжительный период работы в Германии, где он проявился как кино-композитор, занимался продюсерской деятельностью. С возвращением в Россию раскрылся во всей красе как «маэстро шоу-бизнеса», один за другим выдавая»слушателям новые музыкальные проекты и певцов, становившихся звездами. Его песни звучали отовсюду, в каждом теле-концерте, в списках лауреатов «Песен года» и «Золотых граммофонов» было по несколько написанных им песен, но сам он их не пел. К исполнительской деятельности Максим Александрович вернется в 2010-х годах.

«Танцуй на битом стекле»

На раннем этапе карьеры певца и автора сопровождали образы танцев и битого стекла. Они стали центральными сразу двух песен, созданных в разные годы. Обе стали знаковыми в авторском и исполнительском наследии Фадеева.

Первым в дискографии Максима Фадеева значится альбом «Танцуй на битом стекле», хронологически относящийся ещё к «курганскому» этапу. Первоисточник альбома датируется 1991 годом. Упоминается, что это не сольная пластинка, она создавалась ещё с «Конвоем».

Обложка винилового издания альбома "Танцуй на битом стекле" М. Фадеев и группа Конвой, 1991
Обложка винилового издания альбома "Танцуй на битом стекле" М. Фадеев и группа Конвой, 1991

Одноименную композицию «Танцуй на битом стекле» называют одной из первых авторских работ Максима Фадеева, которая была написана в психологически сложный период переосмысления ценностей после пережитой клинической смерти.

Альбом «Танцуй на битом стекле» под именем Максим Фадеев был переиздан в 1998 году. В жанрово-стилистическом пространстве альбома поп-звучание «замешано» с электронной музыкой, элементами даунтемпо, эмбиента.

«Танцы на стеклах»

Второе, наиболее известное издание альбома «Танцуй на битом стекле» как сольника Максима Фадеева, было представлено как раз в тот период, когда широко звучала другая его песня с похожим названием – Танцы на стеклах.

Впервые в авторском исполнении она вышла в 1997 на альбоме «Ножницы». Написана она, скорее всего, была раньше. Обстоятельства и время написания этой песни изложены размыто. Её также связывают со сложным этапом юности и пережитой клинической смертью. Возможно, это результат путаницы между двумя песнями. Про «Танцы на стеклах» есть упоминания, что написана она была ещё в 17-летнем возрасте, как раз в тот же период, что и предыдущая песня со схожими образами. Однако, возможно, что это результат путаницы между двумя песнями с похожими названиями.

В связи с песней «Танцы на стеклах» фигурирует и другая трагичная история из юности музыканта. Рассказывают, что эта песня после того, как он стал жертвой нападения и сильно пострадал, чуть не расставшись с жизнью.

Спустя десятилетия хит о сильной любви, запредельном одиночестве и попытках понять самого себя звучит актуально, не оставляя равнодушных. «Танцы на стеклах», наверное, одна из самых сильных песен и наследии Максима Фадеева и в нашей поп-музыке 90-х.

Вслед за Фадеевым эту песню подхватили другие исполнители. В частности, её пела подопечная продюсера – Линда. В 2007 хит запела только начинающая карьеру певица Нюша.

«Танцы на стеклах» по сей день продолжает звучать в эфире, её то и дело выбирают для исполнения участники всевозможных вокальных шоу. Из «звездных» вариантов памятно выступление Ларисы Долиной в облике оленя на «Маске».

Теперь хит Фадеева взял в репертуар певец SHAMAN.

«Беги по небу»

«Ножницы» - пожалуй, самый известный полноформатный альбома Фадеева – исполнителя. Именно на нём собраны наиболее известные и узнаваемые по сей день песни 90-х в авторском исполнении Максима Фадеева.

Под четвертым номером в трек-листе издана песня «Беги по небу». Атмосферная, философская композиция стала популярным хитом, её называют «прорывом в поп-музыке» того времени. На неё был выпущен видеоклип. Лаконичное видео, выдержанное в аскетичной цветовой гамме, состояло из крупных планов исполнения песни. В начале 2020-х годов видео было отреставрировано.

Песню «Беги по небу» периодически перепевают. В 2015-м дуэтное исполнение представили Григорий Лепс и Владимир Пресняков.

Она неоднократно исполнялась в вокальных шоу, вроде «Голоса» и «Ну-ка, все вместе».

«Сестричка»

Ещё один хит с альбома «Ножницы» - «Сестричка» - стал саунд-треком к вышедшему в 1997 году новогоднему фильму «Бедная Саша». Снимал картину недавно почивший режиссер Тигран Кеосаян.

Стилистически песня, сделанная с уклоном в атмосферное рок-звучание, напоминает творчество Линды и иллюстрирует характерные черты композиторского почерка Фадеева.

«Лед»

Выбранный ракурс разговора о сольных авторских песнях Максима Фадеева вынуждает сделать скачок во времени сквозь два десятилетия – из конца 90-х в конец 2010-х, когда успешный композитор и продюсер всё чаще стал проявляться как исполнитель собственных песен и выступать с сольными концертами. На одном из них, осенью 2019 года состоялась премьера песни «Лед». Студийная версия вышла в декабре того же года.

«Для меня эта работа одновременно резкая и нежная. Надеюсь, вы тоже найдете в ней что-то для себя»,

- таким комментарием в социальных сетях автор сопроводил релиз композиции.

«Гугуша»

В 2020 внимание публики обратила на себя песня со странным названием «Гугуша». Это производная от женского имени Гульнара. Согласно популярной версии, речь идет о вполне конкретной Гульнаре – по фамилии Каримова – дочери президента соседнего Узбекистана, с композитора связывает многолетняя дружба. Песня была посвящена ей.

История песни началась десятилетием ранее. Изначально она была написана на английском языке с текстом Малка Чаплина. Дело было в 2010 году. Композитор совместно с американскими коллегами работал над альбомом, который так и назывался «Googosha». Премьера одноименной песни датирована мартом 2011.

Спустя годы Фадеев вновь обратился к этой песне, представив слушателям русскоязычный вариант.

«Останься»

Сл. А. Мельник

Лирическая композиция «Останься», вышедшая в 2021 году, написана на слова Алены Мельник.

«Эта песня — своего рода послание поддержки каждому, кто встречает трудности на пути отношений с самым любимым и близким человеком. Не забывайте чувствовать друг друга. Чувствуйте душой»,

- так Максим Фадеев прокомментировал содержание песни, передав посыл, вложенный соавтором.

«Выживший»

Сл. Н. Касимцева

«Криком души» назвал Фадеев песню «Выживший», выпущенную в 2022 году. Слова проникновенной, глубокой песни, обращенной к теме предательства, написала Наталья Касимцева.

«Обязательно вернусь»

Сл. М. Гуцериев

Наверное, в нашей стране осталось мало композиторов и исполнителей «среднего» творческого поколения, которые бы ни разу не сотрудничали с вездесущим поэтом-олигархом.

У Фадеева в 2023 году был достаточно успешный опыт соавторство с ним, обернувшийся довольно популярным хитом. Произошло это случайно. Фадеев вынашивал идею написать патриотическую, но в то же время лирическую песню, «которая бы отличалась от всего того, что он написал ранее», перебирал тексты классиков, разыскивая подходящий поэтический материал. Ему на глаза попалось стихотворение «Обязательно вернусь», которое как раз подходило под искомую стилистику и настроение. При этом музыкант даже не сразу обратил внимание, что автор – тот самый Гуцериев, тексты которого поют на каждой «Песне года».

Таким образом, знакомство двух хитмейкеров, каждый из которых создал целый пласт русскоязычных поп-хитов, состоялось именно через творчество. На песню «Обязательно вернусь» был снят клип, выпущенный под эгидой лейбла «Гуцериев-медиа». Режиссером выступила Инес Польских. Песня стала хитом на радио «Шансон», долгое время пребывала на верхних строчках в чарте радиостанции, по итогам 2023 удостоилась премии «Шансон года».

Сам Фадеев признался, что это произведение вызывает у него гордость.

Дуэты

Будучи «поющим продюсером» и композитором, Фадеев, в разные годы создал немало совместных песен с подопечными его продюсерского центра и коллегами по эстрадному цеху. Заметный пласт исполнительского наследия Фадеева составляют дуэты, среди которых немало хитов.

«С любимыми не расставайтесь» (с Наргиз)

Ст. А. Кочетков

В 2010-х годах продюсер Фадеев стал сотрудничать с финалисткой самого первого сезона «Голоса», певицей из Узбекистана Наргиз Закировой. Именно с этим продюсером исполнительница обрела узнаваемость вне контекста шоу и собственный исполнительский репертуар, написанный Фадеевым.

В дуэте с Наргиз в 2016 году под собственную музыку Фадеев запел известнейшие поэтические строки, которые, наверное, вся страна знает наизусть, ежегодно слыша в нетленной «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова. Знаменитую «Балладу о прокуренном вагоне» там читают актеры Валентина Талызина и Андрей Мягков.

Произведение также известно по строчке «С любимыми не расставайтесь». Именно такое название получила композиция Максима Фадеева. Тема музыкальных интерпретаций творения Кочеткова требует отдельного разговора, здесь на ней подробно останавливаться не буду.

«Рассыпая серебро» (с Molly)

Сл. О. Серябкина.

Псевдонимом «MOLLY» на определенном этапе карьеры подписывалась певица Ольга Серябкина, чей взлет в карьере во многом связан с Максимом Фадеевым. Исполнительница получила известность как солистка созданной Фадеевым группы «Серебро» и продолжила работать с ним в сольной формации.

Авторы и исполнители песни "Рассыпая серебро" Максим Фадеев и Ольга Серябкина
Авторы и исполнители песни "Рассыпая серебро" Максим Фадеев и Ольга Серябкина

В коллективе Ольга выступала не только исполнительницей, но и автором, сочиняя тексты к песням группы «Серебро». Вместе с Фадеевым они написали и исполнили композицию, обыгрывающую название коллектива. Песня «Рассыпая серебро» в дуэтном исполнении вышла в 2018.

«Скажите детям» (с M. Гулевич)

Сл. Н. Касимцева

С проектом «Голос» Фадеева связывает не только работа с его выпускницей Наргиз. Композитор был одним из наставников в детской версии шоу и записал дуэт с его участницей – юной певицей Машей Гулевич. Песня «Скажите детям» с текстом Натальи Касимцевой создавалась в 2022 году как сольный трек Фадеева, в процессе работы в неё решено было добавить детский куплет и пригласить к исполнению Машу. Выход песни приурочили ко дню защиты детей. Она увидела свет в первый летний день.

«До предела» (с Валерией)

Сл. М. Захарова

Хитовой в пандемийном 2020 году стала песня, исполненная дуэтом двух больших музыкантов. Вместе с автором музыки Максимом Фадеевым композицию «До предела» исполнила народная артистка России Валерия. Текст песни выпустила Мария Захарова, широко известная во внешнеполитическом контексте. Успешный дипломат имеет и вторую ипостась – поэтическую. Это далеко не единственный хит, написанный официальным представителем МИД. Песни на её стихи периодически звучат в исполнении разных популярных артистов.

Режиссером снятого в условиях самоизоляции клипа выступил супруг и продюсер Валерии Иосиф Пригожин совместно с Алесей Висич.

«Брат» (с Григорием Лепсом)

Ст. Д. Разумный

С Григорием Лепсом наш герой в разные годы записал два дуэта. В 2024 году они воспели мужскую дружбу в композиции «Брат», написанной Фадеевым совместно с музыкантом и поэтом из Самары Денисом Разумным, выступившим автором текста.

Ему принадлежат и слова другой, ранее выпущенной песни Фадеева и Лепса – «Орлы или вороны».

Этот известный хит выпадает из контекста сегодняшнего разговора, ведь речь в материале - об авторских песнях Максима Фадеева, а «Орлов или воронов» он не писал. Композитор этой песни – Олег Шаумаров.

Да, как певец Максим Александрович время от времени исполняет произведения других авторов и наиболее известными «чужими» песнями в его репертуаре как раз оказались творения Шаумарова. Этому композитору принадлежит и авторство музыки песни «Стану ли я счастливей».

Выпущенный в 2018 году хит с текстом Натальи Касимцевой, который прочно ассоциируется с Максимом Фадеевым, не был представлен в сольном блоке по той же причине – Фадеев эту песню только спел, Совсем не упомянуть эти произведения Шаумарова, говоря о Фадееве, как певце, тоже было бы упущением.

Эпилог

Став успешным продюсером и композитором, и отодвинув певческую карьеру на второй план, Максим Фадеев всё же создал внушительное наследие, по творческому вектору отличающееся от многих его работ в репертуаре других исполнителей. Однако многих песен в исполнении самого Фадеева мы могли бы и не услышать, не только потому, что его когда-то назвали неформатом. Не так давно Максим Александрович озвучил в СМИ трагическую историю, которая негативно сказалась на вокальной составляющей его карьеры. В преисполненной непростыми периодами жизни известного композитора был период, когда судьба лишила его самого дорогого для музыканта – слуха. Он получил травму и почти полностью оглох.

«Когда я лишился слуха, я понял, что я лишился жизни»,

- говорил Фадеев, вспоминая об этом периоде.

Однако руки он не опустил, смог восстановиться, продолжил не только писать музыку, но и петь, музыка оставалась жить в нём самом. Музыканты, аранжировщики, коллеги, работавшие с Фадеевым, отмечали, что он по-особенному чутко воспринимает звук.

Максим Александрович Фадеев – многогранный музыкант и сложная в своей основе творческая личность. Он явился публике как неформатный, самобытный певец, умело варьирующий и смешивающий жанры и стили. А вскоре, раскрывшись в продюсерском таланте, не просто вписался в «формат», но и стал его архитектором, продюсером, который при определенных условиях может раскрутить «хоть палку», если её правильно преподнести и написать соответствующий хит.

При этом созданные им непритязательные и шуточные хиты, ставшие «олицетворением попсы», оплеванные и обросшие пошлыми шутками в момент их выхода, спустя десятилетия вспоминаются с благодарностью и остаются популярны и любимы публикой. Новый виток популярности «Мармеладного» Кати Лель - тому пример.

В то же время слушателям разных поколений известен и «другой Максим Фадеев» - глубокий лирик, философ, в чьих песнях отражается драма сложного музыкантского пути. Творческий человек может и должен быть разным, ведь творчество само по себе не имеет формата и границ.

Как талантливый продюсер Фадеев показал себя большим мастером «напустить туману», недосказать, сформировать интригу. Создавая материал о нём, я четко это прочувствовал в процессе подготовки и изучения информации. У меня осталось много вопросов.

Многие эпизоды его биографии и творчества изложены в источниках фрагментарно и неоднозначно.

В личное Журнал МУЗилка глубоко не погружаеися, формат канала ориентирован на творчество, но даже в тех моментах, которые касаются творческого пути, историй песен, контекста их создания, информация зачастую очень скудна и противоречива. В этих моментах я старался быть осторожным, но, наверняка, не смог избежать неточностей. Поклонников музыканта и глубоких знатоков прошу отнестись с пониманием.

Материал основывается на информации из открытых источников, создан в ознакомительных и развлекательных целях.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.