Ты говоришь спокойно, потом чуть громче, потом уже почти кричишь.
А ребёнок будто “не слышит” — глаза стеклянные, плечи напряжены,
и вдруг он уходит в комнату, хлопает дверью. Кажется, что он специально закрывается.
Но чаще всего он защищается.
Потому что там, где звучит давление, ребёнок перестаёт слышать смысл. Маленькие дети слышат не слова — интонацию и эмоцию.
Если мама говорит раздражённо, мозг ребёнка воспринимает это как угрозу:
“Сейчас будет больно. Лучше молчать.” Мы думаем, что объясняем.
А он слышит: “Я плохой. Опять что-то сделал не так.”
И вместо диалога выбирает тишину. — «Я сто раз просила убрать игрушки! Почему опять бардак?!»
— Ребёнок молчит, потом уходит, хлопает дверью. Взрослый думает: “Игнорирует специально.”
А ребёнок просто не выдержал тона осуждения. Если сказать иначе: “Мне неприятно, когда вещи валяются. Давай вместе уберём — потом поиграем.”
— результат будет совершенно другой. Потому что ребёнок слышит:
“Меня не ругают, со мной хотят решить вопрос.” Нельзя