5 лет назад наш коллега из Нижнего Новгорода Владимир Владимирович Шлёнкин уехал с семьёй в Германию.
Все эти годы я просил Владимира Владимировича писать свои заметки про своё житьё бытьё в загранице.
Подборка материалов собралась уже значительная. Тут можно ознакомиться.
Сегодня я публикую очередные материалы от Владимира Владимировича. Слава богу, он минимум раз в год находит время писать о себе.
Как я работаю и живу
Ровно 5 лет назад я начал работать в немецкой школе. Отвечая на вопросы доброжелателей, говорю ещё и ещё раз: я воспитатель гпд в начальной школе, 18 часов ( половина ставки ), зарплата на сегодня 1342 евро на руки. ( Хоп, сюрприз! Сегодня получаю зарплату - 1200. Оказывается, мне долг за март выплачивали). Если б жил один...
Ну, хватило бы на жизнь без ресторана.
Давайте я вам опишу мой день, чтобы понятнее было, как я работаю и живу.
Будильник в 6 часов два раза в неделю: везу старшего сына на учёбу в соседний город. Если б сам он ездил, ему пришлось бы вставать в 5 утра.
До отъезда успеваю выбежать с собаками. Благо лесок буквально в ста метрах.
Домой возвращаюсь в 8-30 или чуть позднее, если в магазин заезжаю.
Сразу кофе жене, она работает из дома.
Как и 90% всех сотрудников ее IT фирмы.
Некоторое время по хозяйству: огородик полить, робота запустить убираться.
В 11 я уезжаю на велосипеде на работу. Навигатор показывает 10 км. Указатели 12. Около 12 я на школьном дворе. Подбегают дети, здороваются, жалуются, делятся своими делами. Я везу велосипед строго одной рукой за седло. Охотно даю детям попробовать. У некоторых получается. У некоторых нет. Это видно по вмятинам на крыльях. Во дворе вся школа - большая перемена.
Все дети в обязательном порядке выходят ( выбегают, конечно) из школы. На школьном дворе реально много и взрослых. Стоят кружочком беседуют. Сегодня их минимум 6. Это не учителя, а социальные работники, приставленные к детям органами опеки. Диагнозы детей от дцп до диабета. Пара с девиантным поведением. Это реальная помощь! Их зарплата на руки 2500 евро. Воспитатель детского дома ( у нас 7 детдомовцев) получает на руки 3500 евро.
Несколько минут я провожу в нашем бюро, которое по совместительству ещё и игровая комната.
В 12 начинается моя работа. 1 час ...я бы назвал это передержкой. Это первые и вторые классы. Уроки у них закончились, но школьное время официально заканчивается в 12-50. Проводим перекличку, обсуждаем проблемы, перекусываем, рисуем. Выходим во двор. Я сортирую детей на продленщиков и домашников. На первом этапе пребывания в школе это очень необходимо: дети постоянно теряются, уходят домой или , наоборот, остаются.
С первых же минут на улице появляются пострадавшие: падают как правило на лестнице на выходе. Любимое место. Помощь одна: охладительный пакет и пластырь. На большее не имеем права. Хотя раз в 2 года проходим медицинское обучение ( два дня по 4 часа до работы. Время обучения засчитывается как рабочее!)
Как правило, на передержке мы ничего не делаем, только наблюдаем за детьми. Но я учитель, я чему- то учу постоянно:
Лазить, гимнастические упражнения, бегаем, прыгаем.
В 12-50 отправляем детей домой и ...начинается наша работа в группе продлённого дня.
Я провожу второй год строго на улице. В любую погоду.
У нас два участка:
- Нижний с большинством лазилок, прыгалок, песочницами и инвентарём.
- Верхняя - выход из школы и площадка для гонок на различных велосипедах и роллерах (10 штук).
Мы, конечно, меняемся.
Для меня улица лучше, так как прыгаем на скакалках ( штук 50 точно есть), прыгаем в длину ( всю жизнь мечтал быть тренером по туризму и прыжкам в длину). Ходим на ходулях, играем в теннис и бадминтон, а также в немецкие городки.
А другие воспитатели сидят в школе. Это столовая, одна- две игровые ( почти новые игры каждый год выбрасываются и закупаются новые), класс домашних заданий. Переговариваемся с помощью раций.
В 14-30 начинаются кружки. У меня два раза в неделю футбол. Всегда в спортзале. В этом году у меня 6 старших и столько же первоклассников.
Мячей штук двадцать.
В 15-30 заканчивается мой ненапряжный рабочий полудень. За который по новым сведениям я получаю 1200 евро.
(Получается 3,5 часа в день. Примечание автора)
Дома я в 16-30. Жена ещё работает, долго, но и зарабатывает она в три раза больше меня.
Хватает ли на жизнь?
Несмотря на ипотеку - хватает. Но большие покупки приходится планировать. Например, веранду. Или новый телефон. Или ремонт машины. Кстати в Польше быстрее и в 2 раза дешевле.
Из 10 мастерских, которые мы посетили, в семи говорили на русском!
Обычная жизнь.
Мне тут упреки ставили, что я Родину продал ( ну, идиоты, чего с них возьмёшь), что я дисквалифицировался в профессии ( работал, мол, в университете, а теперь в начальной школе).
По жизни - я учитель немецкого и физкультуры. В продленке я работал ещё в Советском Союзе. Вопрос закрыт.
Кто- то предрекал ностальгию через 5 лет - не угадал.
Так получилось, что я поработал в Германии в детском саду, начальной школе, дети учились в гимназии, реальной школе, ПТУ.
Жена училась в немецком университете.
Спрашивайте! Кое-что я в немецком образовании понимаю, по крайней мере в Нижней Саксонии.
А также имею представление о работе органов опеки, суда, социальных служб. И об этом можно спросить.
Но вот моё мнение если совсем коротко, в телеграфном стиле:
Детский сад
Мест не хватает. Записывают с рождения. Тихого часа ( сна) нет. На участке играют все вместе. Воспитатели часто меняются: приходят ради собственных детей. Мигрантам получить место сложнее: матери практически не работают, дома "воспитывают", в духе своих традиций. А потом учителя началки жалуются, что дети плохо понимают немецкий.
Начальная школа.
У нас большой акцент на самостоятельность. Я бы сказал, излишний. А ведь в некоторых землях в табеле по окончании начальной школы рекомендация учителя " гимназия" или "обычная школа" принимается к исполнению. Очень часто приходится слышать, что в Германии нет культа высшего образования, так как зарплаты не сильно отличаются. Все, кто мне это говорил, имеют высшее. А прямой путь туда - только через гимназию.
Обычные школы.
Не буду вдаваться в названия школ, у нас большинство гимназий объединены с реальной и основной школой под одной крышей. Отдельные преподаватели, в гимназии явно лучше.
Есть школы, где гимназические условия прямо в классах. В классе учителя сами распределяют детей по потокам ( по успеваемости).
Часть класса обычная программа ( основная школа), это тупик.
60% безработных - с основной школой и не оконченной основной школой.
В этом же классе некоторые ученики имеют расширенные предметы, то есть, у них будет аттестат реальной школы.
А часть имеет ещё более расширенные ( углубленные) предметы, это гимназия. Как завучи все это разруливают - уму непостижимо. Эти дети учатся 13 лет. Кстати, законодательно должны учиться 12 лет. Или до достижения 18 лет.
После школы.
После гимназии можно подавать документы везде: в ПТУ ( условно, конечно), техникум - возьмут с распростертыми объятиями. На практику примут в первую очередь. В университеты - по конкурсу.
Обучение в ПТУ и техникумах сугубо прикладное. 3 дня практики, 2 учатся. Практику ищут сами, но есть куча помощников.
В высшем образовании есть дуальное обучение: 50% обучение,50% практика.
Учителя после выпуска проводят 2 года практики.
По окончании - экзамен. И спокойная сытая жизнь обеспечена до конца жизни.
На этмо всё.
С вами был Владимир Владимирович.
Спасибо за внимание.