Найти в Дзене
Мr.Teacher

5 лет в Германии российского учителя: "..как я работаю и живу.."

5 лет назад наш коллега из Нижнего Новгорода Владимир Владимирович Шлёнкин уехал с семьёй в Германию. Все эти годы я просил Владимира Владимировича писать свои заметки про своё житьё бытьё в загранице. Подборка материалов собралась уже значительная. Тут можно ознакомиться. Сегодня я публикую очередные материалы от Владимира Владимировича. Слава богу, он минимум раз в год находит время писать о себе. Ровно 5 лет назад я начал работать в немецкой школе. Отвечая на вопросы доброжелателей, говорю ещё и ещё раз: я воспитатель гпд в начальной школе, 18 часов ( половина ставки ), зарплата на сегодня 1342 евро на руки. ( Хоп, сюрприз! Сегодня получаю зарплату - 1200. Оказывается, мне долг за март выплачивали). Если б жил один... Ну, хватило бы на жизнь без ресторана. Давайте я вам опишу мой день, чтобы понятнее было, как я работаю и живу. Будильник в 6 часов два раза в неделю: везу старшего сына на учёбу в соседний город. Если б сам он ездил, ему пришлось бы вставать в 5 утра. До отъезда усп
Оглавление

5 лет назад наш коллега из Нижнего Новгорода Владимир Владимирович Шлёнкин уехал с семьёй в Германию.

Все эти годы я просил Владимира Владимировича писать свои заметки про своё житьё бытьё в загранице.

Подборка материалов собралась уже значительная. Тут можно ознакомиться.

Сегодня я публикую очередные материалы от Владимира Владимировича. Слава богу, он минимум раз в год находит время писать о себе.

Монтаж автора
Монтаж автора

Как я работаю и живу

Ровно 5 лет назад я начал работать в немецкой школе. Отвечая на вопросы доброжелателей, говорю ещё и ещё раз: я воспитатель гпд в начальной школе, 18 часов ( половина ставки ), зарплата на сегодня 1342 евро на руки. ( Хоп, сюрприз! Сегодня получаю зарплату - 1200. Оказывается, мне долг за март выплачивали). Если б жил один...

Ну, хватило бы на жизнь без ресторана.

Давайте я вам опишу мой день, чтобы понятнее было, как я работаю и живу.

Будильник в 6 часов два раза в неделю: везу старшего сына на учёбу в соседний город. Если б сам он ездил, ему пришлось бы вставать в 5 утра.

До отъезда успеваю выбежать с собаками. Благо лесок буквально в ста метрах.

Домой возвращаюсь в 8-30 или чуть позднее, если в магазин заезжаю.

Сразу кофе жене, она работает из дома.

Как и 90% всех сотрудников ее IT фирмы.

Некоторое время по хозяйству: огородик полить, робота запустить убираться.

В 11 я уезжаю на велосипеде на работу. Навигатор показывает 10 км. Указатели 12. Около 12 я на школьном дворе. Подбегают дети, здороваются, жалуются, делятся своими делами. Я везу велосипед строго одной рукой за седло. Охотно даю детям попробовать. У некоторых получается. У некоторых нет. Это видно по вмятинам на крыльях. Во дворе вся школа - большая перемена.

Все дети в обязательном порядке выходят ( выбегают, конечно) из школы. На школьном дворе реально много и взрослых. Стоят кружочком беседуют. Сегодня их минимум 6. Это не учителя, а социальные работники, приставленные к детям органами опеки. Диагнозы детей от дцп до диабета. Пара с девиантным поведением. Это реальная помощь! Их зарплата на руки 2500 евро. Воспитатель детского дома ( у нас 7 детдомовцев) получает на руки 3500 евро.

Несколько минут я провожу в нашем бюро, которое по совместительству ещё и игровая комната.

В 12 начинается моя работа. 1 час ...я бы назвал это передержкой. Это первые и вторые классы. Уроки у них закончились, но школьное время официально заканчивается в 12-50. Проводим перекличку, обсуждаем проблемы, перекусываем, рисуем. Выходим во двор. Я сортирую детей на продленщиков и домашников. На первом этапе пребывания в школе это очень необходимо: дети постоянно теряются, уходят домой или , наоборот, остаются.

С первых же минут на улице появляются пострадавшие: падают как правило на лестнице на выходе. Любимое место. Помощь одна: охладительный пакет и пластырь. На большее не имеем права. Хотя раз в 2 года проходим медицинское обучение ( два дня по 4 часа до работы. Время обучения засчитывается как рабочее!)

Как правило, на передержке мы ничего не делаем, только наблюдаем за детьми. Но я учитель, я чему- то учу постоянно:

Лазить, гимнастические упражнения, бегаем, прыгаем.

В 12-50 отправляем детей домой и ...начинается наша работа в группе продлённого дня.

Я провожу второй год строго на улице. В любую погоду.

У нас два участка:

  • Нижний с большинством лазилок, прыгалок, песочницами и инвентарём.
  • Верхняя - выход из школы и площадка для гонок на различных велосипедах и роллерах (10 штук).

Мы, конечно, меняемся.

Для меня улица лучше, так как прыгаем на скакалках ( штук 50 точно есть), прыгаем в длину ( всю жизнь мечтал быть тренером по туризму и прыжкам в длину). Ходим на ходулях, играем в теннис и бадминтон, а также в немецкие городки.

А другие воспитатели сидят в школе. Это столовая, одна- две игровые ( почти новые игры каждый год выбрасываются и закупаются новые), класс домашних заданий. Переговариваемся с помощью раций.

В 14-30 начинаются кружки. У меня два раза в неделю футбол. Всегда в спортзале. В этом году у меня 6 старших и столько же первоклассников.

Мячей штук двадцать.

В 15-30 заканчивается мой ненапряжный рабочий полудень. За который по новым сведениям я получаю 1200 евро.

(Получается 3,5 часа в день. Примечание автора)

Дома я в 16-30. Жена ещё работает, долго, но и зарабатывает она в три раза больше меня.

Хватает ли на жизнь?

Несмотря на ипотеку - хватает. Но большие покупки приходится планировать. Например, веранду. Или новый телефон. Или ремонт машины. Кстати в Польше быстрее и в 2 раза дешевле.

Из 10 мастерских, которые мы посетили, в семи говорили на русском!

Обычная жизнь.

Мне тут упреки ставили, что я Родину продал ( ну, идиоты, чего с них возьмёшь), что я дисквалифицировался в профессии ( работал, мол, в университете, а теперь в начальной школе).

По жизни - я учитель немецкого и физкультуры. В продленке я работал ещё в Советском Союзе. Вопрос закрыт.

Кто- то предрекал ностальгию через 5 лет - не угадал.

Так получилось, что я поработал в Германии в детском саду, начальной школе, дети учились в гимназии, реальной школе, ПТУ.

Жена училась в немецком университете.

Спрашивайте! Кое-что я в немецком образовании понимаю, по крайней мере в Нижней Саксонии.

А также имею представление о работе органов опеки, суда, социальных служб. И об этом можно спросить.

Но вот моё мнение если совсем коротко, в телеграфном стиле:

Детский сад

Мест не хватает. Записывают с рождения. Тихого часа ( сна) нет. На участке играют все вместе. Воспитатели часто меняются: приходят ради собственных детей. Мигрантам получить место сложнее: матери практически не работают, дома "воспитывают", в духе своих традиций. А потом учителя началки жалуются, что дети плохо понимают немецкий.

Начальная школа.

У нас большой акцент на самостоятельность. Я бы сказал, излишний. А ведь в некоторых землях в табеле по окончании начальной школы рекомендация учителя " гимназия" или "обычная школа" принимается к исполнению. Очень часто приходится слышать, что в Германии нет культа высшего образования, так как зарплаты не сильно отличаются. Все, кто мне это говорил, имеют высшее. А прямой путь туда - только через гимназию.

Обычные школы.

Не буду вдаваться в названия школ, у нас большинство гимназий объединены с реальной и основной школой под одной крышей. Отдельные преподаватели, в гимназии явно лучше.

Есть школы, где гимназические условия прямо в классах. В классе учителя сами распределяют детей по потокам ( по успеваемости).

Часть класса обычная программа ( основная школа), это тупик.

60% безработных - с основной школой и не оконченной основной школой.

В этом же классе некоторые ученики имеют расширенные предметы, то есть, у них будет аттестат реальной школы.

А часть имеет ещё более расширенные ( углубленные) предметы, это гимназия. Как завучи все это разруливают - уму непостижимо. Эти дети учатся 13 лет. Кстати, законодательно должны учиться 12 лет. Или до достижения 18 лет.

После школы.

После гимназии можно подавать документы везде: в ПТУ ( условно, конечно), техникум - возьмут с распростертыми объятиями. На практику примут в первую очередь. В университеты - по конкурсу.

⁠Обучение в ПТУ и техникумах сугубо прикладное. 3 дня практики, 2 учатся. Практику ищут сами, но есть куча помощников.

⁠В высшем образовании есть дуальное обучение: 50% обучение,50% практика.

Учителя после выпуска проводят 2 года практики.

По окончании - экзамен. И спокойная сытая жизнь обеспечена до конца жизни.

На этмо всё.

С вами был Владимир Владимирович.

Спасибо за внимание.