Найти в Дзене
Исторические напёрстки

О войне, на которую не успел Миротворец Дональд

Оглавление

Странные нынче региональные конфликты пошли. Визг, шум, возня, истерика СМИ, стрельба заполошная, самолёты летают, танки грохочут, пушкари взмыленные у казенников прыгают ... и через считанные дни обе стороны объявляют «инцидент исчерпан, мы победили». Как накануне сообщили Афганистан с Пакистаном. Мол, «активная фаза боевых действий вдоль Линии Дюранда завершена», граница закрывается, ждём посредников.

Они немедленно образовались, поперёд рыжего Миротворца, что особенно удивительно. Переговоры между Афганистаном и Пакистаном 18 октября в Дохе завершились подписанием соглашения об «немедленном прекращении огня». А вчера представитель МИД Катара сообщил: будем придумывать «механизмы для укрепления прочного мира и стабильности».

Турки берут на себя «поддающиеся проверке системы военного контроля за разведением сил и средств вдоль пограничной Линии Дюранда», арабы же займутся политическим процессом. Гарантирующим достижения договорённостей о прекращении поддержки «деструктивных и террористических сил/группировок, нападающих на структуры правительства Афганистана и Пакистана в приграничной Зоне Племён».

Если совсем накоротке, то неделю назад афганские талибы и бармалеи «Страны Чистых» хорошенько стакнулись лбами на своей условной границе, колониальных времён Линии Дюранда. Разделяющей Зону Племён (пуштунов большей частью). Дело дошло до бомбардировки Кабула, на что талибы подтянули резервы и лихим манером атаковали абсолютно все блок-посты и пограничные линии пакистанцев вдоль 2600-километровой границы. Кого обстреляли, но и захватить сумели пару-тройку десятков тех потешных и малолюдных «опорников». Да, при поддержке авиации!

-2

Одна ракета «воздух-поверхность» вообще через весь Пакистан просквозила, точнёхонько угодив в казармы (правда, пустые) гарнизона города Лахор, расположенного на границе с Индией. В ответ талибы получили массированные артиллерийско-ракетные удары, и груду щебня вместо любопытного поселения Барамча. Там местного люда уже как дюжину лет не отыщешь, но деловая жизнь кипит. Злые языки бают, союзные талибам местные племена оптовым способом барыжат наркотой, отдавая Кабулу часть валютной выручки на осуществление государственной деятельности.

Справка

Граница (весьма условная) между Афганистаном и Пакистаном называется по сей день Линией Дюранда. Именем статс-секретаря по иностранным делам в кабинете Вице-короля Британской Индии сэра Мортимера Дюранда. Данный персонаж провёл её недрогнувшей рукой в 1890-х годах, когда островная Империя окончательно отказалась продвигаться на северо-запад от Индии, столкнувшись с сопротивлением своего ставленника «железного эмира» Афганистана Абдур Рахман Хана. Тот с лёгкостью принял помощь англичан в 1880-ом, но за дюжину лет извёл на корню всех своих соперников.

-3

Лишив мастеров стратегии «разделяй и властвуй» любой базы для манипулирования. Более того, сей выдающийся муж расширил свои владения за счет завоевания горной северо-восточной области «язычников», объявил о создании нового государства Нуристан (Страна Света).

Взяв за глотку колониальные англо-индийские власти и заставив их платить ежегодную дань (кхе-кхе, дотации), лукаво обязавшись консультироваться с колонизаторами по вопросам внешней политики. Часть золота, правда, отправляя на организацию бунтов и восстаний восточных пуштунов. Находившихся под контролем администраций Калькутты и полугосударственных монархических образований Британской Индии. Вскоре англичане сообразили, как именно их таскают за нос, и поставили вопрос ребром. Либо чертим признаваемую всеми границу, либо война.

Соглашение о делимитации границы между английскими и афганскими владениями было подписано в Кабуле 12 ноября 1893-го. Лично «железным эмиром» и статс-секретарём Дюрандом после двухмесячных драматичных переговоров. Колонизаторы были в своём стиле, привезли подробнейшие карты, на которых абсолютно все проходимые горные проходы (и командные высоты над главными долинами) из Индии в Афганистан и Китай занимались британскими гарнизонами с артиллерией.

-4

Эмир же цеплялся за контролируемые колонизаторами северо-восточные районы пуштунов, дабы объединить в единое целое Земли Племён, но был вынужден отступить. Получив баснословный разовый платёж-взятку и двукратное увеличение ежегодных «дотаций». С обязательством больше не мутить воду в регионе Вана (территории племен вазиров и масудов). Положив подписи на гербовые бумаги, стороны принялись делить исторически неделимое. Мгновенно упёршись в проблему региона Моманд.

Это было сердце одноимённых горских племён по берегам реки Кабул, по которой проложили Линию Дюранда. Колонизаторы цеплялись за левый берег, имея планы прокладки железной дороги вдоль русла, а Абдур Рахман Хан понимал – без поддержки здешних воинов он дня не усидит на троне.

Потому Железный Эмир не дал согласия на демаркированную по английским картам границу. Её там прочертили только в 1921-ом по отдельному Соглашению между Англией и уже полностью независимым, но политически беззубым Афганистаном. Заложив на будущее постоянно тикающий механизм бомбы государственного конфликта на этнической почве.

Если обобщить длительную работу целых четырёх комиссий по демаркации границы между Британской Индией и Афганистаном, то британцы Кабул обставили образцово-показательно. Добившись практически мгновенно вспыхнувшей резни между пограничными племенами восточных пуштунов (подпитываемых Железным Эмиром) и сикхами. Как известно – на английское золото принявших сторону колонизаторов. С 1894-го по и 1898-ой там царила жуткая бойня, британские гарнизоны наёмников вырезались пуштунскими племенами момандов, мамунов, оракзаев, африди. В ответ получая карательные рейды отборных головорезов с пулемётами и пушками.

-5

Поутихло массовое смертоубийство после создания британцами «зоны отчуждения», любитель чертить всякие «Линии» лорд Керзон (в начале ХХ века бывший вице-королём Британской Индии) приказал выселить из равнинной части Пенджаба всех восточных пуштунов. Образовал в месте их компактного расселения Северо-Западную Пограничную провинцию и отвёл крупные гарнизоны сикхов от Линии Дюранда где на двадцать-тридцать миль, а где и поболе. Провёл свою первую Линию Керзона, так сказать. Ещё сильнее запутав правовые нормы так и не проведённой демаркации.

Так сложилась «серая зона» неурегулированного пограничья между Британской Индией и Афганистаном. В 1905-ом умирает Абдур Рахман Хан, наследующий ему новый эмир Хабибулла признаёт Линию Дюранда, как и его последователь в 1919-ом, король Аманулла. Разгромленный в самом начале Третьей Англо-Афганской войны, но спасённый грандиозный восстанием пуштунов в тылу наступавших на Кабул колониальных войск. Англичане с индийцами бежали из Афганистана, но лишившийся армии король не рискнул пересмотреть Положение о границе. Линия Дюранда осталась.

Один любопытный факт в завершение данной линейной истории. 14 августа 1947-го в Карачи состоялась церемония провозглашения нового государства Пакистан в присутствии вице-короля Британской Индии, зачитавшего Послание короля Георга. Приветствующего новую страну в составе Британского Содружества. Контурно были обозначены границы: районы с преобладающим мусульманским населением отходили к Пакистану, с индийским – Индии.

-6

В Пенджабе граница была проведена на значительном протяжении по руслам рек Рави и Сатледжа. Лахор оставался на пакистанской стороне, а священный для сикхов Амристар – на индийской. Но! Когда афганские пуштуны постарались сходить в гости к своим единокровным родственникам, то обнаружили по всей «старой» Линии Дюранда полностью отмобилизованные и многочисленные воинские гарнизоны ещё несуществующего Пакистана. Рывком с Линии Керзона через «зону отчуждения» двинувшиеся в сторону Афганистана. Командовали операцией британские отставники.

Пуштунистан

Так на политической карте появился ещё один, сочащийся кровью и непрестанными вооружёнными инцидентами, узел. Пуштунистан. «Серая территория» между афгано-пакистанской границей и рекой Инд. 150 тыс. кв. километров Зоны Племён, где проживает более 20-ти миллионов душ.

Для Кабула при любой власти – страшная головная боль стратегического характера, поскольку данная территория является единственным плацдармом (через Хайберский перевал) для вторжения. География такова, что нападающий имеет колоссальное преимущество высот, практически мгновенно выходит на Джелалабад и Кабул. Пуштуны, проживающие здесь от Сулеймановых гор до реки Инд тысячи лет, кошмарили всех исторических соседей. Покорены не были никем, пока не столкнулись с британцами.

Те тоже умылись с полным контролем над Пуштунистаном, но смогли провести Линию Дюранда, единую территорию Зоны Племён разделить на две части. Ни одно афганское правительство не признало эту условную черту демаркированной госграницей, даже в ООН вопрос не обсуждается. Потому как Афганистан и Пакистан не обращались за арбитражем, демонстративно считая Пуштунистан своей исторической землёй. Афганские пуштуны – своей, пакистанские племенные элиты, соответственно – своей.

Благодаря появлению в Афганистане СССР пуштуны объединились, выковав уникальный проект «Талибан», большей частью пуштунский. Во времена Хамида Карзая пошла лавинообразная «пуштунизация» государственных структур, что привело к витку гражданской войны и падению (не без помощи прямого вторжения Мировой Жабы) первых правительств талибов. Ребята за два десятка лет крепко поумнели, сумели вернуть себе страну, но после изгнания янки вновь упёрлись лбом в проблему Пуштунистана.

-7

Поскольку наиболее националистические силы Движения намерены воссозданный Эмират распространить на братские племена территории Пакистана. Чему через границу противятся единокровные родственники в большей части, предпочитая пользоваться практически абсолютной свободой по негласному соглашению с Исламабадом. Особенно в части религиозной свободы, ибо «чистые» старательно закрывают глаза на вольные трактовки Корана и законов шариата здешними полу-еретиками.

Ставящими коллективный национальный Кодекс Пуштунвалай выше заповедей Пророка. Первый тревожный звонок для пакистанских властей прозвенел в 2018-ом, когда пуштунские племенные элиты договорились по обе стороны границы признать ультранационалистическую группировку «Техрик-е-Талибан Пакистан» (ТТП) «правильной». То есть, объединительной для создания настоящего исторического Пуштунистана.

Исламабад взвыл, поскольку большей угрозы национальной безопасности ещё не встречал с 1947-го года, ТТП являются форменными повстанцами (террористами, конечно, по официальной версии). Начались политические игрища, пакистанцы решили расшибить единое пуштунское движение о НАТО. Не препятствуя свободному обороту бойцов и снаряжения по обе стороны Линии Дюранда. Вышла досадная промашка, «Талибан» не самоубился о легионы Мировой Жабы, напротив – отправил оккупантов восвояси, а военно-техническое взаимодействие пуштунов по обе стороны границы не свернул, хотя на сей счёт были какие-то договорённости.

-8

Более того, за двадцать лет народно-освободительной борьбы против американцев с их холуями появилось жизнеспособное военно-племенное государство Вазиристан. Пакистанцы всеми силами его вытесняли на территорию Афганистана, но не преуспели. А взять под силовой контроль эту мятежную Зону Племён очень боязно, несмотря на несопоставимые оборонные потенциалы двух стран. Слишком близки последние исторические события, а пуштуны самый неприятный противник, которого можно пожелать.

Тем более, поумневшие талибы-пуштуны неожиданно оказались гибкими мастерами сделок, после изгнания оккупантов выбрав сторону нормализации отношений с Китаем, Россией, среднеазиатскими странами-соседями. Даже с персами задружили крепко, предлагая военную помощь «в случае чего». Не забыв наладить взаимодействие с белуджами, тоже имеющим виды на создание собственного государства. За счёт пакистанских земель Восточного Белуджистана с пятью миллионами населения.

-9

Выводы

За последние сорок лет конфликт между афганцами и пакистанцами за обладание Зоной Племён был похоронен под внешними факторами происходящих там событий. Военного характера с участием иностранных игроков. Чтобы не трубила западная пресса, инициатором бесчисленных столкновений по Линии Дюранда и главным зачинщиком инцидентов всегда выступал Исламабад. Вырастивший себе на голову «Талибан» в надежде получить забесплатно соседнее государство. Это была ошибка.

Нужно понимать: Пакистан по своему географическому положению, словно жаба в борозде во время сезонной вспашки. С одной стороны могущественная и набирающая силу Индия, с которой замирения не произойдет примерно никогда. Есть Китай, старающийся паков купить инвестиционными проектами, но при этом злобно посматривающий на деструктивную активность их мусульманских радикалов, постоянно лезущих к уйгурам.

Так тут сложилось веками, что любая замятня на стыке индийского субконтинента с Евразией (ныне Пакистан) требовала стратегического тыла для всех правящих режимов. Первых в Южной Азии мусульманских государств Газневидов и Гуридов. Окраины Империи Чингисхана, государства Тимуридов, отступавших из Индии на север имперских Великих Моголов. А после здешние правоверные наступали и отступали перед волнами сикхского, белуджского и пенджабского национального «строительства».

Всегда выживая именно в сумеречной Зоне Племён пуштунов, порой откатываясь к братьям по вере в Афганистан. Это и есть пресловутая стратегическая глубина государства, обеспечивающая в лихую годину выживание. Нет сомнений, индо-пакистанский конфликт с регулярными вооружёнными инцидентами рано или поздно перерастёт в большую войну с очень возможной оккупацией спорных территорий.

-10

А поскольку данный ТВД устроен в пользу южных соседей по всем показаниям военного искусства ... то отступать придётся к пуштунам. Имея стратегическим тылом Афганистан. Если он окажется враждебным – можно расчехлять ядрёные батоны и перемещаться личным составом ... уже в небесную Страну Чистых, с монструозными полупрозрачными гуриями пировать.

Когда американская мурзилка президент Ашраф Гани из туфель выпрыгивал, чтобы заключить военный союз с Нью-Дели, пакам ничего не оставалось делать, чтобы развязать руки талибам. В надежде их добить после столкновения со всей (кхе-кхе) смертоносной мощью Мировой Жабы. Не срослося ...

Более того, пуштуны через проект «Вазиристана» распробовали новый формат урегулирования племенных и религиозных противоречий, оценили военную мощь объединённой армии. Способной побеждать коллективный Запад. Потому настойчивые и агрессивные понукания Исламабада «срочно демаркируем границу по Линии Дюранда» были встречены не менее воинственно, пуштуны не хотят более разъединяться. Хотя друг друга недолюбливают.

Нынешняя власть в Кабуле понимает, стоит ей пойти на поводу паков, то «Талибан» мгновенно распадётся. Лишится наиболее боеспособного и фанатичного боевого крыла, пуштунские националисты не простят руководству явного предательства. А Зона Племён станет страшной бомбой замедленного действия для государств по обе стороны Линии Дюранда.

Пакистан ещё обладает военно-политической устойчивостью, а вот народившийся Исламский Эмират Афганистан таким достижением похвастать не может, всё на живую нитку сшито. Потому без вопроса общей автономии Пуштунистана проблема госграниц не решится.

Как и более насущный для Исламабада лютый головняк. Водный. Так уж сложилось, Страна Чистых очень «немытая» в гигиеническом и сельскохозяйственном плане, но ключи от бесценных кладовых водной энергетики и жажды населения лежат у соседей. Пока талибы с пакистанцами обували в беленькое оккупантов с предателей Кабула – режим плотин пуштуны поддерживали в пользу своих союзников, но сегодня «самим надо». Особенно под китайские проекты добычи недр и переработку.

-11

И третье. Талибы-пуштуны в 2023-ем году вышли из джентльменских соглашений с паками. Не закрыли индийские консульства за пределами Кабула (наоборот, ещё два новых открыли), отказались поддерживать численность силового блока Эмирата (полиция, службы безопасности, разведка и армия) в пределах, не превышающих 100 тысяч человек. С обязательной аттестацией командно-руководящего состава пакистанскими «коллегами». К огромному разочарованию Исламабада, под ружьём у талибов остаётся почти трёхсоттысячная группировка бойцов, ремонтируется трофейная военная техника, даже дюжина боевых самолётов внезапно полетела.

-12

Заканчиваю. К чему статья? В пику бестолковым псевдо-экспертным размышлениям наших ток-шоу из дуроскопов, ещё более фантастическим статьям в СМИ и «Телеге». Как коварные янки с британцами «разжигают новый конфликт» рядышком с Китаем, Ираном и Россией. Господа политические фантасты, изучайте матчасть. Пуштунам по обе стороны Линии Дюранда глубоко плевать на маневры Большой Игры, они не успевают хвост из одной войны выдернуть, как клювом в другую с размаху влетают.

Теперь (благодаря «Талибану») они получили возможность серьёзно заняться собой. Потолковать на общеплеменной Лоя-Джурге (Джирга, собрание главных старейшин) о создании единого Лашкара (войска Пуштунистана).

так проходят дискуссии Джирги
так проходят дискуссии Джирги

Третий год собираются, да всё никак. Пакистан в 2018-ом и 2023-ем сорвал планы пуштунов потолковать о будущем, ныне старый проверенный трюк просто повторил. Наводнив Зону Племён войсками и провокациями, перекрывая даже козьи тропы для общения пуштунов. Дабы сорвать намеченную на конец октября церемонию «Ро′га». Урегулирование споров между враждующими племенными союзами по Кодексу Пуштувалай.

Вот и простой ответ. А глубокомысленно нести околесицу, как оранжевое американское трепло принимает пакистанский высший генералитет, хочет получить авиабазу Баграм через военную кампанию вторжения – можно для домохозяек с тремя классами церковно-приходской школы. Поверьте, даже без торчащих отовсюду англосаксонских ушей, случаются рецидивы глубочайших исторических конфликтов. Религиозных, этнических, социальных, политических. Пакистан на теле истерзанной Южной Азии точно такой же гнойный фурункул, как современный Израиль на Ближнем Востоке.

Оба снабжены ядерным оружием, если кто помнит. Являются полными неадекватами к соразмерности применения силы. Почему? Просто помещены в интересные географические места, где всегда кипели котлы межконфессиональных и межэтнических конфликтов.

С густой вонью политики соседних империй. Проблемы паков Джамы и Кашмира с Индией – детский сад по сравнению с Линией Дюрана. Не нужно фантазировать, просто пришло данный вопрос разрешить. Раз и навсегда. Пуштуны упрямее добрых русских людей, что готов подтвердить достославный СССР, рискнувший лишь обозначиться в Зоне Племён.

Предварительно не постучав в дверь, не пожелав здоровья хозяевам, нарушив Кодекс Пуштувалай. Пакистан сегодня повторяет наши и британские ошибки. Тут нет геополитики, а заключённое перемирие при посредничестве арабов/турок всего лишь краткая передышка. Временный верх религиозного крыла «Талибана» над националистическим. Кто там впоследствии кого закопает ... не знаю. Никто не скажет. Глубину трагического вопроса схематично обозначил, потому не верьте поверхностным и безграмотным оценкам.

-14