Найти в Дзене
ФотоЕдуДалеко

Самара купеческая. Экскурсия без экскурсовода. Улица Ленинградская – местный Арбат

Не знаю, опередил ли кто-нибудь улицу Ленинградскую в Самаре по количеству наименований, но на какой-то рекорд она точно тянет. Их, наименований, было семь. Первоначально, в 1830-е годы улица называлась Проломной в связи с тем, что вдоль улицы и через берег Волги проходил пролом (так тогда назывались овраги). Впоследствии овраг засыпали, потом улица называлась Сенной, Москательной, Хлебной, Панской, после революции сначала Петроградской и наконец Ленинградской. Этот наш рассказ главным образом будет про улицу Панская, про тот период, когда она застраивалась особняками купцов, лавками и магазинами, доходными домами - зданиями, которые в большинстве здесь в той или иной степени сохранились и сейчас радуют глаз и согревают душу. Это было торговое сердце купеческой Самары. И полигон для изысканий и оттачивания мастерства местных и заезжих архитекторов. Про некоторые здания и их бывших хозяев мы и расскажем, к тому же гулять по бывшей Панской можно не торопясь, она пешеходная. Двигаться мы

Не знаю, опередил ли кто-нибудь улицу Ленинградскую в Самаре по количеству наименований, но на какой-то рекорд она точно тянет. Их, наименований, было семь. Первоначально, в 1830-е годы улица называлась Проломной в связи с тем, что вдоль улицы и через берег Волги проходил пролом (так тогда назывались овраги). Впоследствии овраг засыпали, потом улица называлась Сенной, Москательной, Хлебной, Панской, после революции сначала Петроградской и наконец Ленинградской.

Этот наш рассказ главным образом будет про улицу Панская, про тот период, когда она застраивалась особняками купцов, лавками и магазинами, доходными домами - зданиями, которые в большинстве здесь в той или иной степени сохранились и сейчас радуют глаз и согревают душу. Это было торговое сердце купеческой Самары. И полигон для изысканий и оттачивания мастерства местных и заезжих архитекторов.

-2

Про некоторые здания и их бывших хозяев мы и расскажем, к тому же гулять по бывшей Панской можно не торопясь, она пешеходная.

Двигаться мы будем от перекрестка с улицей Молодогвардейской в сторону Ленинградского спуска, поскольку массовая историческая застройка здесь начинается именно отсюда, в противоположную сторону старинные особняки есть, но их не так много.

Первой точкой притяжения и локацией для фотосессий гуляющих горожан и туристов является памятник дяде Степе – милиционеру. Памятник был установлен в 2015 году, к 80-летию со дня написания Сергеем Михалковым поэмы «Дядя Степа» и заодно ко Дню полиции России. Одно из немногих произведений Зураба Церетели, которое не вызывает недоумения или отторжения на мой взгляд. Тем более, что от гонорара за эту работу он отказался. Деньги на изготовление и монтаж собирали жители Самары - потребовалось на это 2,5 миллиона рублей.

-3

Интересно, что прототипом памятника послужил реальный человек — милиционер Олег Малинин, который в 1970-е годы работал в том районе, где сейчас установлена скульптура. Высота скульптуры — почти 6 метров, так что дети у его подножия выглядят умилительно.

Рядом с памятником, на пересечении улиц Ленинградской и Молодогвардейской стоит бывший дом купца Сергея Борисовича Сивинцева. Хотя в этом смысле все всегда относительно. Первый документально подтверждённый владелец этого дворового места, был самарский мещанин Иван Казанцев.

-4

В 1848 году у него здесь размещались четыре лавки, а во дворе для собственного проживания стояла деревянная изба с баней. Потом хозяева не раз менялись, пока в 1907 году владение окончательно не перешло к купцу Сивинцеву, здесь он и построил тот дом, что мы сейчас видим.

История – понятие сложное и многогранное, неверно думать, что на следующий день после 7 ноября 1917 года все купеческие, дворянские (и прочих «мироедов») дома в России именем революции были реквизированы. Процесс шел годами, иногда не до того было. Так что этот дом был муниципализирован только в 1926 году.

-5

Кроме купеческого прошлого, дом сохранил и свидетельство более поздних времен. Наверху, на угловой части фасада до сих пор виден знак «Готов к ПВХО» (Готов к противовоздушной и противохимической обороне). Этот коллективный знак в 30-е годы был настенным и размещался на фасаде здания. Что бы его получить, нужно было, чтобы все жильцы дома, включая детей с 12-летнего возраста, сдали нормы «Готов к ПВХО», умели герметизировать жилища от отравляющих веществ, имели противогазы и могли ими пользоваться. Серьезное было время, страна была одним большим военным лагерем.

-6

Через дорогу от дома Сивинцева, так же на углу, стоит дом А.И. Гребежева. Гребежев Александр Иванович был самарским купцом первой гильдии и имел кондитерскую по производству конфет. До этого, в 1880-е годы Гребежев был известен как владелец мыловаренного завода в нынешнем посёлке Запанской на улице Петрашевского, а в 1890 году открылась кондитерская фабрика Гребежева. Продукция его фабрики - конфеты, ореховые пряники пользовалась спросом, гости города привозили из Самары эти конфеты в качестве местного специалитета.

-7

Проект здания в архиве не сохранился, но самарские краеведы приписывают его авторство архитектору Фёдору Черноморченко.

Строительство здания было завершено к 1909 году, в то время дом оценивался в 32,2 тысячи рублей и был самым дорогим на тогда ещё улице Соборной. Архитектурный стиль этого строения, это эклектика с чертами неоренессанса. Дома в те времена часто были именными, как в некоторых странах центральной Европы, так что над венчающим карнизом располагается высокая фигурная парапетная стенка со столбиками, на которой размещалась объёмная надпись - «ГРЕБЕЖЕВ», указывающая на фамилию владельца. В декоре дома имеются лепные элементы, в частности голова Меркурия - бога торговли, что намекает на принадлежность хозяина к купечеству.

В советское время на первом этаже усадьбы располагались продуктовые магазины, второй этаж был отдан механико-технологическому техникуму, в новейшей истории его статус не совсем понятен – то он признан аварийным, то нет, а в марте 2024 года мэрия опубликовала постановление об изъятии жилых и нежилых помещений в доме для муниципальных нужд. Однако собственники помещений подали иск с требованием признать постановление недействительным.

Вот это красивое, но пустующее девятиэтажное здание ТЦ «Галерея Атриум».

-8

Идея строительства пришла бизнесмену Михаилу Косову в конце 90-х. По его замыслу, шикарное здание должно было привлекать туристов. В торговом центре планировалось разместить бутики, бар, рестораны и даже мини-бассейн с фонтаном. Стройка продолжалась несколько лет. Интерьер на картинке соответствовал внешнему облику. Например, на потолке находится копия фрески Андреа Мантенья из итальянской церкви. Ее писали реставраторы Петергофа. Но деньги кончились и стройка остановилась.  В 2018-м недостроенное здание пустили с молотка. Но и новый собственник достроить здание не смог и продал его.

Одна из востребованных почтенной публикой в Самаре столовых под названием «Вилка Ложка», тоже находится здесь, двигаясь в сторону Волги, мы, как раз до нее дошли. Мы там обедали трижды, правда главным образом, по причине того, что жили неподалеку от этого места, так что это не в качестве рекламы. Но, качество еды вполне достойное, кто помнит в Москве сеть закусочных «Грабли» или «Му-Му», то по качеству и формату примерно похоже. Цены, правда, для Самары высоковаты, они московские.

По адресу: улица Ленинградская, дом 53 стоит дом купца А.П. Пожидаева. Как раз, напротив «Вилки Ложки». Первым владельцем усадьбы был купец третьей гильдии Г.С. Акимов и постройки его появились здесь еще с 1859 года - одноэтажный каменный дом с полуподвальным помещением и каменная лавка с деревянными пристроями.

А с 1903 года владельцем усадьбы стал купец А.П. Пожидаев, при нём была произведена реконструкция - усадьба приобрела Г-образную форму со входом со стороны ул. Николаевской (сейчас Чапаевская).

Архитектор Ф.А. Черноморченко своими работами отметился и здесь - в 1907 году по его проекту над каменным зданием, где к тому моменту уже находился магазин, надстроили второй этаж. Так что, как обычно и было принято у купцов, на верхних этажах разместились квартиры, а на нижних — магазины, в данном случае - готовой одежды и обуви. Надо сказать, что по данным на 2024 год, в доме работает магазин ткани и фурнитуры, так что преемственность специализации почти что соблюдена.

На перекрестке с Чапаевской улицей два угловых здания сейчас занимает Самарский государственный медицинский университет. Одно из них, это доходный дом купца П.А. Сидорова.

-9

Как и в большинстве других случаев, участок принадлежал Сидорову не изначально, история здания начинается со второй половины 1870-х годов, когда он принадлежал самарской мещанке П. Н. Кожевниковой. Тогда на этом месте располагался флигель на каменном полуэтаже и деревянные службы. Потом участок купил и перестраивал П. А. Кожевников, а уже в 1903 году здесь появился дом купца Сидорова. Дом построен в русско-византийском стиле по проекту архитектора Георгия Мошкова, центральная часть главного фасада выделена выступом - ризалитом с круглой аркой - лоджией на втором этаже, под ней — парадный проезд с улицы во внутренний двор. Характерная проездная арка со сводами Монье и первоначальная лестница с металлическим ограждением – непременный атрибут купеческого дома. Не обязательно со сводами Монье, но обязательно арка во двор.

Сейчас в доме находится не сам университет, а его НИИ микробиологии.

А через дорогу и другое здание самого СамГМУ. Здание возведено архитектором Филаретом Засухиным в стиле эклектики с элементами модерна в 1913 году. Это был доходный дом, принадлежащий двум уважаемым дамам – Александре Юриной и Софье Ященко, женам известных самарских юристов. Не только нынешним позволено косметические салоны заводить, тогда жены тоже бизнесом баловались.

-10

После революции в здании располагались разные организации - от комендатуры ОГПУ до средней школы №74. Во время Великой Отечественной войны здесь находился эвакогоспиталь № 5334. Потом это уже стал корпус медицинского университета.

Дом по адресу: улица Ленинградская, 45 - жилой дом подрядчика Алексея Федоровича Нуйчева. Это усадебное место с 1877 года принадлежало самарскому мещанину Тимофею Васильевичу Старкову. В 1910 году весь участок со строениями выкупил Нуйчев. Существующее здание было построено в 1911 году по проекту архитектора Дмитрия Вернера, правда документального подтверждения его авторства нет, поскольку Вернер на тот момент занимал пост городского архитектора и частная практика для этого поста не приветствовалась. Хотя сплошь и рядом это имело место быть, к примеру, архитектор Николай Краснов в Ялте на момент строительства им императорского Ливадийского дворца был городским архитектором и ничего. Никто не наказал…

-11

Дом купца В.Л. Жукова расположенный по адресу: улица Ленинградская, 46 один из немногих, кто изначально принадлежал этому семейству начиная с основателя самарской купеческой семьи Якову Жукову с 1820-х годов. Владели Жуковы этим участком почти сто лет до революции. Если говорить о нынешним здании, то в 1900 году во владение усадьбой вступил Василий Лукич Жуков, торговавший нефтью, лесом и кирпичом (что интересно, не являющийся родственником семейству Жуковых, просто однофамилец, упс...) и в 1912 году начал строительство. Проект был так же разработан архитектором Фёдором Черноморченко, эта улица прямо его вотчина. Здание использовалось как доходный дом: на верхних этажах — квартиры, на первом — магазины. Фасад украшают лепные детали - в центре здания под надписью расположена гипсовая голова льва, обрамлённая медальоном, с обеих сторон от него — скульптурные мужские головы с коронами из листьев. Один из наиболее сохранившихся старинных домов на Ленинградской.

-12

В наше время в доме Жукова находятся жилые квартиры, а в арке дома местные художники продают свои картины.

«Дом Позерн» по адресу: улица Ленинградская, 40 — объект культурного наследия регионального значения, который является ансамблем истории и культуры. По одной из версий, автор проекта дома - Филарет Засухин.

-13

Его история связана с открытием самой первой аптеки в Самаре. Тогда этот участок, принадлежал самарскому купцу второй гильдии Абраму Мовшевичу. В 1870 году тот получил разрешение на строительство двухэтажного каменного дома, затем сдал его в аренду приезжему аптекарю, уроженцу Лейпцига, провизору Фёдору Рунне, старейшая аптека Самары находилась в этом доме с 1873 года. Через несколько лет аптекарское заведение купил другой потомок выходцев из Германии — Николай Карлович Позерн.

Здание возведено в эклектичном стиле. Нарядность ему придавали высокие окна скруглённой формы, декорированные «полочками» сандриков с полукруглыми бровками и лепными розетками под ними. Сейчас дом нежилой, помещения сдаются в аренду различным коммерческим организациям.

Симпатичный дореволюционный особнячок с нынешним адресом Ленинградская 36-38, расположился между бывшей усадьбой Константина Головкина и той самой старейшей в городе аптекой Позернов.

В 1874 году здесь появился полутораэтажный каменный дом, выстроенный мещанином Петровым. А в 1890 году участок перешел в собственность большой купеческой семьи Яновых. Основатель этой династии - купец Петр Михайлович Янов, что значился в городских сословных списках с середины 18 века, имел четверых сыновей – Николая, Ивана, Михаила и Якова. К концу 19 века в Самаре процветало уже пятое поколение Яновых общим числом за сотню родичей.

-14

Занимались Яновы устройством городской канализации. Звучит может и не очень пафосно, но в силу важности этой утилитарной вещи для города, средств на безбедное существование этому большому семейству хватало. Отчего нужды в торговых лавках на первом этаже – привычном атрибуте купеческой усадьбы не было.

Сейчас усадьба Яновых, признанная памятником градостроительства и архитектуры, так и продолжает служить многоквартирным жилым домом.

На углу улиц Куйбышева и Ленинградской стоит дом купца Покидышева, построенный по проекту архитектора Островского в 1890-х годах. Сейчас в нем расположилась ремесленная пекарня «Белотурка» - место пафосное и не побоюсь этого слова - культовое.

-15

Во всяком случае, невероятно разрекламированное и всегда заполненное посетителями. Насколько справедливы отзывы об этом заведении в многочисленных статьях про «Белотурку» можно судить только заглянув сюда, а свое личное мнение я отразил в статье:

Самара. Пекарня Белотурка и дом купца Покидышева - впечатления заезжего любителя старины.

А вот дом интересный. И владелец его тоже. Это был самарский купец Ливерий Николаевич Покидышев, личность колоритная, владевший несколькими доходными домами и лесопильным заводом.

Дом богато декорирован высокими фигурными стенками-аттиками в центральной части с фигурными деталями, узкими полукруглыми оконными проемами и множеством нарядных кокошников. Над угловым входом был устроен балкон на кронштейнах с ограждением-балюстрадой, этажи разделены карнизным поясом, арочные наличники полуциркульных окон второго этажа опираются на фигурные пилястры. Дом был настолько хорош, что в 1910 году его даже арендовал Русско-Азиатский коммерческий банк.

Помимо всего прочего, Покидышев владел «Игольно-галантерейным магазином» который, собственно в этом здании и находился. Для оформления витрин был специально и на постоянной основе нанят художник, который раз в две недели менял в витринах экспозицию.

Во время Великой Отечественной войны на первом этаже здания находился продовольственный магазин для эвакуированных в Куйбышев иностранных дипломатов. После войны здесь тоже был магазин, только уже обычный, хотя и именной гастроном «Утес», жители, заставшие советские времена его помнят.

Через дорогу от дома Покидышева, так же на углу находится дом купца И. Г. Новокрещенова или здание почтовой конторы, построенное примерно в 1880-х годах в стиле классицизма.

-16

Дом в 1890 году сдали в аренду городскому почтово-телеграфному ведомству сроком на 12 лет. В нем обрабатывалась корреспонденция, были склады, рядом располагалась конюшня.

Но в 1902 году Новокрещенов (купец все-таки) поднял цены на аренду здания, и городская Дума начала искать новое помещение для почтового ведомства. Причины канули в лету, но помещение не нашли, почтовое ведомство оставили на том же месте, а с повышением цены выкрутились, сдавая часть здания в субаренду.

В 1910 году в здании провели реконструкцию и оно полностью приняло облик в стиле модерн. Заодно появился необычный элемент декора - огромный бронзовый шар как символ Земли. Шар, правда, демонтировали в 50-х годах 20 века и заменили на круглое окно. А сейчас он опять на месте. Преобразовывал интерьер здания в 1950-х, как раз архитектор П. А. Щербачёв в духе соцреализма – сын того А.А. Щербачева, который застроил Самару настоящими шедеврами в отличие от советского конструктивизма.

Здание по адресу: улица Ленинградская, 22 построено в 1910 году по проекту архитектора Петра Павловича Головкина (прошу не путать с купцом Константином Павловичем Головкиным, Петр его младший брат) для своей семьи. Типичный дом в стиле модерна, хотя и имеет полную фронтальную симметричность.

-17

На его строительство было потрачено около 19 тысяч рублей – сумма немалая для начала XX века, главным образом получилась из-за расходов на отделку интерьеров. В доме были обустроены три камина, две спальни и детская комната, общий зал, розовая и голубая гостиные. Помещения, расположенные на первом этаже, чета Головкиных сдавала купцам в аренду.

Очень эффектно завершают улицу на спуске к Волге два дома, прямо классический пейзажный вид, не хватает мрачных туч. Это дом мещанина Уласова и дом Ильиных.

-18

Усадьба мещанина Ф. С. Уласова - четырёхэтажное, кирпичное, прямоугольное в плане здание на каменном цоколе с вальмовой кровлей, покрытой листами шифера, архитектор неизвестен.

С левой стороны здание пристроено к соседнему (это и есть дом Ильиных). Он построен в неорусском стиле. Некоторые «продвинутые» люди употребляют название «псевдорусский», но у ценителей нашей старины и архитектуры такое название вызывает отторжение, как уничижительное и подвергающее сомнению старые традиции этих понятий.

История усадебного места прослеживается с 1874 года, когда его владельцем был самарский мещанин Е. Г. Ильин. В доме у него была винная лавка с трактиром, так что он обустроил по улице Панской тротуар к себе в дом. Видимо, что бы не так сильно грязь несли. Других сведений, кроме содержания питейного заведения, о Ефиме Ильине не сохранилось, а вот его сын Иван Ефимович стал в городе человеком видным – производил кирпич, избирался думским гласным, директором городского общественного банка, служил чиновником «городского по квартирному налогу присутствия».

Ну и завершим мы нашу экскурсию на набережной у скульптурной композиции «Бурлаки на Волге». Само собой, по мотивам одноименной картины. Что бы уж точно проникнуться духом места, в котором находимся. В Самаре…

-19

Всем приятных прогулок. Все фото мои, если в атрибутировании не указано иное. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказывать вам что-нибудь новое и интересное.

Если статья вам понравилась и была полезна, поддержите автора, нажмите кнопочку - "Поддержать", средства поступающие от донатов идут на развитие канала, поиск новых сюжетов и материалов. Спасибо!