4 октября на стадионе «Строитель» прошёл Кубок мотофедерации России по спидвею среди юношей в классе 250 куб. см. В битве за медали участвовали шесть команд из Салавата, Октябрьского, Стерлитамака и Уфы — на трек вышли 16 юных гонщиков. Очевидно, что внимание горожан было приковано к воспитанникам салаватской школы спидвея.
Гонка, которая завершила сезон 2025 года.
Несмотря на то, что на трек вышли юноши, менее зрелищной она не стала, а в чем-то была даже более рискованной и яркой, чем взрослый спидвей.
Третье место с 16 очками заняла команда салаватской спортшколы «Спидвей», за которую выступали Кирилл Гусев, принесший 12 очков, и Никита Ковалев, завоевавший в заездах четыре очка.
Судьбу Кубка мотофедерации России по спидвею решило одно очко: у победителя — 20, а у команды, ставшей второй, — 19 очков. Итак, на второй ступени пьедестала — тоже салаватцы, выступающие за СТК «Салават». 14 из 19 очков команде принес Владимир Кириллов — и это лучший результат дня, еще пять очков — Данила Павлов.
Кубок мотофедерации России по спидвею завоевала команда ЦТВС имени Габдрахмана Кадырова из Уфы: Эмиль Гелаев (единственный кандидат в мастера спорта среди участников соревнований) принес команде 11 очков, Дмитрий Рыбаков — 9 очков.
Будущее салаватского спидвея.
Сезон спидвея 2025 года закрыт, любители гонок переходят в режим ожидания следующего сезона 2026 года, а мы пока хотим познакомить вас чуть ближе с теми, кто обязательно впишет свою страницу в историю салаватского спидвея.
С юными гонщиками Кириллом Гусевым и Эриком Нафиковым мы познакомились на «Бале чемпионов», где они заслуженно получили кубки вместе со своим наставником Артуром Нафиковым. К сожалению, на бал не смог прийти еще один талантливый салаватский спидвеист Владимир Кириллов. Награду получил его наставник — тренер высшей категории Александр Артемов.
— Даже не помню, когда и с чего началось, но в три года я уже катался на мотоцикле. Мне нравится скорость, а главное — понимание, что ты спортсмен и нужен команде, это ответственность, — вспоминает Эрик.
Папа и тренер Эрика Артур Нафиков, конечно, лучше помнит, как и когда его сын сел на мотоцикл.
— Он был совсем маленький, когда его дед сделал ему маленький мотоцикл. Дело в том, что и мой отец тоже занимался мотоциклетным спортом, — уточняет Артур Нафиков. — Стали Эрика сажать на этот мотоцикл и раскатывать потихоньку, потом купили мотоцикл побольше, и где-то лет с четырех – пяти он уже ездил на «Ямахе», а в семь лет был мотоцикл KTM 50, потом — 65 кубических сантиметров на мотокроссе, на спидвее — 85 кубических сантиметров. Дальше — больше.
Кирилла Гусева, которому на тот момент было шесть лет, на трек привел папа, в прошлом сам занимавшийся этим видом спорта. Но всё началось гораздо раньше…
— Отец подарил маленький мотоцикл, когда мне было четыре года, я научился на нем ездить. А потом уже он отвел меня на стадион. Что меня привлекает в этом спорте? Скорость, звук мотора, техника езды — всё, — делится Кирилл.
За всеми ребятами спортшколы «Спидвей», участвующими в соревнованиях, закреплен свой мотоцикл. Более того, юноши после каждой гонки самостоятельно приводят их в порядок.
— Воспитанники теоретически знают устройство мотоцикла, практически могут помыть его, колеса перебортовать. Всё остальное (двигатель, сцепление) делает механик, ребята вместе со мной могут участвовать, — объясняет Артур Нафиков.
Во время интервью выяснилась интересная деталь: оказывается, скорость на спидвее у взрослых достигает 110 км/ч, а у юношей — 90-100 км/ч, при этом по времени у них — секунды разницы в результатах. На мотокроссе скорости, конечно, ниже, но это объясняется наличием препятствий на трассе: средняя скорость достигает 40 км/ч, пиковая — доходит до 80 км/ч, а минимальная — до 5 км/ч.
И Эрик, и Кирилл признаются, что спидвей — это любовь на всю жизнь! В будущем они планируют заниматься спидвеем профессионально.
Кирилл в прошлом году сел на крупный гаревый мотоцикл и участвовал в соревнованиях российского уровня. И вот — очередной успех на Кубке мотофедерации России по спидвею.
— Все воспитанники спортшколы «Спидвей» сообразительные, талантливые, дерзкие, где-то они гораздо быстрее, упорнее, чем мы были в свое время. Хотелось бы пожелать им немножко дисциплины и ответственности по отношению к технике и команде. И победы не заставят себя ждать, — уверен Артур Нафиков.
— Упорства, развития, при этом избегать травм и на тренировках, и на соревнованиях, в любой гонке стараться прийти к пьедесталу! — желает юным спидвеистам Александр Артемов.
Сезон закончен для болельщиков, но не для гонщиков.
— Мотоспорт — один из самых сложных, не хочу никого обидеть, видов спорта именно в физическом плане. Во время мотокросса за один круг в зависимости от трассы спортсмен встает и садится несколько сотен раз! Спидвей не уступает в трудности. Да, в мотокроссе гонщик едет 20 минут, а в спидвее — минуту, но нагрузка в спидвее больше: рама весит 75 кг, а двигатель имеет 100 лошадиных сил, которыми нужно управлять, — объясняют тренеры.
Именно поэтому в межсезонье спортсмены работают в спортзале над выносливостью и силой, в бассейне развивают дыхательную систему, а еще тренируют скорость мышления, внимательность, умение видеть впереди и по бокам.
А пока спортсмены улучшают свою физическую форму, ждем первые старты нового сезона. Уверены, что не раз будем аплодировать салаватцам на ступенях победного пьедестала.
Фото: Владислав Фаррахов, группа в соцсети ВК ""СТК Салават" Салаватский спидвей".