Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

«Когда у меня были деньги, я артистов одевал и придумывал истории. Когда у меня не было денег, я их не одевал и делал что-то бессюжетное»

– Николай Максимович, классический балетный спектакль имеет, как правило, какую-то историю, связанную с сюжетом. В современном балете много бессюжетных спектаклей. Как вы считаете, с чем это связано? – Тут все очень просто, и это придумали мы, русские. Знаете, как говорят: «любовь придумали русские, чтобы денег не платить». И тут та же история. Еще Георгий Мелитонович Баланчивадзе, которого весь мир знает под именем Джордж Баланчин, когда у него спросили что-то о подобных спектаклях, ответил: «Когда у меня были деньги, я артистов одевал и придумывал истории. Когда у меня не было денег, я их не одевал и делал что-то бессюжетное». А он же, как и я, «своеобразный русский», и он как-то тоже об этом сказал: «Я русский по культуре, грузин по крови и петербуржец по национальности». Вот этот бессюжетный спектакль появился в России после революции. По-моему, в 1922 или в 1923 году, точно не помню. Федор Васильевич Лопухов поставил на симфонию Бетховена спектакль, который назывался «Величие миро

– Николай Максимович, классический балетный спектакль имеет, как правило, какую-то историю, связанную с сюжетом. В современном балете много бессюжетных спектаклей. Как вы считаете, с чем это связано?

– Тут все очень просто, и это придумали мы, русские. Знаете, как говорят: «любовь придумали русские, чтобы денег не платить». И тут та же история.

Еще Георгий Мелитонович Баланчивадзе, которого весь мир знает под именем Джордж Баланчин, когда у него спросили что-то о подобных спектаклях, ответил: «Когда у меня были деньги, я артистов одевал и придумывал истории. Когда у меня не было денег, я их не одевал и делал что-то бессюжетное». А он же, как и я, «своеобразный русский», и он как-то тоже об этом сказал: «Я русский по культуре, грузин по крови и петербуржец по национальности».

Джордж Баланчин на репетиции
Джордж Баланчин на репетиции

Вот этот бессюжетный спектакль появился в России после революции. По-моему, в 1922 или в 1923 году, точно не помню. Федор Васильевич Лопухов поставил на симфонию Бетховена спектакль, который назывался «Величие мироздания». И тем самым создал это течение неоклассики.

И оно пошло, пошло, и по сей день мир не может остановиться в подражании… Все ползают, нюхают друг друга, иногда принимают красивые позы, иногда некрасивые.

На западе почему-то такие спектакли нравятся, в России не очень. Мы любим спектакли с историей.