Найти в Дзене

Во что превращается общая собственность после развода

Вот предупреждают юристы всех, даже других юристов: делите вещички после развода сразу, не затягивайте. Если отношения хорошие хотите сохранить, то сумеете мирно договориться кто и где пока поживёт и чем попользуется - но уже после раздела. Когда дружите - делиться проще. А если разругались в прах - так тем более надо побыстрее делить. Пока противная сторона чего-нибудь не натворила с вашим общим имуществом, записанным на неё. Сколько таких дел в суде, когда супруг продал общую квартирку, а второй потом бегает с иском и пытается свою половину вернуть? А сколько таких случаев, которые не дошли до суда? Вот есть юрист: помощник судьи, гражданская коллегия, апелляционная инстанция. Казалось бы: вот уж кто давно снял розовые очки и перестраховывается по десять раз... Не-а! Аня с Лёшей развелись, но остались родителями, соседями и друзьями. В общей собственности осталась коммерческая недвижимость: просторный офис почти в центре города, размером с квартиру, с санузлом, отдельным входом.
Оглавление

Вот предупреждают юристы всех, даже других юристов: делите вещички после развода сразу, не затягивайте. Если отношения хорошие хотите сохранить, то сумеете мирно договориться кто и где пока поживёт и чем попользуется - но уже после раздела. Когда дружите - делиться проще.

А если разругались в прах - так тем более надо побыстрее делить. Пока противная сторона чего-нибудь не натворила с вашим общим имуществом, записанным на неё.

Сколько таких дел в суде, когда супруг продал общую квартирку, а второй потом бегает с иском и пытается свою половину вернуть? А сколько таких случаев, которые не дошли до суда?

Вот есть юрист: помощник судьи, гражданская коллегия, апелляционная инстанция. Казалось бы: вот уж кто давно снял розовые очки и перестраховывается по десять раз... Не-а!

Делай раз: останемся друзьями

Аня с Лёшей развелись, но остались родителями, соседями и друзьями. В общей собственности осталась коммерческая недвижимость: просторный офис почти в центре города, размером с квартиру, с санузлом, отдельным входом... На момент покупки стоило это великолепие около 3 млн. рублей, а теперь, возможно, и все 10.

После развода ничего не делили. Некоторое время Лёша в этом офисе работал, а потом и жил пару лет (диван и санузел есть, кофеварка и мультиварка тоже). Потом снял квартиру, а офис использовал как склад старой техники и место для заунывных размышлений о жизни и свиданий с дамами.

И вот отношения между Аней и Лёшей попрохладнели на почве того, что каждый "не так воспитывает ребёнка" + у Лёши появилась дама. Лёша засобирался за границу. А Аня вспомнила, что у них нерешённый вопрос с имуществом.

Делай два: я юрист и я спокоен

Аня уверена: офис никуда не денется, потому что хоть и записан на Лёшу, но - общее имущество же. Её 1/2 надёжно защищена, потому что офис не продать без её, Ани, согласия.

Анна уверена: любой сотрудник в МФС и любой нотариус при попытке совершить сделку с общей недвижимостью сразу увидят, что она общая и спросят: а где же согласие второго собственника? Где нотариально заверенная бумажка от бывшей жены?

Любопытно стало. Почему и кто будет спрашивать согласие БЫВШЕЙ жены?

Анна снисходительно посмотрела на меня и сказала: "А как же иначе? Офис же куплен в браке!"

Но вот непонятно, как это будут угадывать нотариусы? Как они определят, что офис - совместная собственность, если в ЕГРН собственник - Лёша, а страницы с "Семейным положением" в его паспорте девственно чисты?

Да и суды часто встают на сторону вот таких вот Лёш. Об этом целая статья у меня есть:

Итак:

  • офис зареган на Лёшу как на единственного собственника.
  • после развода у него украли паспорт, и в свежем экземпляре нет штампиков о неудачном походе в брак.
  • Лёша не женат на Ане в момент потенциальной продажи офиса.

Если он сам добровольно не расколется и не расскажет о реальном и призрачном собственниках недвижимости, то нет никаких препятствий к продаже. И нет никаких оснований для вопросов к БЖ.

И ещё: эта БЖ даже не узнает о продаже офиса, пока не возжелает его поделить и не запросит информацию в ЕГРН.

Анна уверенно сказала: какие глупости! Они обязаны проверить, не было ли имущество куплено в браке! А как только начнут проверять - так всё и выяснится. Ничего он не продаст без неё!

Но на всякий случай ускорилась с разделом этой злополучной совместной собственности.

Делай три: продаётся офис...

Лёша хотел делить по-честному: раз имущество куплено за 3 млн., то так и быть - он отдаст Ане её полтора "лимона" и разойдёмся с миром. Ну и что, что прошло почти 10 лет с тех пор, и офис весьма подорожал! Брали за 3 - делим 3, чтобы не нарушать отчётность.

Аня возмутилась и тоже хотела делить по-честному: провести рыночную оценку путём запроса предложений на Авито или, если уж бывший муж ей не доверяет - заказать официальную независимую оценку у лицензированного оценщика. Потому что цена похожих офисов в их районе и даже в том же здании давно перевалила за 10 млн. и даже худшие варианты продаются дорого и быстро.

Лёша гордо отказался и ссылался на документы с ценой покупки.

Аня привлекла к беседе своего папу: вспыльчивого и при погонах. И маму, которая убеждала аргументами типа "ну мы не ожидали от тебя".

Лёша заявил, что в таком тоне с ним общаться нельзя, и повелел "убрать эту психическую, а то жениться делиться перестану". И пригрозил, что вообще может делать с этим офисом что хочет - по документам имущество только его, выкусите! И скажите спасибо хотя бы за полтора миллиона, которые он как честный человек готов Ане выдать. Всё-таки она мать его ребёнка.

Опасаясь бывшего тестя, Лёша благоразумно убрался из города к маме. Офис закрыт на два замка и сигнализацию. А на Авито появилось объявление.
Аня галопировала в Росреестр доказывать владение половиной спорного имущества. Чтобы, значит, её имя тоже появилось в ЕГРН, и нельзя было просто так взять и продать кабинетик без ведома БЖ.
А ещё потому, что кроме офиса у её бывшего Лёши и нет ничего. В случае продажи взыскивать "свою долю" придётся долго и безнадёжно. Особенно с ответчика за границей.

Сейчас собираются судиться, потому что Аня никак не хочет соглашаться на царские полтора миллиона и жаждет хотя бы пять. Хорошо, хоть сэкономит на услугах юриста...

Вот такие вот проблемы у богатых и уверенных в себе. А я ещё раз призываю: делайте всё вовремя. И не судитесь. Всем добра!