👍Ставьте отметки! Мы поймем, что тема актуальна для вас 😉
✅Подписчики журнала «Справочник эколога» и «ЭкоСпоры» могут получить ответы на вопросы бесплатно.
СИТУАЦИЯ
КЭР получено в мае 2025 года.
ВОПРОСЫ
1. Нужно ли корректировать программу ПЭК, проект НДВ, расчет технологических нормативов по выбросам в связи с вступлением в силу 01.09.2025 Постановления № 692[1]?
2. Если нужно корректировать, то потребуется ли подавать заявку на пересмотр КЭР?
3. Какие документы еще необходимо откорректировать?
ОТВЕТ
В указанных случаях не требуется пересмотр КЭР, НДВ и технологических нормативов. Если планируется деятельность по обращению с искусственными грунтами, то нужно скорректировать программу ПЭК.
Обоснованием ответа может служить ссылка на действующее законодательство.
Извлечение
из Закона № 7-ФЗ[2]
13. КЭР выдается сроком на 7 лет и продлевается на тот же срок при совокупности условий:
соблюдения установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
отсутствия задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
своевременного представления отчетности о выполнении программы производственного экологического контроля, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду;
выполнения программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).
КЭР подлежит пересмотру частично или полностью в случаях[3]:
изменения технологических процессов основных производств;
замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
при внесении изменений в программу повышения экологической эффективности.
При этом, если установленные объемы или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления увеличились не более чем на 70 % по каждому из показателей, разрешение пересматривается частично, а если на 70 % и более — полностью[4].
В случаях замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения), а также в случаях изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в КЭР вносятся изменения одновременно с актуализацией учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду[5].
Исходя из этого, появление новых требований для разработки документов не является основанием для внесения изменений в КЭР.
Однако следует учитывать, что вышеперчисленные обстоятельства будут отсутствовать.
Пересмотр технологических нормативов производится при истечении срока действия или при пересмотре КЭР в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов, сбросов в соответствии с п. 20 Правил № 156[6].
Исходя из этого, опубликование Приказа № 156 не является основанием для разработки новых технологических нормативов.
НДВ подлежат изменению в следующих случаях, приведенных в извлечении ниже.
Извлечение
из Положения № 2055[7]
11. […]
а) изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
б) 2 и более превышения более чем на 25 % показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора), или изменения более чем на 10 % показателей суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ.
Таким образом, опубликование новой методики выбросов не является основанием для корректировки НДВ.
С сентября 2025 года начнет действовать Приказ № 262[8], согласно которому программа ПЭК дополняется разделом «Сведения о произведенных из органической части твердых коммунальных отходов искусственных грунтах (в случае осуществления деятельности по производству искусственных грунтов)».
Следовательно, если планируется деятельность по обращению с искусственными грунтами, то программу ПЭК необходимо дополнить указанным разделом.
[1] Постановление Правительства РФ от 21.05.2025 № 692 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024, действ. с 01.03.2025).
[3] См. п. 14 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.
[4] См. п. 26 Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 (в ред. от 29.10.2024).
[5] См. п. 17 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.
[6] Правила разработки технологических нормативов, утвержденные Приказом Минприроды России от 31.03.2025 № 156.
[7] Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 (в ред. от 20.10.2023).
[8] Приказ Минприроды России от 12.05.2025 № 262 «О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. № 109, и в форму отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 марта 2024 г. № 173».