Найти в Дзене
Большой Чёрный Кот

Попрыгунья - Антон Чехов - краткое содержание

Рассказ Антона Павловича Чехова "Попрыгунья" впервые был опубликован в 1892 году в журнале "Север". Современники называли его жемчужиной среди новелл, а сам писатель в переписке с редактором ещё до выхода произведения упоминал, что работает над маленьким чувствительным романом для семейного чтения. Титулярный советник и талантливый врач Осип Иванович Дымов почти всегда на службе. Он вынужден трудиться на двух работах, чтобы удовлетворить праздные потребности любимой жены Ольги Ивановны. Она младше Дымова почти на десять лет, ей 22 года, к мужу относится хорошо, но хочет жить совсем другой жизнью. Друзьям она говорит о Дымове: "в нём есть что-то сильное, могучее, медвежье" и отмечает, "сколько самопожертвования, искреннего участия" в её муже. При этом не интересуется работой Дымова, главное для неё - деньги, на которые она может устраивать бесконечные богемные рауты в своём доме или на даче на Волге. Ольга Ивановна любит быть в кругу художников, музыкантов и других людей искусства. Сама
Оглавление
Попрыгунья - Антон Чехов - краткое содержание
Попрыгунья - Антон Чехов - краткое содержание

Рассказ Антона Павловича Чехова "Попрыгунья" впервые был опубликован в 1892 году в журнале "Север". Современники называли его жемчужиной среди новелл, а сам писатель в переписке с редактором ещё до выхода произведения упоминал, что работает над маленьким чувствительным романом для семейного чтения.

Краткое содержание

Титулярный советник и талантливый врач Осип Иванович Дымов почти всегда на службе. Он вынужден трудиться на двух работах, чтобы удовлетворить праздные потребности любимой жены Ольги Ивановны. Она младше Дымова почти на десять лет, ей 22 года, к мужу относится хорошо, но хочет жить совсем другой жизнью. Друзьям она говорит о Дымове: "в нём есть что-то сильное, могучее, медвежье" и отмечает, "сколько самопожертвования, искреннего участия" в её муже. При этом не интересуется работой Дымова, главное для неё - деньги, на которые она может устраивать бесконечные богемные рауты в своём доме или на даче на Волге.

Ольга Ивановна любит быть в кругу художников, музыкантов и других людей искусства. Сама она немного поёт, лепит, рисует. Дымов старается поддержать жену во всём и не просто даёт деньги на бесконечные светские приёмы, но и сам готовит для них закуски и ездит за нарядами жены, когда та не хочет покидать дачу.

Ольга Ивановна же восхищается своим ровесником Рябовским, талантливым художником, который за одну картинку может выручить до 500 рублей (годовое жалованье Дымова). Со временем Ольга Ивановна становится любовницей Рябовского, но у того нет к ней сильных чувств, он ничего не готов делать для молодой женщины, часто скучает в её присутствии. Их роман то затихает, то снова возобновляется, у художника есть и другие девушки. Дымов же работает ещё больше и однажды сообщает жене, что защитил диссертацию и вскоре может получить приват-доцентуру по общей патологии. Увлечённой искусством женщине эти слова ни о чём не говорят, она не способна ни порадоваться за мужа, ни гордиться его достижениями.

Огорчённый Дымов ещё больше уходит в работу и в результате заражается дифтеритом, когда выполняет манипуляцию, которая даже не входит в его обязанности. За Дымовым ухаживает друг и коллега Коростелёв, но шансов на выздоровление нет.

Ольга Ивановна поздно осознаёт, что всё это время была женой по-настоящему талантливого мужчины, который искренне её любил и был занят важным делом. Дымов умирает, и Коростелёв обвиняет в этом Ольгу Ивановну, ведь ради неё муж работал в две смены и даже дома не имел возможности отдохнуть.

Заключение

"Попрыгунья" - это рассказ о трагическом несоответствии духовных миров. Чехов показывает, как поверхностность и эгоизм могут разрушить настоящие чувства. Врач Дымов - воплощение внутренней силы, скромного достоинства и самоотверженности. Его смерть - не просто бытовая драма, а символ гибели истинных ценностей, которые не могут ужиться с мещанской легкомысленностью.

Ольга Ивановна в финале будто просыпается - но слишком поздно. И в этом, пожалуй, заключается главная боль рассказа: прозрение приходит, когда уже нечего спасать.