Добрый день, уважаемые читатели!
Произведения искусства, кажется, пытались запретить во все времена и эпохи. Не обошло это стороной и русское искусство. Вы удивитесь, но оградить публику пытались от полотен, ставших в наши дни хрестоматийными.
1. Илья Репин и запрещённый «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Известная картина Ильи Репина вызвала широкий общественный резонанс сразу после своего появления на художественной выставке передвижников, после чего была быстро приобретена известным русским коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым. Впрочем, бурная реакция общественности не прошла без последствий: обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев направил письмо императору Александру III, в котором категорически осудил произведение искусства. Он назвал полотно грубо реалистичным, уничижительным и несоответствующим высоким моральным нормам русской культуры. Художник изображал сцену убийства царевича Иоанном Васильевичем IV, известного как Иван Грозный, демонстрируя сцену насилия и кровопролития с излишне натуралистическими деталями.
Однако ситуация осложнялась и обратным мнением знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого, который заявил, что полотно художника отражает истинную трагедию русского народа и символизирует жестокость власти. Толстой подчеркнул, что именно эта работа способна пробудить сильные чувства и вызвать глубокую рефлексию зрителя относительно пороков абсолютистской монархии и последствий внутрисемейных конфликтов. Дискуссия между критиками привела к жестким столкновениям мнений и взаимным обвинениям сторон. Императором Александром III было принято решение запретить публичную демонстрацию полотна на территории Российской империи сроком на три месяца. Решение императора стало важным событием в культурной жизни России, поскольку впервые в истории государства художественный объект был официально запрещен к демонстрации широкой аудитории.
2. Николай Ге и «Что есть истина?»
Картина Николая Ге «Христос перед Пилатом» - это наглядный пример конфликта между религиозной ортодоксальностью и свободой творческого выражения. Казалось бы, обычный евангельский сюжет - Христос предстает перед судом Понтия Пилата - не должен вызывать особого недовольства. Но официальная позиция русской православной церкви и государственных чиновников оказалась резко отрицательной. Синод посчитал изображение Христа чрезмерно болезненным и усталым, считая, что такая подача оскорбляет чувства верующих и искажает священный образ Спасителя. Константин Победоносцев, государственный деятель, писал, что публика возмущена тем, что правительство разрешило демонстрировать подобную картину, расцениваемую как кощунственную и провокационную.
Павел Михайлович Третьяков, основатель Третьяковской галереи, выразил сомнения в приобретении картины, боясь привлечения нежелательного внимания и вмешательства цензуры. Однако Лев Николаевич Толстой, защищавший свободу творчества, направил Третьякову письмо, убеждая его приобрести полотно. Толстой настаивал, что коллекция без такой важной работы теряет смысл, сравнивая ситуацию с поиском жемчужины среди мусора. Император Александр III поддержал мнение духовенства, заявив, что картина «отвратительна» и приказав убрать её с выставки, запретив её публичное демонстрацию и перемещение по России. Иллюстрация картины была удалена из каталогов, а Николаю Ге перестали предлагать участие в дальнейших выставках.
Только спустя годы, после смерти художника, благодаря усилиям Льва Толстого, картина снова появилась на публике, став символом борьбы свободы творчества против церковной и государственной цензуры.
3. Николай Орлов и почти запрещённая картина «Освящение монополии» («Молебен в казенке»)
Картина Николая Васильевича Орлова «Освящение монополии» (первоначальное название — «Молебен в казенке») стала одной из самых узнаваемых работ художника. Написанная в 1894 году, она отражала быт и обычаи русского народа конца XIX - начала XX веков, где традиция освящения нового дела священником считалась обыденной практикой.
Впервые картина была представлена широкой публике на выставке в 1904 году. Показ вызвал бурную реакцию: некоторые зрители сочли изображение священника в винной лавке неуместным и кощунственным, но большинству зрителей картина понравилась. Известный писатель Максим Горький высоко оценил работу и намеревался приобрести её для Нижнего Новгорода. Николай Орлов писал ему о большом успехе картины: она вызывала живой интерес и обсуждение среди посетителей выставки, настолько что пришлось поменять её местоположение, обеспечив лучшее освещение и пространство.
Интересный факт: литературный критик и философ Лев Толстой лично видел и одобрил картину, отметив талант художника и искреннюю передачу народной души. Реплика этой картины долгое время находилась в кабинете писателя, подчеркивая значимость произведения для творческой среды. Сегодня картина входит в золотой фонд русской реалистической живописи и остаётся ярким примером сатирического взгляда на общественные процессы рубежа XIX-XX веков.
4. Василий Перов и скандальная картина «Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 год»
Картина Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасху» (1861) вызвала особое негодование у представителей официальной церкви и высших правительственных чинов Российской империи. Причиной беспокойства стала предельно правдивая передача художником повседневной жизни крестьянской общины, в частности, сцены празднования Пасхи.
Священнослужители воспротивились присутствию пьяных персонажей на полотне, заявляя, что подобный взгляд унижает достоинство Православной церкви и её представителей. Молодой художник-передвижник обвинялся в умышленном искажении действительности и попытке опорочить институт православия. Генерал Алексей Иванович Ахматов, занимавший должность обер-прокурора Святейшего Синода, инициировал снятие картины с публичной демонстрации и постановил, что впредь она не должна появляться на официальных мероприятиях.
Тем временем русский меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков приобрел картину для своей личной коллекции, признавая художественную и социальную значимость произведения. Благодаря вмешательству просвещённого частного лица, эта важная работа продолжает жить в памяти поколений и служит источником изучения русской культуры и традиций XIX века.
5. Акварель Владимира Маковского «Ходынка»
Картина Владимира Маковского «Ходынка» посвящена одному из самых трагичных эпизодов российской истории - катастрофе на Ходынском поле 30 мая 1896 года, произошедшей во время народных празднеств по случаю коронации императора Николая II. Художник, обладая уникальной способностью фиксировать повседневные события с документальной точностью, сумел передать атмосферу происходящего: толпы людей собираются на празднование, теснота становится невыносимой, возникает паника, начинаются несчастные случаи. Акварельный рисунок отражает критический момент, предшествующий массовой гибели почти тысячи человек.
Хотя первоначально работа Маковского была допущена к показу в Москве, вскоре любые упоминания о ней стали исчезать из каталогов и публикаций. Авторитетные деятели объясняли, что данное произведение «слишком рано, слишком больно напоминает народу о происшедшей трагедии», подобно соли, нанесённой на открытую рану.
Пишите в комментариях, обоснованными ли были запреты упомянутых картин?
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: