Несколько раз я слышал мнение, что магия Тьмы предназначена для поздних этапов игры, имея в виду нахождение на её самых высоких уровнях заклинаний, признаваемых в ней самыми сильными. Но есть ли заклинания, способные помочь на пробивках уже на ранних стадиях игры? Тем более, что эта школа большинством признаётся как годной и для воинов, и для магов… Попробуем выяснить!
Ранние заклинания для ранних этапов
Казалось бы, если славят высокоуровневую Тьму, то низкоуровневая Тьма котируется довольно низко. Может быть, потому что для бойцов тут пользы больше, чем для магов, на ранних уровнях находятся самые разные проклятия, сила которых зависит от уровня навыка по школе Тьмы, а сила магии тут влияет на их длительность, за исключением 2-го уровня, где у 1 из заклинаний сила магии влияет именно на силу заклинания, а уровень навыка — на его длительность, а у другого, напротив, важен только уровень навыка и больше ничего из-за перманентности эффекта.
Конечно, "Ослабление" и "Немощность" не всегда могут решить исход боя в вашу пользу, потому что "вилка урона" есть не у всех, а атака не может уйти в минус, её минимальное значение — 0. Скажем, в боях против ангелов или магов "Ослабление" ничего не решает банально ввиду того, что у них нет вилки урона. А вот "Замедление" и "Скорбь" даже без навыка по школе Тьмы могут оказать добрую службу, потому что процент "Замедления" без навыка составляет 25%, и ещё по 5% получаете за каждый уровень навыка (максимум 40%), а "Скорбь", без навыка понижая боевой дух и удачу на -1, как минимум решает проблему боевого духа у нейтралов — они хотя бы бонусы от бонусного боевого духа получать не будут, а уж с навыками так и вовсе он уйдёт в минус…
Впрочем, многие "Скорбь" оценивают довольно низко. Часто опускается аспект решения проблемы плюсового боевого духа у нейтралов (обычно они представляют 1 фракцию, поэтому боевой дух у них, как правило, +1, если это не нежить или механизмы не под "Преданностью машин", естественно, у них боевой дух всегда равен 0), обычно говорят о шансе на "минус мораль", который слишком низкий иногда бывает, а также о цене заклинания (5 маны, на 1-ом уровне столько же стоят "Каменные шипы" и "Волшебный кулак", дороже только "Огненная ловушка" — 8 маны) и о том, что у заклинания отсутствует массовый либо площадной вариант, расходующий лишь половину накопленной инициативы. Это связано с тем, что само заклинание появилось лишь в "Повелителях Орды", а массовые варианты есть лишь у тех заклинаний, что в игре присутствовали с версии 1.0. Разве что волшебники могут решить эту проблему хоть как-то через "Знак волшебника", но только 1 раз, если речь о проклятиях вроде той же "Скорби", и то будет израсходовано 10 маны, а не 5.
Ещё и "Рассеянность" может помочь, правда, чем выше навык, тем эффективнее. Её суть — отключение стрельбы и контратак. И на искусной Тьме ни той, ни других не будет вообще. Но даже до искусной Тьмы процент оных можно снизить, и довольно существенно!
"Чума" наносит урон при наступлении хода проклятого вражеского воина! И её урон зависит именно от силы магии (32+8*силу магии). Уровень навыка влияет на длительность работы заклинания (2 хода без навыка плюс 1 ход за уровень). Так что это заклинание очень полезно именно магам с Летосом во главе (этот способен так и вовсе отравить ещё на старте боя, вероятность такого исхода равна 10%+2% за уровень Летоса, ману, к слову, конкретно этот фокус не сожрёт)! Причём против высокоинициативных воинов это может сработать и без навыка по школе Тьмы, так как ход, особенно при высоком боевом духе, будет столь часто наступать, что "Чума" будет работать постоянно и нанесёт немалый ущерб! При минусовом боевом духе заклинание, к слову, тоже работает, равно как и яд. И это тоже плохо для супостата, так как сработают все минусовые факторы, но вот "Регенерация", например, не сработает!… Жаль лишь, что нежить, элементалей и механизмы нельзя травить — у них ведь нет организмов-то для этого.
А вот "Разрушающий луч" полезен скорее бойцам, потому что от силы магии на зависит совсем — висит перманентно. Его мощь зависит исключительно от уровня навыка: без него защиту срежет на -3, и ещё -1 за каждый уровень (то есть искусной Тьме защита будет падать на -6). И эффект заклинания складывается! Можно его накладывать вновь и вновь, пока защита жертвы не упадёт до 0. И его развеивает только "Антимагия", "Снятие чар" здесь не поможет. Правда, гномов так победить не получится, потому что до 3 бойцов у них будут иммунны ко всем эффектам, понижающим защиту (защитники гор и все их улучшения на 1-ом уровне, гарпунеры — альтернативное улучшение копьеметателей — на 2-ом, хозяева медведей — 1-ое улучшение наездников на медведей — на 3-ем, причём у последних защита вообще равна 14). Да, у Фаиза "Разрушающий луч" ещё и наносит небольшой урон стихией Воздуха, зависящий от уровня героя, но он довольно-таки скромный.
К слову, "Чума" и "Разрушающий луч" из-за своей мощи имеют от умения "Повелитель боли" не полноценные общие варианты, накладываемые сразу на всех, а лишь площадные, работающие по площади 4х4, но всё равно при своём применении они расходуют лишь половину накопленной инициативы героя. Если усилить Фаиза, то за счёт такого темпа он мог бы наносить просто безумный урон!…
Визитная карточка школы Тьмы для поздней игры
А вот что является визитной карточкой школы Тьмы, так это разного рода контроль, актуальный именно в поздней стадии игры! А также "Вампиризм", признаваемый, возможно, самым сильным благословением игры, но о нём чуть позже.
Астрономические оценки получают "Берсерк" и "Подчинение". Это связано с тем, что они способны организовать убийство вражеской армии силами её самой! Если у вас большая сила магии, то у "Берсерка" будет ещё одно применение: наложить его на своего (есть такая возможность) с тем, чтобы он порезал супостата с удвоенной силой. И он, к слову, не снимается "Снятием чар", только "Антимагией", паладинами и ещё одним способом, о котором дальше. Уровень навыка и сила магии здесь влияют именно на бонусный наносимый урон, за одним небольшим исключением: на сильной и искусной Тьме усиление урона будет одинаковым (сила магии*3%), но на искусной Тьме под "Берсерком" будет сделано на 1 действие, а 2.
Другое мощное заклинание, "Подчинение", позволяет взять ровно 1 отряд врага под свой контроль с тем, чтобы уже самому выбирать, как навредить врагам и(ли) помочь себе, в зависимости от ваших предпочтений. Но оно сильно зависит от силы магии, потому что висит оно четверть от силы магии максимум на сильной и искусной Тьме (последняя позволяет разве что взять под свой контроль войска 7-го уровня). И вот ещё что: "Подчинение" режет своей жертве показатель инициативы, итоговый показатель, который останется, будет равен инициативе жертвы*0,03*силу магии, но даже на бешеной силе магии увеличить инициативу так не получится, выше, чем она была изначально, она не станет. Впрочем, заклинание убирает контратаки, но тогда это разве что сочетание "Рассеянности" и "Ослепления", не убирающегося при атаке.
Кстати, "Берсерка" и "Подчинение", а также "Рассеянность" можно накладывать на тех, кто по идее иммунен к разумовым эффектам, но для этого надо найти плащ Сандро, дающий возможность это сделать.
Да, про само "Ослепление". Длится оно столько же, сколько "Подчинение", однако у него есть несколько изъянов, из-за которых в большом генеральном сражении двух героев это заклинание работает очень плохо. Мало того, что оно легко снимается "Снятием чар", так оно ещё и спадает, если по ослеплённому воину прошёл урон, и его можно организовать не только площадной ударной магией с "Каменными шипами" во главе, но даже орочьими приказами вожака или "Словом вождя"! Из-за этого им получится лишь сбить ход поскорее. Такой аналог "Призыва осиного роя" или "Повелителя бурь", но втридорога дороже. Самое странное, что оно часто мне падает в людской гильдии магов на 4-ом уровне…
И, наконец, одно из самых сильных благословений, если не самое сильное, — "Вампиризм". Оно полезно против живых, так как позволяет исцеляться за счёт нанесения по ним урона, так и против ряда проклятий, потому что на время действия оно делает воина, на которого наложено заклинание, нежитью со всеми вытекающими из этого последствиями в виде 0 боевого духа, не больше и не меньше, а также иммунитета к ряду заклинаний и эффектов вроде отрав или разумовых эффектов, к тому же бонусом снимает эти эффекты.
Ещё, правда, есть "Нечестивое слово", но ударное заклинание это довольно слабое и полезное в первую очередь повелителю демонов и некроманту со своими родными войсками, так как не бьёт по своим. Естественно, все факторы, снижающие урон от ударной магии ("Отражение", "Истощение магии", наличие на героев хотя бы 2 предметов из набора "Доспехи гномьих королей", магическое сопротивление), против него работают.
Что ещё вы знаете о школе Тьмы и способах её применения?