Найти в Дзене

Демографический кризис постиндустриального общества

Сразу – это и про нас. При всей своей политической архаичности, российский авторитарный режим покоится на весьма современном экономическом фундаменте. Российская экономика является типичной рыночной капиталистической экономикой, причем экономикой постиндустриальной. Может быть даже еще в большей степени постиндустриальной чем экономики других развитых стран.

Да, клан Цезаря оседлал все существенные финансовые потоки, люди его «клуба» возглавляют все более-менее значимые корпорации. Да, коррупционная вертикаль власти высасывает до 30% бюджетных инвестиций. Да, пресловутая «сырьевая игла».

Но вот она-то и добавляет «постиндустриальности» нашей экономике.

Кратко, чем характеризуется постиндустриальное общество. В первую очередь утратой промышленностью, основанной на массовом производстве, своей центральной роли. Это не значит, что таковое производство исчезает. Сегодня промышленных товаров и продуктов земледелия производится как никогда много (на то оно и общество потребления). Просто основная занятость и основные финансовые потоки переносятся в непроизводительную сферу. В сферу услуг. В самом широком смысле этого понятия.

Сегодня в развитых странах три четверти населения занято в сфере обслуживания.

Вот как переход от индустриального к постиндустриальному обществу описывает профессор Гарвардского университета, социолог и публицист Даниэл Белл:

«В индустриальном обществе услуги — это вспомогательная по отношению к производству деятельность: коммунальные службы, транспорт (включая гаражи и ремонтные мастерские), сфера финансов и управление недвижимостью.
В постиндустриальном обществе получают широкое распространение новые виды услуг. Это гуманитарные — образование, здравоохранение, социальные службы, и профессиональные услуги — анализ и планирование, дизайн, программирование и т.д. В представлениях классической экономики (включая марксизм), услуги считались непроизводительной деятельностью, поскольку богатство ассоциировалось с товарами, а адвокаты, священнослужители, парикмахеры или официанты не приумножали национальное богатство. Но, разумеется, образование и здравоохранение повышают способности людей и способствуют укреплению здоровья населения, а профессиональные услуги (например, линейное программирование в организации производства или новые типы планирования труда и социальных взаимодействий) значительно повышают производительность предприятия и общества в целом»

По факту в США, лишь десять процентов рабочей силы занято непосредственно на производстве, тогда как более 125 миллионов человек принадлежат к сфере услуг и управления.

К чему это приводит.

В первую очередь надо понимать, что постиндустриальный работник, это уже не пролетарий. Его труд менее затратен физически, более разнообразен, требует получения высшего образования, навыков абстрактно концептуального мышления и овладения техническими и «буквенно-цифровыми» приемами.

В новой доминирующей сфере занятости различие между возможностями мужчины и женщины практически нивелируется.

Слово Даниэлу Беллу:

«Важная перемена касается роли женщин. В 1950 году типичной для 70 процентов рабочей силы была следующая картина: работающий муж, дома жена и двое детей. Сегодня это справедливо лишь в отношении 15 процентов семей.
Большинство даже замужних женщин работают вне дома. Дело в том, что труд на производстве всегда считался мужским (включая управление компаниями). Рабочие места в постиндустриальном обществе стали доступны для женщин с точки зрения как профессиональной подготовки, так и их физических возможностей»

Сегодня женщина постиндустриального общества финансово столь же независима, как мужчина. Ей нет острой необходимости искать экономической стабильности в формате семьи. Из предмета необходимости, семья (и дети) становится чем-то необязательным, излишеством, предметом роскоши.

Да и тесно в узких рамках домашнего хозяйства усложнившемуся активному сознанию современной женщины.

Да, материнский инстинкт в большинстве случаев в итоге срабатывает, но зачастую поздно и только один раз. Матери-одиночки (что не исключает более-менее регулярного сожительства с мужчинами) с одним ребенком – современный формат семьи.

Уловили разницу с точки зрения демографии – два и в лучшем случае один ребенок? Это если молчать про однобокое «женское» воспитание.

И тут не исправит ситуацию олигархическая прослойка, довольно неплохо плодящаяся в своих особняках – слишком ничтожна она в процентном отношении. Ситуацию более-менее держат классические пролетарии и крестьяне, доставшиеся от предыдущей, индустриальной, эпохи и находящиеся в различной степени люмпенизации. Да-да, те самые, что «зачем плодить нищету?»

В современном постиндустриальном обществе расширенное демографической воспроизводство не является экономически обоснованным

Отсюда проблемы с рождаемостью во всех развитых странах. Даже в муравьином Китае.

Взывания к семейным ценностям никак не помогут. Несколько снизить остроту проблемы помогают разные программы финансовой поддержки, но не решают вопроса.

И уж совсем варварский, антинародный способ – завоз мигрантов. В случае с Россией – еще и этнически, языково и культрно абсолютно чуждых. В «товарных» количествах, миллионы голов да еще и семьями – это вообще преступление.

Между тем, решение существует. В области передовых научных исследований. Нет, не поиск эликсира бессмертия для Кащея и его окружения, чем в основном занята сегодня российская медицинская наука.

Рецепт радикален и поначалу способен вызвать культурный шок.

И тем не менее, это единственный выход. ЭКО с его поздними и больными двойняшками – лишь его пробник.

Да, речь о клонировании. Не надо про недоисследованность, про злую овечку Долли... Да прошло уже тридцать лет и все какие надо исследования уже проведены.

-2

Представьте себе программу – каждому россиянину (россиянке) с жильем и стабильной работой предлагается государством бесплатно да еще и с кучей поддерживающих программ ребенок. Его точная копия – его клон.

Помните, мечту бабки с дедом из народных сказок, что мечтали о внучке или внуке и лепили големов из всего, что попадется. От теста до снега.

А для современного индивидуалиста – это самое то. Одновременно возродить сады-пятидневки и школы интернатовского типа, чтобы дитя не слишком мешало карьере.

Что? Вмешательство в божий промысел? А миллионы «поганых» на «святой» земле – не вмешательство? А вымирание городов и сел – не вмешательство?

Понятно, что обскурантизм силен везде. Наш, православный, еще не самый жесткач.

Но тем не менее. Та страна, которая первая преодолеет зашоренность, получит исторический шанс если не на мировое лидерство, то на места в «первых рядах» Золотого миллиарда уж точно.

Примеры? Да взять ту же Россию. Скачок на второе место в мировой иерархии был вызван не столько эффективностью нового общественного строя, сколько его способностью невзирая на экономические и культурные ограничения вводить новейшие научные и технические практики. Помните Ленина - «Социализм – это советская власть плюс ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ всей страны». Именно быстрейший переход от механической и паровой индустрии к индустрии электрической стал основной причиной «великого скачка» первых пятилеток.

-3

В общем, как советовал один австрийский художник (табу на его "творчество" – еще один пример неумного ограничения) - «Перешагните через условности – и перед вами будет весь мир!»