Найти в Дзене
Рязанский кремль

«Они работали Москву»

В 1930 году при подготовке к торжественному открытию каменного Мавзолея булыжную мостовую на Красной площади заменили брусчаткой. Работы велись под руководством рязанских мастеров. Сейчас мало кто знает, что крестьяне села Деревенское Спасского района Рязанской области славились своим умением класть брусчатку и клейн-флястер (мозаика из мелких камней). «Если идёте по Москве и видите, что нога ваша ступает по брусчатке или клейн-флястеру, то знайте, что вы прикоснулись к работе мастеров из села Деревенского», – писал журналист Евгений Кригер в своей статье «Село Деревенское, строящее город» на первой полосе «Вечерней Москвы» в 1931 году. «Они работали Москву» – так ёмко и красиво Кригер резюмировал труд рязанских мастеров. Красную площадь мостили брусчаткой из габбродолерита. Камни везли из Ропручейского месторождения в Карелии (оно до сих пор функционирует). Блоки добывались колотым способом, поэтому каждая плитка имела неповторимый рисунок поверхности. Специально для Красной площади

В 1930 году при подготовке к торжественному открытию каменного Мавзолея булыжную мостовую на Красной площади заменили брусчаткой. Работы велись под руководством рязанских мастеров.

Сейчас мало кто знает, что крестьяне села Деревенское Спасского района Рязанской области славились своим умением класть брусчатку и клейн-флястер (мозаика из мелких камней).

«Если идёте по Москве и видите, что нога ваша ступает по брусчатке или клейн-флястеру, то знайте, что вы прикоснулись к работе мастеров из села Деревенского», – писал журналист Евгений Кригер в своей статье «Село Деревенское, строящее город» на первой полосе «Вечерней Москвы» в 1931 году. «Они работали Москву» – так ёмко и красиво Кригер резюмировал труд рязанских мастеров.

Красная площадь в 1931 году. Фото из открытых источников
Красная площадь в 1931 году. Фото из открытых источников

Красную площадь мостили брусчаткой из габбродолерита. Камни везли из Ропручейского месторождения в Карелии (оно до сих пор функционирует). Блоки добывались колотым способом, поэтому каждая плитка имела неповторимый рисунок поверхности. Специально для Красной площади были изготовлены плитки уникального размера: 10×20 см в длину и 20 см в толщину, что позволяет им выдерживать нагрузку до 30 тонн. Прогнозируемый срок службы — тысяча лет.

А та самая Москва, которую «работали» 100 лет назад рязанские крестьяне, не знала брусчатки, а тем более клейн-флястера, до самого 1902 года. И узнавать начала потихоньку. На всю Москву сначала работали всего 5-6 мастеров из села Деревенского, но к 1931 году их численность выросла до 150 человек – столица советского государства спешила приодеться в камень. И все 150 человек проживали в одном бараке по адресу: Ново-Пресненский переулок, дом 6.

Труд рязанских мастеров, их вклад в благоустройство столицы СССР был оценен, многие из них получили высокие правительственные награды. Среди этих героев - бригадир мостовщиков Игнат Сергеевич Панков и мастер-мостовщик Тихон Иванович Борискин. Оба – фронтовики. С войны вернулись в родное рязанское село. В 1969 году в газете «Приокская правда» вышла посвященная им статья.

"Красную площадь и территорию Московского кремля вымостили брусчатым камнем почти сорок лет назад наши рязанские умельцы - мастера из села Деревенского Спасского района. С тех пор ни на Красной площади, ни на территории Кремля не производилось ремонта каменного покрытия. Рязанские мастера замостили красавицу площадь добротно".

Статья сопровождалась фотографией: Панков и Борискин в библиотеке села Деревенского рассматривают в журнале снимки Красной площади.

Главный бригадир мостовщиков Игнат Сергеевич Панков (слева) и мастер-мостовщик Тихон Иванович Борискин. Фото из коллекции РИАМЗ
Главный бригадир мостовщиков Игнат Сергеевич Панков (слева) и мастер-мостовщик Тихон Иванович Борискин. Фото из коллекции РИАМЗ

Сейчас фотография, опубликованная более полувека назад в областной газете, хранится в коллекции нашего музея.

Рассказывает сотрудник научно-фондового отдела Дмитрий Горбач:

"Коллекция фотодокументов Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника содержит большую подборку экспонатов, полученных от фоторепортеров советских газет и журналов. В основном это негативы, но есть и отпечатки. Часто фотографии, по которым изготавливали типографское клише, имеют следы ретуши. Она делала снимок при печати более четким.

Такова фотография, сделанная фотокорреспондентом С. Пастушенко в 1969 году для статьи в газете «Приокская правда», посвященной мостовщикам Красной площади Игнату Панкову и Тихону Борискину".