Найти в Дзене
Магистерия

Странствия Стравинского: история великого композитора

Игорь Стравинский стал серьезно учиться музыке довольно поздно, в двадцать лет, и посвятил ей всю жизнь, даже в восемьдесят продолжая создавать поразительные произведения. А еще за свою жизнь он успел побывать гражданином трех государств и написать гимн для каждого из них. Как это вышло — рассказывает музыковед, автор курса «Игорь Стравинский. Композитор трех миров» Светлана Савенко. Стравинский родился в 1882 году и был подданным Российской империи. После революции, оказавшись в эмиграции, первое время он не имел никакого гражданства: концертирующий артист, он должен был постоянно передвигаться по разным странам. В 1935 году Стравинский получил французское гражданство, но началась Вторая мировая война, и композитор снова оказался невольным эмигрантом. Дело в том, что в 1939 году Стравинский поехал в Соединенные Штаты Америки читать лекции в университете Гарварда. Стравинский совершенно не собирался туда переезжать: у него был обратный билет на пароход. Но вернуться ему было уже некуда

Игорь Стравинский стал серьезно учиться музыке довольно поздно, в двадцать лет, и посвятил ей всю жизнь, даже в восемьдесят продолжая создавать поразительные произведения. А еще за свою жизнь он успел побывать гражданином трех государств и написать гимн для каждого из них. Как это вышло — рассказывает музыковед, автор курса «Игорь Стравинский. Композитор трех миров» Светлана Савенко.

Игорь Стравинский за фортепиано. 1929
Игорь Стравинский за фортепиано. 1929

Стравинский родился в 1882 году и был подданным Российской империи. После революции, оказавшись в эмиграции, первое время он не имел никакого гражданства: концертирующий артист, он должен был постоянно передвигаться по разным странам. В 1935 году Стравинский получил французское гражданство, но началась Вторая мировая война, и композитор снова оказался невольным эмигрантом.

Дело в том, что в 1939 году Стравинский поехал в Соединенные Штаты Америки читать лекции в университете Гарварда. Стравинский совершенно не собирался туда переезжать: у него был обратный билет на пароход. Но вернуться ему было уже некуда, потому что в 1940 году Франция подверглась оккупации войсками Германии и Италии.

Портрет Игоря Стравинского. 1915
Художник – Жак-Эмиль Бланш (фр. Jacques-Émile Blanche, 1861–1942). 
Музыкоград, Париж
Портрет Игоря Стравинского. 1915 Художник – Жак-Эмиль Бланш (фр. Jacques-Émile Blanche, 1861–1942). Музыкоград, Париж

Стравинский написал три государственных гимна, которые связаны с этими тремя странами. Первым гимном, названным «Гимн свободной России», оказалась русская народная песня «Эй, ухнем!», обработанная Стравинским для оркестра духовых и ударных инструментов. Эта песня повествует о тяжелой работе: ее часто ассоциируют с тяготами бурлаков, но первоначально это была работа по корчеванию леса.

Роберт Крафт, американский дирижер, близкий друг и секретарь Стравинского, очень удивлялся: как можно написать гимн на песню, которая повествует о подневольном труде? Но здесь важна мощь народной песни: она производит впечатление стихийного напора, огромной, в чем-то архаической, силы.

Вторым гимном была вариация на «Марсельезу», которую Стравинский написал в 1919 году для неизвестного заказчика. Стравинский 1920-х годов — центральная фигура музыкальной жизни Парижа, а значит, и всего мира. Его «Марсельеза» — всего одна нотная страница, которая долго лежала в архиве, никем не тревожимая, но затем она стала известной репертуарной пьесой.

И, наконец, третий гимн — «Звездно-полосатое знамя» 1941 года. С ним связана следующая история: консервативная американская публика, в частности местные дамы-патронессы, сочинение Стравинского категорически не одобрили. Они добились отмены исполнения «Звездно-полосатого знамени» в Бостоне, расценив этот концерт как «манипуляцию национальным достоянием».

Игорь Стравинский. 1958
Национальный музей американской истории, Вашингтон
Игорь Стравинский. 1958 Национальный музей американской истории, Вашингтон

После этой новаторской неудачи Стравинский прожил в США еще 30 лет — несмотря на прохладное отношение тогдашней публики к необычной музыке (интерес к авангардным явлениям пришел в Штаты ближе к 1950-м годам), он многим восхищался в этой стране, работал с музыкантами высочайшего уровня и сам продолжал быть влиятельной фигурой. Он исполнял свои произведения на рояле и был дирижером, гастролировал по США и Европе и даже побывал в СССР в 1962 году. Последний концерт он дал в 1967 году, когда ему было 85 лет.

Как научиться слушать и слышать произведения Игоря Стравинского? Как духовные поиски композитора отразились в его произведениях? Слушаем «Священную весну», «Симфонию псалмов», «Жар-птицу» и другие шедевры Стравинского вместе с профессором Московской консерватории, ведущим исследователем творчества Стравинского Светланой Савенко на курсе «Игорь Стравинский. Композитор трех миров». Кстати, там же вы найдете и гимны, о которых мы рассказываем в этом письме.