Найти в Дзене
Максим Титов

ВАЗ 21099

ВАЗ-21099 — это последняя и самая совершенная модель из легендарного первого семейства «Самара» (ВАЗ-2108, 2109, 21099). В народе ее ласково называли «Сто девятка», «Бескозырка» или «Самара-универсал». Это был важный шаг вперед перед появлением «Десятки». Общая информация ВАЗ-21099 — это переднеприводной четырехдверный седан. По сути, это был ВАЗ-2109 (трехдверный хэтчбек), к которому приварили отдельный багажник. Выпускался с 1990 по 2004 год. Ключевая особенность: «Девяносто девятая» стала первой «Самарой», получившей инжекторный двигатель и катализатор (для рынка ЕС) еще в начале 90-х. Двигатели На «Девятку-девять» ставили широкую гамму моторов, что сильно влияет на выбор сегодня: 1. Карбюраторные (самые простые):   · 1.3 л (2108) - 64 л.с. Слабоват для седана, но очень «живучий».   · 1.5 л (21083) - 70 л.с. Самый распространенный и сбалансированный вариант. 2. Инжекторные (более современные):   · 1.5 л (2111) - 76 л.с. (8 клапанов). Надежный, экономичный и лишенный проблем с карбюр

ВАЗ-21099 — это последняя и самая совершенная модель из легендарного первого семейства «Самара» (ВАЗ-2108, 2109, 21099). В народе ее ласково называли «Сто девятка», «Бескозырка» или «Самара-универсал».

Это был важный шаг вперед перед появлением «Десятки».

Общая информация

ВАЗ-21099 — это переднеприводной четырехдверный седан. По сути, это был ВАЗ-2109 (трехдверный хэтчбек), к которому приварили отдельный багажник. Выпускался с 1990 по 2004 год.

Ключевая особенность: «Девяносто девятая» стала первой «Самарой», получившей инжекторный двигатель и катализатор (для рынка ЕС) еще в начале 90-х.

Двигатели

На «Девятку-девять» ставили широкую гамму моторов, что сильно влияет на выбор сегодня:

1. Карбюраторные (самые простые):

  · 1.3 л (2108) - 64 л.с. Слабоват для седана, но очень «живучий».

  · 1.5 л (21083) - 70 л.с. Самый распространенный и сбалансированный вариант.

2. Инжекторные (более современные):

  · 1.5 л (2111) - 76 л.с. (8 клапанов). Надежный, экономичный и лишенный проблем с карбюратором. Лучший выбор для повседневной езды.

  · 1.5 л (2112) - 93 л.с. (16 клапанов). Более мощный, но капризный! Знаменитая «болезнь» — загиб клапанов при обрыве ремня ГРМ. Требует повышенного внимания.

Плюсы ВАЗ-21099

· Высокая ремонтопригодность и дешевизна запчастей. Как и все классические Жигули, «девятка» — это конструктор для самостоятельного ремонта.

· Отдельный багажник. По сравнению с хэтчбеком (2109), в багажник не проникают запахи из салона, и он более безопасен при ДТП сзади.

· Неплохая для своего времени динамика и управляемость. Передний привод и достаточно жесткая подвеска позволяют уверенно чувствовать себя на дороге.

· Простота конструкции. Минимум электроники, все можно починить молотком и пассатижами (шутка, но доля правды есть).

· Культовый статус. Для многих это была первая и долгожданная иномаркоподобная машина в 90-е.

Минусы и типичные проблемы

· Качество сборки и ужасная шумоизоляция. В салоне очень шумно, все скрипит и гремит.

· Коррозия. Кузов сильно ржавеет, особенно:

 · Пороги

 · Крылья (передние и задние)

 · Днище

 · Края дверей

· Слабая электропроводка. Проблемы с «массой», генератором, стартером и датчиками — обычное дело.

· Подвеска. Небольшой ресурс шаровых опор, сайлент-блоков и стоек. Быстро появляются стуки.

· Тормоза. Не самая эффективная тормозная система, задние тормозные цилиндры часто подтекают.

· Карбюраторные версии. Капризны в настройке, чувствительны к качеству бензина, склонны к обмерзанию зимой.

На что смотреть при покупке б/у ВАЗ-21099?

1. Кузов — главное! Загляните под коврики, в багажник, прощупайте все пороги и арки колес. Ржавчина — враг №1.

2. Двигатель.

  · Карбюраторный: Запуск «на холодную», работа на холостых. Не должно быть черного дыма.

  · Инжекторный: Двигатель должен работать ровно, без «троения». Проверьте наличие ошибок ЭБУ.

  · Если 16-клапанный (2112): Уточните, когда меняли ремень ГРМ. Лучше, если это было недавно.

3. Подвеска. Прокатитесь по кочкам. Слушайте на стуки. Особое внимание — стукам при повороте руля (ШРУСы).

4. Трансмиссия. Проверьте, чтобы все передачи включались четко, без хруста. Хруст при включении передачи — признак износа синхронизаторов.

5. Электрика. Включите все, что есть: фары, печку, дворники, обогрев стекла. Убедитесь в работоспособности.

6. Салон. Обычно сильно изношен. Проверьте работу печки — радиатор печки часто подтекает.

Сравнение с ВАЗ-2110 («Десятка»)

· ВАЗ-21099 проще, дешевле в ремонте и имеет более «ретро»-внешность.

· ВАЗ-2110 современнее внешне и по интерьеру, чуть комфортнее, но и капризнее в некоторых узлах (например, электроника).

Итог

ВАЗ-21099 — это классика «лихих 90-х» и «нулевых». Это идеальный кандидат:

· Для первой машины и обучения ремонту.

· Для неприхотливого повседневного автомобиля с мизерными затратами на запчасти.

· Для ностальгии или создания автомобиля в стиле «олдскул».

Это машина не для комфорта, а для тех, кто ценит простоту, ремонтопригодность и тот самый «советский» характер. Если вы нашли не гнилой экземпляр с хорошим мотором, он будет служить вам верой и правдой долгие годы.

Lada
208,9 тыс интересуются