Прежде чем привезти из Северной столицы новых фотоматериалов, решила закончить с июльской поездкой. Тем более что остался-то последний рассказ, вот этот.
В объективе — Северное кладбище.
Это второй по величине некрополь Санкт-Петербурга: более 380 га! Крупнее только Южное кладбище, там площадь уже превысила 400 га. И продолжаются расширения на обоих кладбищах.
Конечно, в рамках одной вылазки обойти всё Северное кладбище невозможно. Поэтому, если у вас время ограничено, рекомендую при прогулках по этому царству мёртвых поступить так же, как и я: выбрать определённое захоронение, и, пока вы его ищите, заодно и на кладбище посмотреть в целом. По ходу этого повествования дойдём до моей цели вместе, виртуально.
У Северного кладбища есть две характерные особенности:
1. Оно автомобильное. Иначе никак. На автомобилях приезжают посетители, на различной технике гоняют служащие. Регулярно тормозились около меня, видимо реагируя на фотоаппарат на шее, и спрашивали чем помочь. С одной стороны, при таких расстояниях уклон в автомобили понятен, но! Совершенно не предусмотрены пешеходные дорожки по обочине. Впрочем, кроме меня пешеходов и не было особо. Одна бабушка встретилась ближе к выходу, и всё.
2. Практически все надгробия повёрнуты к дороге оборотной стороной. То есть ты идёшь, и видишь только пустые поверхности больших и малых надгробий. Чтобы прочитать каждое, нужно лезть в траву, в бурелом. Такое себе. Поэтому в целом я снимков сделала не так чтобы много. А уж найти что-то в подобных условиях становится во много крат сложней.
Но вообще некрополь красивый, достаточно ухоженный, сокрытый тенью сосен и поросший разлапистыми, сочными папоротниками. Мой любимый кадр:
И давайте перейдём к истории, тем более что она достаточно лаконична.
1 ноября 1871 года Александр II подписал указ о выделении земель под новый некрополь, "по Старо-Парголовской дороге", недалеко от станции Парголово. Пока подготовили территорию, выстроили церковь, специально проложили новую ж/д ветку, чтобы можно было подъехать прямо к кладбищу... Открылся некрополь только в 1875 году.
Долгие годы это место носило название "Успенское кладбище в Парголово", по названию возведённой в 1874 году церкви Успения Божией Матери (архитектор П.Ю. Сюзор).
Из журнала "Всемирная иллюстрация", 1875г.:
"Вопрос о погребении покойников принимает у нас все большую и большую важность по санитарным соображениям. Радикальное разрешение его возможно только при введении системы сожигания трупов – но она не может быть принята в настоящее время, по причине низкого уровня общественного образования. Поэтому, в виду ассенизации больших городов, в особенности Петербурга, необходимо прибегнуть к другим мерам. Наиболее действительную из них является отнесение кладбищ на довольно далекое расстояние от столицы, так, чтоб отделяющиеся на них миазмы не могли вредить городскому населению. С этой целью в 1873 году открыто было Преображенское кладбище на линии Николаевской железной дороги, а в прошлом году Успенское, вблизи Парголова. Впрочем, прием покойников на него начался только со 2-го января нынешнего года".
Тут стоит заметить, что изначально власти рассчитывали, что вот теперь-то разработанная система "ассенизации" начнёт функционировать как следует, даже запланировали пускать поезда кладбищенские ежедневно. Как бы не так. К 1917 году на Успенском кладбище было похоронено 110 тысяч человек, это не составляло даже половины запланированного. И поезда пускали, по причине малой востребованности, в итоге всего раз в три дня.
Потому что для большинства горожан последний путь по-прежнему завершался в городской черте, на местных кладбищах, где лежали их отцы и деды. И сколько ни бодались власти с Синодом, требуя запретить эту практику, — Синод каждый раз выкручивался. Например, в 1900 году в Городской думе вновь обсуждали вопрос о захоронениях.
Из высказываний гласного от духовенства:
"Взгляните на обстановку храмовъ, на утварь въ церквахъ загородныхъ кладбищъ. Бѣдность здѣсь такая, какой не существуетъ и на сельскихь кладбищахъ. … катафалки и подсвѣчники это просто хламъ. Пышность, конечно, не имѣетъ значенія для умершихь, но вы пышностью выражаете любовь къ сродникамъ и лишить этого людей состоятельныхъ, это значитъ — возбудить ропотъ населенія".
В целом получился какой-то замкнутый круг. Некрополь денег не приносил, ибо захоронения производились лишь бесплатные. Поэтому далее благоустраивать его было не на что. При этом те, кто мог себе позволить заплатить денег за приличное место, предпочитали городские благоустроенные кладбища, ибо зачем им везти своих дорогих покойников в какие-то пригороды. Но вскоре случилась революция и всех покойников уравняла.
После 1917 года церковь закрыли (и вообще снесли в 1950х), ж/д ветку разобрали. В 1958 году взялись за благоустройство и осушение территории. Заодно снесли практически все дореволюционные захоронения. После чего кладбище переименовали в Северное.
Только в ХХI веке на территории появилась наконец новая небольшая каменная церковь, также названная Успенской. Собственно, вот и вся история.
На центральной кладбищенской аллее сохранилось немного дореволюционных захоронений, причём они-то повёрнуты к дороге лицевой стороной.
Стоит сделать буквально 50 шагов далее по дороге, и более дореволюционные надгробия не встречаются на территории. Но, пока мы не ушли далеко, упомяну об одном деятеле, чья могила тоже не сохранилась.
Георгий Аполлонович Гапон (1870-1906), низложенный священник, харизматичный оратор и лидер, стал причиной Первой Русской революции 1905-1907 гг. Как вы знаете, началась она с Кровавого воскресенья: 9 (22 января по новому стилю) 1905 года шествие рабочих, которые собирались преподнести Николаю II Петицию о рабочих нуждах, было расстреляно. Подробнее о событиях этого дня поговорим, когда придёт пора писать о кладбище Памяти жертв 9 января, на котором были похоронены погибшие в тот день.
Собственно, Гапон был и создателем организации "Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга", и инициатором забастовок, предваряющих Кровавое воскресенье, и организатором шествия. Вопреки ожиданиям Гапона, массовое восстание так и не началось, и потому он бежал за границу. Но осенью вернулся, и начал опять развивать бурную деятельность, что в итоге привело к его убийству 28 марта (10 апреля) на одной из дач в Озерках. За это преступление так никого и не наказали, но в целом эсеры взяли его на себя.
На могиле Георгия Гапона, по прошествии положенного времени, установили белый металлический крест, и была там надпись: "Спокойно спи. Убит, обманутый коварными друзьями. Пройдут года, тебя народ поймёт, оценит, и будет слава вечная твоя". Многие годы около захоронения собирались рабочие, но, повторяюсь, могила была "зачищена" наряду с остальными.
Если пройти чуть дальше по центральной дороге, — будет небольшой воинский участок. Здесь размещены индивидуальные захоронения, в основном с типовыми "ракушками" в качестве надгробий, но есть и более содержательные надгробия.
Пронзительно звучит эпитафия на могиле Дмитрия Константиновича Ушкова (1922-1944), награждённого посмертно званием Героя Советского Союза: "Погиб смертью храбрых, закрыв своим телом амбразуру дзота". Его жертва заставила замолчать финский пулемёт, что спасло жизни многим другим бойцам. И благодаря этому атака не захлебнулась, и наши войска захватили Мусталовские высоты, один из важных пунктов финской обороны.
Сразу за воинским участком совершенно случайно наткнулась на могилу Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970), одного из самых известных этнографов и фольклористов нашей страны. Да что говорить, я сама постоянно цитирую его книги, если речь заходит о старинных обрядах.
Над своим первым трудом, "Морфология сказки" (1928г.), Пропп работал 10 лет. После были многочисленные лекции, а потом и работа на кафедре фольклора в ЛГУ, а в 1938 году Владимир Яковлевич удостоился звания профессора.
Он был из поволжских немцев, и потому в годы Великой Отечественной войны только заступничество ректора ЛГУ позволяло вытаскивать Владимира Яковлевича после арестов, дважды.
А вот следующая работа, "Исторические корни волшебной сказки", которая вышла в 1946 году, угробила Проппу всю карьеру: посыпались обвинения в идеализме, антимарксизме и т.д. Следующие 12 лет фольклориста почти никто не публиковал, и казалось, что на этом всё и закончится. Но Пропп смог в итоге выпустить "Русский героический эпос" (1958г.) и "Русские аграрные праздники" (1963г.) Были и другие работы, но эти, пожалуй, самые значимые.
К концу жизни Владимир Яковлевич увлёкся искусством Древней Руси и собрал огромное количество фотографий и рисунков по теме. Но не успел систематизировать собранный материал.
Здесь же похоронена его вторая жена, Елизавета Яковлевна Антипова (1905-1979), и их сын Михаил Владимирович Пропп (1937-2018), который стал известным гидробиологом.
Перечислить хотя бы сотую часть имён тех, кто похоронен на Северном, совершенно нереально, поэтому обзор мой, как впрочем и всегда, лишь немного касается жизней и судеб ушедших за край.
— Здесь похоронен Павел Борисович Луспекаев (1927-1970), актёр кино и театра, самой известной ролью которого стал таможенник Павел Верещагин в "Белом солнце пустыни".
— Здесь похоронен и Василий Петрович Верещагин (1835-1909), живописец, мастер исторической картины. Нет, не тот Верещагин, который написал "Апофеоз войны", тот погиб так же героически, как и жил, когда его корабль подорвался на японской мине неподалёку от Порт-Артура. А Василий Петрович создавал религиозные полотна для Киево-Печерской лавры и храма Христа Спасителя, издал дивный альбом "История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом", преподавал в Академии художеств.
— Андрей Иванович Кизима (1918-1994), Герой Советского Союза, лётчик-штурмовик, на счету которого был 131 боевой вылет.
— Режиссёр-документалист Игорь Абрамович Шадхан (1940-2014), создатель эпопеи "Снег — судьба моя" о заключённых ГУЛАГа, ведущий телепрограммы "Контрольная для взрослых".
— Лётчик-ас Андрей Петрович Чернобай (1917-1988), Герой Советского Союза, истребитель, который за более чем 100 боевых вылетов провёл более 40 боёв.
— Леонтий Иосифович Раковский (1895-1979), писатель, создатель романов на исторические темы, таких как "Адмирал Ушаков", "Блудный бес". И "Новые похождения бравого солдата Швейка" тоже написал он.
— Ирина Михайловна Дунаевская (1919-2014), кандидат исторических наук, дешифровщица хаттского языка (одного из древних азиатских народов).
— Олег Алексеевич Зуев (1937-1997), художник и график, создатель иллюстраций к огромному количеству книг, от Г. Уэллса до Е. Евтушенко.
— Игорь Фёдорович Масленников (1931-2022), кинорежиссёр, который создал любимую многими (я не исключение) серию фильмов о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне. Он приложил свои таланты и к таким фильмам, как "Ярославна, королева Франции", "Под каменным небом", "Пиковая дама", "Зимняя вишня" и другим.
— Генетик Валентин Сергеевич Кирпичников (1908-1991), специалист по генетике и селекции рыб. Благодаря его методике появилась возможность создавать новые породы рыб. Например, "ропшинского карпа", чья холодоустойчивость позволила продвинуть на север занятия рыбоводством. Кроме того, он много лет преподавал, подготовив десятки профессионалов.
— Физик Юрий Николаевич Денисюк (1927-2006) в 1950х так вдохновился произведением Ефремова "Звёздные корабли", что изобрёл метод трёхмерной голографии. Похожим путём пошёл венгерский физик Денеш Габор, но всё-таки используя другие методы. В 1971 году оба были номинированы на Нобелевскую премию, выиграл венгр. А Денисюк просто продолжал свою работу, суммарно он написал 240 научных работ и запатентовал 35 изобретений. Его фамилией даже назвали один из астероидов.
— Виктор Иванович Горшелев (1913-1977), казалось бы — обычный работяга на заводе "Судомех", но за годы своей работы он предложил более 200 усовершенствований и нововведений. Ему даже целых 5 раз вручали награду "Лучший изобретатель Ленинграда".
Закончим этот небольшой обзор из разных сфер деятельности человеческой. Немного снимков с некрополя ещё:
Осталось дойти до цели, о которой я написала в самом начале.
Во время посещения Северного кладбища мне захотелось найти захоронение гениального советского артиста Сергея Николаевича Филиппова (1912-1990).
У Филиппова (как и у Раневской) была удивительная особенность запомниться зрителю, появившись на киноэкране в небольшом эпизоде. Кто не знает фраз "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно!", "Масик хочет водочки", "Я-я, Кемска волость!"
А порой и фильмы не смотрели, а фразы знают))
Но его гениальность в эпизодах стала и его проклятием. Он не мог выйти с образа, ему не давали других ролей. "Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме "Когда деревья были большими" досталась Юрию Никулину".
Сложную жизнь прожил Сергей Николаевич. Он победил рак головного мозга, — в "Двенадцати стульях" Филиппов играл с сильнейшими головными болями. Прожил после ещё 20 лет, и скончался от рака лёгких.
Его вторая жена, детская писательница и фольклористка Антонина Георгиевна Голубева, скончалась годом раньше, и эта могила Филиппова на задворках Северного кладбища — рядом с ней. Интересно, что "Ленфильм" не дал ни копейки на похороны, и Александр Демьяненко собирал деньги у других артистов, которые сами к тому времени были на пенсии и не особо шиковали. Похоронили просто. Уже после Петербургская гильдия киноактёров установила на могиле бюст.
При этом сыну Юрию никто не сообщил смерти отца: родственники со стороны жены, её дочь от одного из предыдущих браков, были слишком заняты разворовыванием квартиры, вывозя антикварную мебель и библиотеку. Юрий Сергеевич Филиппов (1938-2020) узнал о происходящем слишком поздно: и о смерти, и о сборах, — и не успел прилететь на похороны. Вся эта ситуация привела к легендам, что Сергей Николаевич умер в нищете, но нет, его обокрали уже после смерти.
Юрий Сергеевич, единственный сын актёра от первого брака, с балериной Алевтиной Ивановной Горинович, был талантливым художником и дизайнером. В 1979 году он эмигрировал в США, основал там дизайнерское бюро. В конце 1990х вернулся в Санкт-Петербург, написал книгу об отце и сам же её проиллюстрировал, писал рассказы (название сборника рассказов "Приключения графа Филигрини, или Прогулка вдоль жизни" объясняет надпись на надгробии). После смерти Юрия Филиппова похоронили рядом с отцом.
Такая вот история.
На этом позвольте на сегодня откланяться, и спасибо за внимание.