Небольшая, но стоящая покемонь-я приключение
Год выпуска: 2025
Разработчик: Game Freak, Creatures Inc.
Издатели: Nintendo, The Pokémon Company
Платформы: Nintendo Switch 2 (eShop)
Возрастной рейтинг: Everyone 12+
Дата релиза: 16 октября 2025 года
Когда на горизонте маячит десятое поколение Pokémon, невольно задаёшься вопросом: куда вообще движется эта серия?
После жизни, проведённой за играми про покемонов, сложно не хотеть «чего-то большего». Да, большинство из нас уже вышли за рамки целевой аудитории, но это не мешает надеяться, что франшиза однажды выстрелит чем-то по-настоящему невероятным.
Я целое поколение консолей ждала огромную, по-настоящему открытую Pokémon в духе Breath of the Wild. Этого так и не случилось.
Я думала, может, Pokémon Legends: Arceus станет тем самым прыжком. Нет.
Pokémon Legends: Z-A тоже не та самая «огромная открытая» игра про приручение монстров, о которой вы мечтали. Но то, что здесь есть, — на самом деле довольно хорошо.
Это не переворачивает серию. Это не Gen 10. Но это всё ещё достойное приключение про покемонов, которое закрывает все привычные чекбоксы — даже если сами чекбоксы уже начинают казаться слегка устаревшими.
То самое знакомое чувство
Pokémon Legends: Z-A вызывает у меня ровно те эмоции, что и большинство современных частей франшизы.
Сначала воодушевление, потом разочарование, когда понимаешь, насколько сильно игру водят за ручку в первые часы. Затем поводок чуть отпускают — и всё равно ощущается, будто спустя десять часов тебя продолжают подталкивать и указывать, что делать.
И вот когда игра наконец разгоняется, основная петля геймплея оказывается чертовски увлекательной.
Да, игры для детей необязательно должны быть такими, но Pokémon упорно живёт в парадигме, что его аудитория не справится с открытием и исследованием без подсказок.
К счастью, Z-A чем глубже заходишь, тем свободнее себя ощущаешь. Жаль только, что к этой свободе нужно долго подбираться.
Потому что когда игра действительно открывается, ядро геймплея — исследовать Люмьос-Сити, собирать покемонов, становиться сильнее, а ночью идти в Боевые Зоны и карабкаться по рангу Z-A Royale — получается удивительно бодрым.
Прогресс ощущается куда нагляднее. Раньше прогресс в Pokémon измерялся значками за победы над лидерками/лидерами, а тут бои обретают куда больший смысл, чем в последних частях.
У тебя появляется конкретная цель, а не просто абстрактное «стать чемпионом». И на фоне ощущаемой «по накатанной» рутины прошлых выпусков такой сдвиг выглядит освежающе.
Звания, ранги и ритм
Большую часть времени в Z-A я ловила себя на мысли, насколько здорово собран мир. Для серии это больная тема последних лет.
Пусть основной линейке уже пора бы расширяться в сторону «ботвовского» открытого мира, спин-оффам самое место идти в другую сторону.
Люмьос-Сити тут — компактный, сфокусированный и цепляющий. Он не огромный, и именно в этом его прелесть.
Ты узнаёшь город по-домашнему: находишь любимые магазины, кафе и Поке-центры. Лазаешь по крышам в поисках спрятанных ТМ, вычисляешь, где прячется твой любимый покемон. Я, например, неприлично много времени потратила на поиски своего Люкарьо — и это было того стоит.
Не без шероховатостей. Производительность ощутимо лучше, чем в последних релизах, но лёгкий поп-ин и короткая дальность прорисовки всё же проскакивают. Мелочь, но сказать об этом стоит — даже на небольших локациях огрехи заметны.
По мере прогресса сам город эволюционирует: открывается больше Диких Зон, Боевые Зоны разрастаются, перемещаться становится удобнее и свободнее.
Побочки — то, что часто буксовало в недавних играх серии, — в Legends: Z-A действительно удачные. Хватает разнообразия, если не лениться и заглядывать в закоулки. А для любителей «закрыть всё» тут легко набегает часов 70.
Великий спор: где голосовая озвучка?
Дискуссия про озвучку в Pokémon, похоже, вечная. Но лично мне всё сложнее оправдывать её отсутствие.
Тем более когда в игре есть реально классно поставленные кат-сцены — и каждая из них теряет в воздействии, потому что персонажи молчат. Визуально это смотрится неловко.
Героев даже синхронизируют по губам, а звуковая режиссура при этом оставляет странное впечатление. Я не прошу The Last of Us — хочется просто, чтобы сцены не выглядели как глюк.
Сюжет в остальном — стандарт для серии: дружба, злодеи мутят что-то сомнительное с покемонами. Есть попытки углубиться в лор и копнуть сложные отношения людей и покемонов, и за это плюс, но яркой отдачи от этих тем, увы, нет.
При этом многие персонажи симпатичные, и фирменная прибабахнутая лёгкость Pokémon никуда не делась — и очень хочется, чтобы серия её не потеряла.
Отдельная радость — музыка. Саундтрек ловко переплетает темы и мотивы из разных эпох франшизы. Если Legends: Z-A в чём-то и делает лучше многих свежих частей, так это в битах: одна из лучших боевых тем за всю серию — здесь.
Шаг вперёд, два назад
Похоже, Pokémon застрял в странном положении — не может повзрослеть вместе со своей аудиторией.
Есть студии, которые это прошли: у Naughty Dog путь от Crash Bandicoot к Uncharted получился более чем удачным.
Я не говорю, что Pokémon обязан превратиться в кинематографический экшен под PlayStation. Но толчок серии очень нужен.
Legends: Z-A — не этот толчок. Это просто хороший сайд-проект: бодрые бои, отличная музыка, уютный город.
Проблема в том, как это подано. Пока Pokémon делает вид, что немые кат-сцены и мучительно медленные обучалки — это нормально, выбраться из коробки самоналоженных ограничений не получится.
Итог
Pokémon Legends: Z-A — не то «следующее поколение» франшизы, которого вы ждёте. И да, это немного печально. Но для спин-оффа игра справляется: это весёлая, ухватистая отвлекающая история, которая поможет дотянуть до следующей основной части. Если ждёте озвучку и цепляющий сюжет, вас ждёт разочарование; если хотите ловить и драться с покемонами, приключение вполне стоит времени.
Плюсы и минусы
Плюсы:
- Люмьос-Сити приятно исследовать: компактный, насыщенный «секретками», быстро становится «своим» городом.
- Ядро геймплея — собирать, прокачиваться, лезть в Z-A Royale — затягивает.
- Отличная музыка, одна из лучших боевых тем во всей серии.
- Постановка кат-сцен на уровне — визуально сильные моменты.
- Бои динамичные, темп держится бодрым.
Минусы:
- Новых покемонов нет — для кого-то это будет обидным упущением.
- Чрезмерное водительство в начале: долго разгоняется, долго учит очевидному.
- Нет озвучки, из-за чего сюжет подаётся пресно.
- Производительность лучше прежнего, но всё ещё не идеальная: поп-ин и дальность прорисовки иногда подводят.
Коротко по делу
Это не Gen 10 и не масштабная «открытая Pokémon мечты». Но как спин-офф — крепкая вещь: уютный город, вдохновляющий прогресс через ранги, много побочек и классная музыка. Если готовы мириться с немыми кат-сценами и долгим обучением — получите много удовольствия. Если же вы ждёте революции — её тут нет.
Лиза ОДИНЦОВА.