Найти в Дзене
ППР и точка

Как Дж. Кеннеди научили поступать по-русски

О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И Опыт, [сын] ошибок трудных, И Гений, [парадоксов] друг, [И Случай, бог изобретатель]. А.С. Пушкин --- Как же интересно и увлекательно чтение книг, изданных в дореволюционную эпоху! Сколько по-пушкински чудных открытий и загадок ждут своего читателя на их тронутых муаром времени страницах. Стоит только сделать небольшое усилие над собой, спокойно начать делать то, чему научили в раннем детстве – понимать смысл выраженных буквенными символами слов. И очень скоро глаз перестаёт спотыкаться о «яти», «феты» и «ижицы», и ты, набирая скорость, отправляешься в читательское путешествие, двигаясь навстречу новым, неведомым ранее, картинам и ощущениям образца прошлых веков! Основой для этого повествования стали строки из книги «Жизнеописания первых российских адмиралов или опыт истории Российского флота», изданной в 1834 году Морской типографией Санкт-Петербурга. Написал ее, опираясь на официальные документы Адмиралтейства, выпускник М

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И Опыт, [сын] ошибок трудных,

И Гений, [парадоксов] друг,

[И Случай, бог изобретатель].

А.С. Пушкин

---

Как же интересно и увлекательно чтение книг, изданных в дореволюционную эпоху!

Сколько по-пушкински чудных открытий и загадок ждут своего читателя на их тронутых муаром времени страницах.

Стоит только сделать небольшое усилие над собой, спокойно начать делать то, чему научили в раннем детстве – понимать смысл выраженных буквенными символами слов.

И очень скоро глаз перестаёт спотыкаться о «яти», «феты» и «ижицы», и ты, набирая скорость, отправляешься в читательское путешествие, двигаясь навстречу новым, неведомым ранее, картинам и ощущениям образца прошлых веков!

Основой для этого повествования стали строки из книги «Жизнеописания первых российских адмиралов или опыт истории Российского флота», изданной в 1834 году Морской типографией Санкт-Петербурга. Написал ее, опираясь на официальные документы Адмиралтейства, выпускник Морского Кадетского Корпуса (1799 год) полковник Василий Николаевич Берх — русский историк и официальный историограф российского Военно-Морского флота.

-2

Речь пойдёт не об американском президенте, а о жившем в XVIII веке Джеймсе Кеннеди - вице-адмирале русского флота шотландского происхождения.

Принятый на российскую службу еще при Петре-I, в 1714 году, Кеннеди практически всю свою сознательную жизнь посвятил новой Родине - России и ее флоту, пройдя практически без нареканий путь от подпоручика до вице-адмирала.

Берх пишет: «Читатели заметят из списков, приложенных в жизнеописаниях наших флагманов, что Кеннеди был ежегодно в море. По делам не видно, чтобы он подвергался когда-либо замечаниям или выговорам от начальства; следовательно, можно заключить, что он был искусный морской капитан».

Служил Кеннеди на Балтике, принимал участие в боевых действиях против шведов, ходил на кораблях и по северным морям.

Современники также среди заслуг Джеймса Кеннеди отмечали, что он вырастил, воспитал и сделал отличным моряком своего крестника - будущего знаменитого российского адмирала Александра Ивановича Круза, принимавшего участие практически во всех известных морских сражениях второй половины XVIII в. и особо отличившегося во время русско-шведской войны 1788-1790 гг., за победу, одержанную им над противником в ходе Красногорского сражения 23-24 мая (3-4 июня) 1790 г., получившего почетный титул «спасителя Петербурга».

-3

Но вернемся к Джеймсу Кеннеди. В его флотской биографии был один интересный эпизод.

В 1736 году тогда один из лучших капитанов флота был отправлен из Кронштадта в Архангельск старшим в группе из пяти кораблей с разными припасами и артиллерией на борту.

На обратном пути ему было предписано нанять в Европе 12 подготовленных штурманов, в которых в России на тот момент был недостаток. Выполняя поручение, Кеннеди зашел в Христианзанд (ныне - Кристиансанн — пятый по величине город в Норвегии и столица Южной Норвегии), а затем в Копенгаген.

Шла очередная русско-турецкая война, и случилось так, что в это время российские войска сначала взяли Азов, а затем и Очаков.

Кеннеди, полагая «приличным к чести Российского флота», организовал празднование и угощение приезжавших поздравить капитана российского корабля иностранных чиновников и гостей, на что, видимо, из собственных средств потратил 150 рублей.

-4

По возвращении в Кронштадт в рапорте о своем плавании он, как истинный шотландец, не забыл упомянуть об этом, попросив Морскую Коллегию компенсировать понесенные издержки.

Коллегия, рассмотрев обращение, заключила: что поскольку она в силу действующих законов «не может производить никаких выдач сверх штатов», то с этим вопросом будет обращаться дальше по команде, то есть непосредственно к Императрице Анне Иоанновне.

Через несколько месяцев томительного ожидания из Кабинета Её Величества было получено предписание, которое гласило: «ежели капитану Кеннеди дан был указ праздновать Викториальные дни, то выдать ему сии деньги, а ежели он то чинил сам собою, то не платить, дабы не подать другим повод к требованию денег, издержанных по своим прихотям».

Так что понять высочайший вердикт можно так - хочешь по своему усмотрению проявить широту хлебосольной русской души – проявляй, но делай это от чистого сердца и не обращайся потом за компенсацией!

О том, как однофамилец будущего Президента Соединенных Штатов принял ответ на своё ходатайство, история умалчивает…

По крайней мере, его отношения к службе это не изменило, с того момента он добросовестно прослужил во флоте еще пару десятилетий, поднявшись ко времени увольнения по служебной лестнице до вице-адмиральского звания.

Такой вот исторический факт!

-5