Ухо капитана Дженкинса
22 октября 1739 года прогремели первые выстрелы войны, вошедшей в историю под курьезным названием «Война из-за уха Дженкинса». Разумеется, в причинах войны ухо было не при делах. Но вот поди ж ты…
А дело было так.
После Войны за испанское наследство британцы получили право торговли в Испанской Вест-Индии. Правда, под бдительным присмотром испанской береговой охраны. Начальники этой охраны свое право понимали специфически – вытрясти как можно больше из английских собак. Неважно – контрабандисты те или не очень.
И вот 9 апреля 1731 года неподалеку от Кубы береговая охрана остановила английский бриг. Им как раз и командовал Дженкинс. Испанские вымогат… то есть таможенники не обнаружили на бриге ни контрабанды, ни чего другого для поживы. Тогда-то капитан испанец с досады отрезал ухо Дженкинсу.
Нет, война тогда не началась. Рано. Следовало накопить критическую массу взаимных претензий. Следующим шагом на этом пути стало основание британцами колонии Джорджия в 1733 году.
Тут надо заметить, что до сей поры английские и испанские владения в Северной Америке не соприкасались. Между Флоридой и Южной Каролиной оставался зазор. Его-то и заполнила Джорджия.
Общая граница – это взаимная неприязнь и обиды. Какие? Да много какие. Например, испанцы не выдавали англичанам бежавших во Флориду рабов (с Флориды выдачи нет).
Большую воинственность проявляли англичане. В 1738 году в парламенте начались прения по вопросу объявления войны Испании. Тогда-то там перед палатой общин и явился Дженкинс, неся с собой то ли заспиртованное, то ли засушенное ухо.
То это было ухо или не то, а подсунутое капитану накануне дебатов, но явление безухого капитана вызвало бурю эмоций. Хотя объявления войны сразу и не последовало, но событие стало ярким (благодаря газетчикам и памфлетистам) и позже дало название войне.
Король Георг II принял решение о войне в июле 1739 года. Парламент дал согласие 23 октября. Но уже 22 октября в Карибском море начали греметь пушки.
Эта война примечательна многими эпизодами.
- Ноябрь 1739 года – англичане захватывают и разоряют Портобело в Панаме.
- Весна 1741 года – неудачное нападение англичан на Картахену.
- 1740-1741 годы – рейд по испанским владениям Джорджа Ансона. Прямо в духе Френсиса Дрейка.
О них можно много где почитать. Да вот хотя бы в очерках Александра Морозова из книги «Мушкеты и томагавки». Я же остановлюсь на двух эпизодах боевых действий в Северной Америке.
Джорджия наступает
Узнав об официальном объявлении войны, губернатор Джорджии Джеймс Оглторп тут же приступил к подготовке вторжения во Флориду.
В целом население английских колоний в Северной Америке на порядок превосходило численность испанцев в их североамериканских колониях. Однако конкретно на границе Флориды и Джорджии ситуация уравновешивалась молодостью английской колонии, еще не набравшей населения.
Так что хотя самое большое поселение испанцев Сан-Августин защищало около 750 солдат, англичане не смогли выставить подавляющего превосходства. Оглторп собрал около 1200 человек (набранный в колонии 42-й полк, пара сотен ополченцев, еще человек 400 из Каролины да сотня-другая союзных индейцев).
Однако у англичан имелось серьезное преимущество – поддержка с моря в виде небольшой, но сильной по местным меркам эскадры: 4 фрегата, шлюп и несколько кораблей поменьше.
Исход дела решили география и ошибки командования.
Сан-Августин расположен в глубине бухты. Войти в нее по мелководью фрегаты не смогли. Подступы с суши к городу прикрывал форт. Для взятия укрепления англичанам нужны тяжелые пушки или решимость. Ни того, ни другого у Оглторпа не оказалось.
В первой половине мая 1740 года маленькая армия из Джорджии прибыла к Сан-Августину. Разорив несколько небольших ферм и старый форт Муса, англичане замерли в нерешительности: что делать дальше?
Оглторп решил блокировать город и взять его измором. Не самая хорошая стратегия. Особенно в Америке, в отрыве от своих баз и тылов, в условиях тропического климата и лихорадки.
В одну из ночей испанцы подловили ополченцев из Джорджии, расположившихся лагерем в развалинах форта Муса. Внезапная атака имела полный успех. 75 человек погибли на месте, 35 взяты в плен. Спастись смогли немногие.
Этот удар, а также бесперспективность нахождения перед стенами форма привели армию Оглторпа в уныние. Вскоре на Ямайку ушла и эскадра. В августе вояки из Джорджии вернулись домой не солоно хлебавши.
Флорида наносит ответный удар
В 1741 году англичане потерпели поражение под Картахеной. Весной-летом 1742 года испанцы решают перейти в контрнаступление. Целью выбрана Джорджия. Экспедицией командует губернатор Флориды. Поэтому поход можно считать ответным ударом.
В июне 1742 года около 3 тысяч испанцев высадились на острове Сен-Саймонс близ материковой Джорджии. Оглторп смог набрать только 500 человек. С таким количеством он не мог рассчитывать на победу.
На острове располагались два форта. Один ближе к океану, второй к материку. Оглторп сразу сдал внешний форт и отступил к материку.
Испанцы не сразу разобрались в ситуации. 5 июня они заняли оставленный противником форт и принялись обживаться. Вглубь острова двинулся разведывательный отряд в сотню человек. Через семь миль он наткнулся на главные силы англичан и был отброшен.
Тогда испанский командующий бросил вперед еще три сотни. Их задача – разведать силы и позиции англичан. А те устроили засаду.
105 солдат 42-го шотландского полка притаились в болотистой местности. Сначала засада имела успех. Испанцы растерялись. Однако быстро пришли в себя и начали теснить уступавших в численности шотландцев. Тем на помощь примчался Оглторп со всей своей ратью. Испанцы вновь были отброшены.
Тогда Оглторп, вдохновленный двойной победой, в ночи повел своих бойцов на штурм занятого испанцами форта. Штурму помешала измена. В английских рядах находился купленный испанцами француз. Он-то и дал предупредительный выстрел, подняв в испанском форте тревогу. Да еще и сам смог бежать к испанцам. Штурм не удался.
Это еще полбеды. Настоящая беда – француз сообщил испанцам истинную численность англичан. Теперь пришельцы могли без боязни идти в наступление.
Что делать? И тут Оглторп решает: если противник купил моего солдата, то я могу купить их. Одному из пленных испанцев устроили побег, дав письмо к ранее перебежавшему французу.
В письме губернатор писал французу как своему агенту. Дескать, задержи испанцев еще на пару дней. У меня скоро подойдут две тысячи человек.
Байка это или правда – не ведаю. Купился испанский командующий или принял во внимание другие соображения – тоже не знаю. А только через неделю после высадки испанцы погрузились на корабли и ушли домой – кто во Флориду, а кто и на Кубу.
Война закончилась ничем. А по сути поражением Англии, не добившейся своих целей.
------
Все очерки рубрики "Оружие, сражения, войны":