Учёба принца Уильяма в Сент-Эндрюсском университете в Файфе, Шотландия, вряд ли могла начаться хуже, и за это он должен был поблагодарить свою семью.
Вспышки фотоаппаратов и крики королевских фанатов раздавались, когда 19-летний принц шёл по улицам приморского города 24 сентября 2001 года, чтобы начать обучение по истории искусств.
Поэтому неудивительно, что он прибыл туда в состоянии некоторой тревоги.
«Думаю, он очень нервничал, когда приехал», — рассказала Коллин Харрис, пресс-секретарь Чарльза, Роберту Лейси в его книге «Битва братьев».
«Там была вся пресса — камеры со всего мира — и его вдруг осенило. Какое-то время после этого он был очень неуверенным».
Вскоре после перерыва Уильям, узнавший лишь одного-двух мальчиков из Итона, сразу почувствовал себя одиноким в этом маленьком шотландском городке.
В Сент-Эндрюсе было всего три главные улицы — Норт-стрит, Маркет-стрит и Саут-стрит. Будущий король и представить себе не мог, насколько «скучным» окажется Сент-Эндрюс.
Чтобы добавить соли на рану, отчаянная поклонница ущипнула Вильгельма за ягодицу, когда он потягивал напиток в местном баре вскоре после прибытия.
«Он не был впечатлён», — сказал один из студентов выпускного курса, ставший свидетелем инцидента.
Принц старался занять себя игрой в водное поло и футбол по средам после обеда.
«По мере того, как семестр шёл, — писал Лейси, — зимняя погода вскоре стала холодной, серой и суровой, и ему было трудно заводить новых друзей.
«Он тоже скучал по брату».
Поэтому принц уезжал из небольшого университетского городка так часто, как только мог; СМИ сообщали, что он провёл в Сент-Эндрюсе лишь два из своих первых тринадцати выходных во время семестра.
Проводя больше четырёх часов в одну сторону, Уильям часто посещал Хайгроув и Лондон «в поисках светской жизни».
Его курс — история искусств — тоже не приносил ему радости.
На рождественских каникулах первого курса Уильям сказал отцу, что хочет вообще покинуть Сент-Эндрюс.
«Он был несчастен», — писал Лейси. «Ему надоела жизнь в маленьком городке и все эти поездки, которые ему приходилось от неё терпеть».
Попросив отца перевестись в более «космополитичный» Эдинбургский университет, Чарльз поручил работу своему личному секретарю сэру Стивену Лэмпорту.
Но Лэмпарт и королевский политтехнолог Марк Болланд утверждали, что Уильяма сочтут «бросившим дело», подобно его дяде принцу Эдуарду, который в 1987 году отказался от службы в Королевской морской пехоте всего через четыре месяца.
Кроме того, Лэмпарт и Болланд считали, что решение Уильяма уйти из одного из ведущих университетов Шотландии будет воспринято как «пренебрежение со стороны шотландского народа», по словам Лейси.
«Если бы он ушёл после одного семестра, это стало бы пиар-катастрофой для Сент-Эндрюсского университета», — сказал Эндрю Нил, журналист и редактор, занимавший в то время пост лорда-ректора Сент-Эндрюсского университета. «Мы очень старались, чтобы он остался».
«Он захандрил» – такое случается. У нас много учеников государственных школ, которые приезжают сюда и к ноябрю, когда погода становится пасмурной и холодной, мечтают вернуться домой.
«Уильям был далеко от дома и не был счастлив», – добавил он.
После долгого разговора по душам с Чарльзом Уильям вернулся в Сент-Эндрюс после рождественских каникул 2001 года, чтобы получить новую специальность – географию.
«Не думаю, что я тосковал по дому», — признался позже Уильям. «Я был скорее обескуражен. Мой отец отнесся ко всему с пониманием и понял, что у меня та же проблема, что и у него.
«Мы много болтали, и в конце концов мы оба поняли — я определённо понял, — что мне нужно вернуться».
Но дела Уильяма пошли на поправку, когда он встретил Кейт Миддлтон.
Оба жили в одном и том же готическом общежитии St Salvator's — или, короче, St Sally's.
Известно, что принц присутствовал на показе Кейт в прозрачном платье на благотворительном показе мод университета в тот вечер, когда она дефилировала по подиуму.
Он повернулся к своему другу Фергюсу Бойду и прошептал: «Ух ты, Кейт такая горячая!»
Не так известно, что Кейт спасла Уильяма от неловкой встречи за несколько недель до показа.
Примерно через месяц после начала своего первого семестра Уильям стал объектом «серьёзных ухаживаний» со стороны настойчивой студентки.
Кейт стремительно подошла и обняла принца. «Ой, извини», — сказал он девушке, — «у меня есть девушка», — и они с Кейт ушли, хихикая.
За несколько недель до показа мод Уильям также сделал ставку в 200 фунтов стерлингов на свидание с Кейт на благотворительном аукционе. Ах, воплощение романтики!
Пара, вращавшаяся в одних и тех же социальных кругах, согласилась переехать в двухэтажную квартиру на верхнем этаже в центре Сент-Эндрюса за 100 фунтов стерлингов в неделю на второй год обучения в университете в 2003 году.
Помимо игры в водное поло и футбол, Уильям почти каждое утро плавал с Кейт в отеле Old Course.
Их бурно развивающийся роман стал ещё ярче, когда Кейт и Уилл переехали в Balgove House рядом со знаменитым полем для гольфа St Andrews на третий год обучения.
Предлагая больше уединения, чем их прежнее жилье, Уильям и Кейт устраивали званые ужины в четырёхкомнатном доме, принадлежащем одному из дальних родственников Уильяма. К тому же, как только они переехали, принц, будучи хорошо подготовленным, установил холодильник для шампанского.
Их новое жилище также позволяло им совершать романтические прогулки по двум акрам диких лугов за уединённой двухметровой каменной стеной.
По имеющимся данным, Уильям возьмёт с собой корзину для пикника и проведёт с Кейт вторую половину дня, отдыхая на пледе с бутылкой холодного белого вина.
В марте 2004 года новость об отношениях пары наконец-то просочилась в прессу: их сфотографировали вместе на романтическом горнолыжном курорте Клостерс в Швейцарии. Уильям оказался под нарастающим давлением, требуя раскрыть мировым СМИ свои планы на свадьбу.
За год до окончания университета молодой принц сбросил оковы своих отношений и отправился в «мужскую» парусную прогулку в Грецию. По словам Лейси, на яхте был полностью женский экипаж.
Кейт, естественно, была не впечатлена, и пара рассталась.
Но друг принца с радостью рассказал Лейси, что Уильям не перестал «тосковать по Кейт» после их расставания. «Он постоянно говорит, что она замечательная девушка и лучшее, что с ним случалось».
Полный решимости вернуть их отношения, Уильям вывел романтику на новый уровень.
Супруги часто наслаждались сидром в Ma Bells, любимом пабе принца, расположенном в подвальном помещении отеля St Andrews Golf Hotel, а также ужинали в популярном карри-хаусе Jahangir, сообщает журнал Hello.
Путешествуя дальше, Кейт и Уильям также стали «постоянными» посетителями отмеченного наградами рыбного бара Anstruther Fish Bar в прибрежном городе Анструтер, расположенном недалеко от Сент-Эндрюса.
После четырёх лет обучения в престижном шотландском университете оба получили дипломы с отличием: Уильям — по географии, а Кейт — по истории искусств.
На фотографии, позже опубликованной семьёй Миддлтон, пара позировала в объятиях друг друга в день выпуска 23 июня 2005 года, но на самой церемонии их вместе не было.
Однако вице-канцлер Брайан Лэнг произнёс речь, которая оказалась пророческой для пары.
Он сказал собравшимся, среди которых были покойная королева, принц Филипп, Камилла и отец Уильяма Чарльз: «Вы обретёте друзей на всю жизнь. Возможно, вы встретите своего мужа или жену».
«Наш титул лучшего университета по подбору партнёров в Великобритании говорит о многом хорошем в Сент-Эндрюсе, поэтому мы рассчитываем на то, что вы будете развиваться и умножаться».
Возможно, Сент-Эндрюс был не так уж и плох.