Я очень люблю ранние фильмы Никиты Михалкова, а "Неоконченная пьеса" - одна из картин, которые я могу пересматривать бесконечно.
Сегодня в рубрике "Как снимали" вспоминаем один из лучших фильмов о русской интеллигенции по произведениям Чехова. В основу легла малоизвестная пьеса "Безотцовщина", которую драматург написал в 18 лет, она не имела большой литературной и театральной судьбы, однако Никита Сергеевич заинтересовался ею, и вместе а Александром Адабашьяном написал сценарий, который год не рассматривали, а потом внезапно дали добро.
Актерский состав великолепен, как всегда, но и здесь не обошлось без накладок - Людмила Гурченко, утвержденная на роль Войницевой, сломала ногу на съемках "Мамы", ее пришлось заменить на Антонину Шуранову. Евгений Стеблов, который должен был сыграть Трилецкого, попал в серьезную аварию и оказался в больнице. Его роль Михалков забрал себе.
Усадьба в Пущино на берегу Оки идеально подошла для съемок, и сценарий создавался с учетом именно этого места.
Елена Соловей, Олег Табаков , Юрий Богатырев и Александр Калягин были изначально утверждены на роли. Однако Елена Соловей только что родила второго ребенка и от работы отказалась, но Михалков уговорил ее, прислав письмо, что готов оплатить пребывание всей семьи и няни, лишь бы актриса была согласна!
В результате сложился гениальный актерский состав, а Александр Калягин встретил здесь свою судьбу - Евгению Глушенко, с которой прожил потом много лет в счастливом браке.
Историей о том, как худел к фильму Калягин, поделился со мной любимый читатель Борис, привожу ее полностью:
",,Незаконченная пьеса...,, - чисто актерское кино. Соответственно и ансамбль был подобран - шедевральный. Крупные планы, атмосфера, игра актеров - все безупречно. Музыка - гениального Артемьева... Но,.. мня все время преследует чувство, что я смотрю спектакль, а не кино.
Баек на эту тему у меня нет, но вот история - как Михалков ,,заставил,, СанСаныча Калягина похудеть для этой картины - довольно интересна;))
Калягин здорово располнел, и Никита поставил ему условие - или сбрасываешь 20(!) кг. или роль отдам другому;))
Бедный СанСаныч два месяца истязал себя диетами, голодом морил всех домашних, чтобы не дай бог не соблазниться... С грехом пополам - скинул 12 кг. Приходит на площадку, а надо сказать, что Михалков, пожалуй - единственный на сегодня режиссер, который репетирует каждый кадр до филигранности, Никита смотрит на него, демонстративно встаёт с кресла и театрально кричит, куда-то в сторону: ,, Машаааа, отменяй съёмку, у нас нет актера...,,
Калягин догоняет его уже у машины и чуть ли не на коленях - молит: ,,ну Никита, ну прости, не могу я больше эти ,,салатики,, есть. Смилуйся,,
На что Михалков, спиной, не удостоив Калягина визави - пропел - ,,двееее недееееели, один кефииииир,, хлопнул дверцей и укатил прочь.
Калягин спал и видел себя, и только себя в этой роли! Никому и ни за что он не отдал бы ее, под дулом пистолета.
...прошло две недели, на площадке декорация и реквизит для первой сцены с Калягиным. Он выходит на камеру .... от нервного напряжения у него пот струйками бежит по лицу.
Стоооооп камера! Гримеры - поправьте грим.
И пока примеры приводили Калягина в порядок, Михалков... поставил на стол (в кадр) стакан с кефиром.
Камера! Мотор! Начали!
Калягин подходит к столу и первое, что он видит - стакан кефира!!!.........
Очевидцы говорят, что ТАКОГО мата... из уст Калягина, они не слышали отродясь;)))
А Никита, как ни в чем ни бывало подошёл к СанСанычу, обнял его и сказал: ,,с первым съёмочным днём тебя Саша!,,
Шутка, хоть и злющая была, но хохотала вся площадка.;))"
***
Для того, чтобы вжиться в образы, актеры все лето жили в усадьбе, вели интеллектуальные беседы, обращались друг к другу на "вы", совершали прогулки и чаепития, о чем потом долгие годы с удовольствием вспоминали.
К слову, Калягин был совершенно недоволен своим исполнением роли, он не узнавал себя, ему казалось, он не вписывается в образ. На что Никита Михалков шепнул актеру: " Запомни, это- твоя лучшая роль в кино!"