Найти в Дзене
Маркетинг Сучкова

Навыки или диплом: что сегодня решает судьбу выпускника

Когда-то заветный диплом считался пропуском во взрослую жизнь. Его ламинировали, обрамляли в рамку, ставили на полку — как символ свершения. Сегодня он всё чаще пылится в ящике стола. Работодатели хотят не «корочку», а того, кто умеет делать дело. Опрос среди студентов показал: поколение студентов уже точно определилось. 71% респондентов заявили, что от обучения ждут прежде всего навыков, и лишь 43% считают диплом главным результатом. Остальные честно признались: пока не знают, чего именно ждут от учёбы. Но ещё интереснее другое. 78% студентов уверены, что понимают, какие именно навыки им нужны, а вот соответствие учебных программ этим ожиданиям вызывает сомнения: только 12% считают, что занятия полностью дают нужные компетенции, а 76% видят лишь частичное совпадение. Получается, учёба вроде идёт, но не туда, куда хотелось бы. Третьекурсница Елизавета Уточенко говорит то, что думают многие: «Для меня важнее всего — навыки. Именно они помогают применять знания на практике и расти в проф
Оглавление

Когда-то заветный диплом считался пропуском во взрослую жизнь. Его ламинировали, обрамляли в рамку, ставили на полку — как символ свершения. Сегодня он всё чаще пылится в ящике стола. Работодатели хотят не «корочку», а того, кто умеет делать дело.

Опрос среди студентов показал: поколение студентов уже точно определилось. 71% респондентов заявили, что от обучения ждут прежде всего навыков, и лишь 43% считают диплом главным результатом. Остальные честно признались: пока не знают, чего именно ждут от учёбы.

Но ещё интереснее другое. 78% студентов уверены, что понимают, какие именно навыки им нужны, а вот соответствие учебных программ этим ожиданиям вызывает сомнения: только 12% считают, что занятия полностью дают нужные компетенции, а 76% видят лишь частичное совпадение. Получается, учёба вроде идёт, но не туда, куда хотелось бы.

Третьекурсница Елизавета Уточенко говорит то, что думают многие:

«Для меня важнее всего — навыки. Именно они помогают применять знания на практике и расти в профессии. Но диплом тоже имеет значение — он подтверждает квалификацию и открывает дополнительные возможности. Поэтому я бы не противопоставляла одно другому: навыки и диплом должны идти рука об руку».
-2

Это мнение, пожалуй, самое рациональное: Елизавета — не идеалист, а реалист. Она понимает, что без диплома некоторые двери по-прежнему закрыты, но без навыков даже открытые двери могут оказаться тупиком.

Диплом не научит работать

Преподаватель журналистики Александр Кожемякин из РАНХиГС — человек, который знает, как образование выглядит изнутри. И его позиция звучит жёстко:

«Можно получить диплом, даже красный, но при этом не уметь работать. Работодатель быстро поймёт, что всё придётся начинать с нуля. А вот если есть реальные навыки — даже без диплома — это уже серьёзное преимущество».

Преподаватель приводит пример журналистики: раньше многие начинали с нуля — со школьных газет, заводских листков, маленьких местных редакций. И вырастали в профессионалов без всяких «корочек». «Диплом может быть, а может и не быть, — говорит он. — Главное — уметь работать».

Работодатели: диплом — формальность, навыки — реальность

Позиция работодателей удивительно созвучна настроениям студентов. Представитель крупной государственной корпорации поясняет:

«Приоритетом для нас являются профессиональные навыки сотрудников. Да, на наличие диплома мы смотрим, но скорее формально. В нашей практике немало специалистов, чьё образование не совпадает с их должностью. Эффективность определяют компетенции, а не бумага о высшем образовании».

То есть диплом — это билет на поезд, но доехать до станции «Профессионал» можно только если у тебя есть навыки управления этим поездом.

Руководитель команд из BigTech-компании подтверждает:

«У нас есть сотрудники без высшего образования — кто-то со средним, кто-то вообще без диплома. И они демонстрируют высокие результаты, учатся, развиваются. Для нас важнее, что человек умеет, а не где он учился».

Но добавляет важную деталь:

«Всё же среди коллег есть те, кто предпочитает кандидатов с дипломом бакалавра или магистра. Они считают, что высшее образование — это доказательство способности к обучению и системному мышлению. И, возможно, в этом тоже есть своя логика».
-3

Тенденция: диплом обесценивается, навыки капитализируются

По данным «Ведомостей», за последние пять лет в России резко снизился процент компаний, для которых диплом — обязательное условие при приёме на работу. Особенно это касается IT, медиа и креативных индустрий. Там важнее портфолио, проекты и конкретные результаты.

Зато в государственных структурах и образовании всё ещё царит формализм: диплом нужен, даже если навыки — на высшем уровне.

-4

Диплом — это форма. Навыки — содержание.

Большинство студентов уже живут в новой логике рынка. Для них образование — это не процесс «для галочки», а инструмент, который должен работать. И если университет не помогает обрести нужные навыки, значит, что-то нужно менять.

Диплом остаётся символом завершения пути, но не доказательством профессионализма. Настоящим доказательством становятся дела, проекты, навыки.

И если раньше говорили: «Главное — получить диплом», то теперь всё чаще звучит другое — «Главное — уметь работать».