Найти в Дзене
Авто История

ВАЗ-2105 "Жигули": Рестайлинг эпохи застоя

В истории АвтоВАЗа есть автомобили-революционеры, изменившие всё, как «копейка», и есть автомобили-иконы, как «шестерка». Но между ними затерялась модель, которая, несмотря на свой скромный статус, стала важнейшим звеном в эволюции «Жигулей». Это ВАЗ-2105 «Жигули», известная в народе как «пятерка». Выпущенная в 1979 году, она не стала сенсацией, а была честным и неброским рестайлингом, отразившим в своем дизайне и технических решениях саму суть поздней советской эпохи — эпохи «застоя», где попытки идти в ногу со временем наталкивались на технологическую и экономическую реальность. К концу 1970-х годов дизайн первых «Жигулей», восходящий к итальянскому Fiat 124 1966 года, начал безнадежно устаревать. Мировая автомобильная мода уверенно двигалась в сторону угловатых, строгих форм и черного пластика вместо хрома. «Пятерка» стала ответом АвтоВАЗа на эти тенденции. Её внешность кардинально меняла восприятие «классики»: - Угол вместо плавности: Исчезли округлые фары «копейки». Их место занял
Оглавление

В истории АвтоВАЗа есть автомобили-революционеры, изменившие всё, как «копейка», и есть автомобили-иконы, как «шестерка». Но между ними затерялась модель, которая, несмотря на свой скромный статус, стала важнейшим звеном в эволюции «Жигулей». Это ВАЗ-2105 «Жигули», известная в народе как «пятерка». Выпущенная в 1979 году, она не стала сенсацией, а была честным и неброским рестайлингом, отразившим в своем дизайне и технических решениях саму суть поздней советской эпохи — эпохи «застоя», где попытки идти в ногу со временем наталкивались на технологическую и экономическую реальность.

Прощание с шестидесятыми: Новый облик для старой платформы

К концу 1970-х годов дизайн первых «Жигулей», восходящий к итальянскому Fiat 124 1966 года, начал безнадежно устаревать. Мировая автомобильная мода уверенно двигалась в сторону угловатых, строгих форм и черного пластика вместо хрома. «Пятерка» стала ответом АвтоВАЗа на эти тенденции.

Её внешность кардинально меняла восприятие «классики»:

- Угол вместо плавности: Исчезли округлые фары «копейки». Их место заняли прямоугольные блок-фары, что сразу придало передку более современный и строгий вид.

- Минимализм вместо хрома: Широкая хромированная решетка радиатора уступила место узкой черной пластиковой вставке. Хромированные бамперы сменились на черные пластиковые с интегрированными «клыками».

- Функциональность: Задние фонари стали проще и дешевле в производстве.

Визуально «пятерка» выглядела не столько роскошной, сколько практичной и аскетичной, что вполне соответствовало духу времени.

Технические изменения: Шаг вперед, два шага на месте

Конструктивно ВАЗ-2105 оставался всё той же проверенной «классикой». Однако и здесь были как улучшения, так и упрощения.

- Новый двигатель для базовых версий: Главным техническим нововведением стал появление модернизированного вазовского мотора объемом 1.3 литра (67 л.с.), который пришел на смену старому «фиатовскому» двигателю. Он был проще и дешевле в производстве.

- Электрооборудование: На «пятерке» впервые в семействе появилось реле-регулятор генератора (вместо контактно-вибрационного регулятора напряжения) и бесконтактная система зажигания на части машин, что повышало надежность.

- Упрощения: В погоне за снижением стоимости некоторые версии, особенно поздние, лишались таких «излишеств», как дворники на фарах, тахометр и даже омыватель заднего стекла. Это было характерно для советской промышленности 1980-х — упрощение и экономия любой ценой.

«Пятерка» в тени «шестерки»: Автомобиль без славы

ВАЗ-2105 оказался в непростой маркетинговой ситуации. Он был новее и современнее «копейки», но при этом считался базовой, самой простой и дешёвой моделью в новой линейке, куда входили более престижные «шестерка» (ВАЗ-2106) и «семерка» (ВАЗ-2107). Это предопределило его судьбу.

- Автомобиль для бюджета: «Пятерка» стала выбором тех, кто хотел новую машину, но не мог позволить себе статусную «шестерку» или элегантную «семерку».

- Рабочая лошадка: Благодаря своей относительной дешевизне и простоте, она стала популярной в качестве служебного автомобиля для предприятий и такси.

- Народное признание: Несмотря на скромность, «пятерку» ценили за её неприхотливость и ремонтопригодность. Она была честным, лишенным позолоты тружеником.

Наследие и значение

Производство ВАЗ-2105 продолжалось до 2010 года, что является лучшим доказательством её востребованности. Она не стала культовой, как её старшие sisters, но выполнила свою важнейшую историческую миссию.

ВАЗ-2105 «Жигули» — это автомобиль-переход. Он символизировал отказ от наследия 1960-х и попытку вписаться в мировые стандарты 1980-х в условиях ограниченных ресурсов. Это была «классика» без прикрас, честный продукт своей эпохи — не гламурный, не быстрый, но невероятно живучий и практичный. Именно такой машиной и должен был быть рестайлинг эпохи застоя.

#ВАЗ2105 #Жигули #Пятерка#СоветскийАвтопром #АвтоВАЗ #КлассикаЖигули #Рестайлинг #ЭпохаЗастоя #АвтолегендаСССР #РетроАвто #ВинтажноеАвто #БазоваяКомплектация #НародныйАвтомобиль #ВАЗ2101 #Ностальгия #СССР