Найти в Дзене
Amadeus Concerts

Величайшие мистификации: кто на самом деле сочинил классику, которую мы слушаем

Если вы тоже чувствуете, как каждую осень Петербург становится более мистическим, то вы не одиноки. В это время городские пейзажи похожи на кадры из триллера, а в мыслях всё чаще возникает желание перечитать Достоевского. И мы отдаёмся этой атмосфере — ведь в ней есть свой особый шарм. Мы, Amadeus Concerts, предлагаем вам встретить загадочный праздник в стилистике космического нуара — на концерте «Орган в Планетарии. Хеллоуин», который пройдёт 31 октября в Планетарии №1. Для наших гостей прозвучат музыкальные мистификации в исполнении лучших музыкантов города и таинственные легенды о композиторах — живших и никогда не существовавших. О нескольких композициях из плейлиста концерта мы расскажем вам в этой статье. На концерте вы услышите «Экспромт» Балакирева. Точнее, не совсем Балакирева — произведение сочинил Михаил Гольдштейн. Он якобы нашёл забытую пьесу великого русского романтика. Спустя годы Гольдштейн признался: композиция была мистификацией. К тому моменту пьеса уже заняла своё м
Оглавление

Если вы тоже чувствуете, как каждую осень Петербург становится более мистическим, то вы не одиноки. В это время городские пейзажи похожи на кадры из триллера, а в мыслях всё чаще возникает желание перечитать Достоевского. И мы отдаёмся этой атмосфере — ведь в ней есть свой особый шарм.

Мы, Amadeus Concerts, предлагаем вам встретить загадочный праздник в стилистике космического нуара — на концерте «Орган в Планетарии. Хеллоуин», который пройдёт 31 октября в Планетарии №1. Для наших гостей прозвучат музыкальные мистификации в исполнении лучших музыкантов города и таинственные легенды о композиторах — живших и никогда не существовавших. О нескольких композициях из плейлиста концерта мы расскажем вам в этой статье.

Пьеса была так хороша, что даже не верилось

На концерте вы услышите «Экспромт» Балакирева. Точнее, не совсем Балакирева — произведение сочинил Михаил Гольдштейн. Он якобы нашёл забытую пьесу великого русского романтика. Спустя годы Гольдштейн признался: композиция была мистификацией. К тому моменту пьеса уже заняла своё место на советской сцене — иногда подделка бывает настолько талантлива, что никому не приходит в голову ставить под сомнение её подлинность.

Чакона Витали или Виталино?

«Чакона Витали» — одно из самых драматичных произведений для скрипки, которое, возможно, вовсе не принадлежит барочному мастеру Томазо Витали.

Пьеса впервые вышла в 1872 году в сборнике Фердинанда Давида «Высшая школа скрипичной игры», где он публиковал собственные обработки старинных сочинений. Из-за необычной последовательности тональностей — от соль минора к си-бемоль минору, ля минору и ми-бемоль мажору — её стиль заметно отличался от других произведений Витали, что вызвало сомнения в авторстве.

В XX веке многие считали, что «Чакона Витали» — оригинальная работа Фердинанда Давида. Однако в 1980 году в дрезденской библиотеке нашли копию XVIII века, послужившую источником для публикации Давида. В ней автором значился Томазо Виталино — имя, возможно, приписанное позднее. Исследователи до сих пор спорят, был ли это сам Томазо Витали, его сын или неизвестный подражатель.

Под небом голубым есть город золотой…

Песня «Город золотой» группы «Аквариум» основана на мелодии, долгое время приписываемой итальянскому лютнисту Франческо да Милано. Однако произведения под названием «Канцона» у него не существовало. Эта мелодия впервые появилась на пластинке Владимира Вавилова «Лютневая музыка XVI–XVII веков», где он, опасаясь отказа издательства, выдал собственные сочинения за музыку старинных композиторов. Позже дочь Вавилова подтвердила этот подлог. Так «Канцона» Вавилова стала «итальянской классикой» и легла в основу знаменитой песни «Аквариума» — хотя её настоящий автор — сам Вавилов.

-2

Ещё одна замечательная придумка Вавилова

Знаменитая «Аве Мария» Каччини — ещё одна мистификация рук Владимира Вавилова. Лишь спустя десятилетия выяснилось, что эта «музыка из Ренессанса» — чистой воды XX век. Но слушателей это нисколько не смущает: ведь в её мелодиях есть нечто вечное.

Иногда нужно представиться чужим именем, чтобы люди услышали твою музыку

Ещё одна подделка, ставшая бессмертной, — Адажио Альбинони. Томазо Альбинони (1671, Венеция) — талантливый, но малоизученный композитор эпохи барокко. Современники ставили некоторые его произведения выше работ Баха и Вивальди. Происходя из обеспеченной семьи, Альбинони писал музыку свободно, не связывая себя с церковной службой. После 1722 года сведения о нём обрываются. Большинство его рукописей погибло во время Второй мировой войны, что усилило ореол загадочности вокруг имени композитора.

В XX веке интерес к Альбинони вспыхнул благодаря «Адажио», опубликованному музыковедом Ремо Джадзотто, который утверждал, что восстановил его по фрагменту найденной партитуры. Однако позже выяснилось, что никакого оригинала не существовало, и «Адажио Альбинони» с высокой вероятностью сочинил сам Джадзотто. Несмотря на это, произведение стало одним из самых известных в мире и навсегда закрепило имя Альбинони в истории музыки.

Моцарт не дописал Requiem

Перед смертью Моцарт не завершил свой Requiem — за него это сделал ученик Франц Зюсмайр. В этом есть нечто символическое: как будто музыка, созданная при жизни, завершилась уже за границей мира живых.

Орган и звёзды: музыка вне земных границ

Завершат концерт «Орган в Планетарии. Хеллоуин» произведения Баха, Крейслера и Пуньяни — от канонической Токкаты и фуги ре минор до стилизаций, в которых дух старых мастеров встречается с виртуозной иронией XX века. И всё это — под 37-метровым куполом Планетария № 1, где вместо люстр над головами сверкают скопления галактик и квазары. Кажется, лучшего места для встречи с тайнами человечества представить невозможно.

До встречи!