Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Так получилось, что вчера мы с вами вспоминали одного из самых всенародно любимых актеров театра и кино Николая Петровича Караченцова (1944 -2018), который ушёл из жизни 26 октября, буквально накануне своего дня рождения
Наверное, многие люди восприняли этот факт, как не простое совпадение, а своего рода знак. Тем более что есть ещё одно совпадение не менее мистическое. Дело в том, что 27 октября 1927 года в Москве открылся Центральный театр рабочей молодежи (ТРАМ), в последствии переименованный в Московский государственный театр имени Ленинского комсомола, который все мы знаем, как «Ленком».
С 21 ноября 2019 года театр называется «Ленком Марка Захарова».
Сегодня, я предлагаю вам мои уважаемые читатели совершить небольшую экскурсию по экспозиции, представленной в фойе театра. Как сказано на официальном сайте театра информацией с которого я позволил себе воспользоваться:
В этой экспозиции собраны портреты театральных деятелей, жизни и творчество которых стали неотъемлемой частью истории «Ленкома Марка Захарова». Их талант, энергия и преданность искусству заложили тот фундамент, на котором сегодня стоит «Ленком». Театр хранит память об этих людях и бесконечно благодарен за каждый миг, прожитый ими на сцене, за каждый спектакль, подаренный публике. Их нет с нами, но память о них — в аплодисментах зрительного зала, в шелесте театрального занавеса и в самом сердце «Ленкома».
Источник https://lenkom.ru/people/exposition
Русская и советская актриса театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР.
Родилась в московской дворянской семье писателя Владимира Егоровича Гиацинтова (1858—1933) и Елизаветы Алексеевны Венкстерн.
В 1911—1912 годах училась на факультете истории Высших женских курсов в Москве, одновременно занималась драматическим искусством у актрисы МХТ Муратовой.
Впервые выступила на сцене в 1911 году.
Была замужем за известным актером Иваном Берсеневым (1889—1951).
Служила во МХАТе до 1936 года, затем ненадолго перешла в Театр имени МОСПС (ныне Театр имени Моссовета), а в 1938 стала актрисой и режиссёром Московского театра им. Ленинского Комсомола (ныне Театр «Ленком»), которым тогда руководил её муж Иван Николаевич Береснев.
После его смерти в 1951 году стала художественным руководителем и главным режиссёром театра.
Находилась на этом посту до 1957 г. В 1958—1961 годах преподавала в ГИТИСе, а затем вновь вернулась в Театр имени Ленинского комсомола, в котором прослужила еще более 20 лет.
Как режиссер поставила 14 спектаклей и более чем в 20 была занята как актриса.
В кино сыграла 12 ролей в том числе в фильмах «Клятва» и «Падение Берлина».
Скончалась Народная артистка СССР Софья Владимировна Гиацинтова 12 апреля 1982 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище, участок № 9.
Берсенев Иван Николаевич (1889–1951)
Актёр, режиссёр, педагог. Народный артист СССР.
Окончил киевскую драматическую школу Е. А. Лепковского. В 1907 году поступил в Киевский театр Соловцова. С весны 1911 года вступил в труппу МХТ. В 1922 году приглашён как актёр и член правления в Первую студию МХТ. Со студией, а затем со МХАТ-2 был связан его творческий путь: Берсенев стал во главе театра в 1933 году. После ликвидации МХАТ-2 работал в Театре им. МОСПС.
С января 1938 г. до ухода из жизни — актёр и художественный руководитель Театра им. Ленинского комсомола.
В кино начал сниматься ещё до революции. В советское время прославился как первый исполнитель роли Павла Власова в экранизации романа «Мать» 1919 года
и роли Алексея Дмитриевича Карташова секретаря Губкома партии в фильме «Великий гражданин»
Возможно, кому-то покажется интересным тот факт, что именно «Великий гражданин» стал первым художественным фильмом, показанным 25 марта 1938 года в ходе первой пробной трансляции из Московского телецентра на Шаболовке.
Иван Николаевич Берсенев был мужем Софьи Владимировны Гиацинтовой, но в последние годы его жизни их брак фактически распался. Последние годы жизни Берсенев прожил в незарегистрированном браке с балериной Галиной Улановой.
Скончался 25 декабря 1951 года в Москве. Похоронен на 2 участке Новодевичьего кладбища. Автор надгробия знаменитая женщина – скульптор Елена Александровна Янсон – Манизер по личной просьбе Галины Сергеевны Улановой
Данный факт если так можно выразиться официально зафиксирован
Симонов Константин Михайлович (1915–1979)
Советский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист и общественный деятель. Герой Социалистического Труда.
В 1938 окончил Литературный институт им. А. М. Горького, в том же году был назначен редактором «Литературной газеты» и принят в Союз писателей СССР.
В 1940 году написал первую пьесу «История одной любви», которая была поставлена на сцене Театра имени Ленинского комсомола.
Как военный корреспондент «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое знамя» прошёл дорогами Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. Его стихотворения «Жди меня», «Ты помнишь Алёша дороги Смоленщины…» и многие другие, стали яркими образцами фронтовой поэзии и получили всенародное признание.
С 1946 по 1948 год Константин Михайлович занимал должность заместителя художественного руководителя Театра им. Ленинского комсомола по вопросам репертуара и был членом художественного совета.
По пьесам К. Симонова на сцене «Ленкома» были поставлены спектакли: «История одной любви», «Парень из нашего города», «Так и будет», «Под каштанами Праги», «Русский вопрос», «Доброе имя», «Дым Отечества».
Константин Михайлович Симонов скончался 28 августа 1979 года от тяжёлого онкологического заболевания. Согласно завещанию писателя тело было кремировано, а прах развеян над Буйничским полем под Могилёвом.
В этом месте 12 июля 1941 года советские бойцы стояли насмерть и в течение суток уничтожили 39 немецких танков. В их рядах был и военный корреспондент Симонов. Ныне на месте, где был развеян прах писателя-фронтовика установлен памятный камень.
Бирман Серафима Германовна (1890–1976)
Российская и советская актриса театра и кино, талантливый режиссёр и педагог, внесшая значительный вклад в развитие сценического искусства. Народная артистка РСФСР.
Серафима Бирман родилась 29 июля (10 августа) 1890 года в Кишинёве Бессарабской губернии. Её отец был офицером Русской императорской армии.
Окончив гимназию с золотой медалью Серафима отправилась в Москву, где одновременно обучалась на историко-филологическом отделении Высших женских курсов Герье и посещала Драматическую школу А. И. Адашева. Среди её сокурсников был Евгений Вахтангов.
В 1911–1913 годах — актриса МХТ. В 1913–1936 годах — актриса Первой студии МХТ и МХАТ-2.
С 1936 по 1938 год — актриса Театра им. МОСПС.
С 1938 по 1958 год — актриса и режиссёр Театра им. Ленинского комсомола.
Поставила спектакли: «Галина» И. Штока; «Зыковы» М. Горького; «Васса Железнова» М. Горького; «Живой труп» Л. Толстого, возобновлённая версия; «Крылатое племя» А. Первенцева; «Сирано де-Бержерак» Э. Ростана; «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хеллман; «Под каштанами Праги» К. Симонова; «Русский вопрос» К. Симонова; «Клад» Б. Липатова; «Восходит солнце» С. Вургуна (совместно с И. Берсеневым).
В 1958 году перешла в труппу Театра имени Моссовета.
Серафиму Бирман справедливо считают одной из первых звёзд советского кинематографа. Её кинодебют состоялся в 1918 году в фильме «А он, мятежный ищет бури…» который снял один из отцов – основателей советского кинематографа Юрий Желябужский. К сожалению, фильм не сохранился, но в дальнейшем Серафима Германовна сыграла в таких известных фильмах эпохи «великого немого", как:
Не менее востребована она осталась и во времена, когда немой заговорил.
Самой знаменитой ролью Серафимы Бирман, которую и сегодня изучают во всех киношколах мира стала Ефросинья Старицкая, тетка Ивана Грозного из одноименного фильма Сергея Эйзенштейна.
За эту работу в 1946 году Бирман удостоилась Сталинской премии первой степени и звания Народной артистки РСФСР.
К сожалению, второй фильм, как известно был подвергнут жесткой критике со стороны лично И. В. Сталина и был «положен на полку» до 1958 года.
Много лет актриса была замужем за писателем А. В. Талановым. После его смерти в 1969 году люди, знавшие Серафиму Германовну, стали замечать странности в её поведении, все более усиливавшиеся с течением времени. Последние годы жизни одинокая пожилая женщина провела в психиатрической клинике, где и скончалась 11 мая 1976 года. Урна с прахом захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища, в одной ячейке с мужем.
Эфрос Анатолий Васильевич (1925–1987)
Выдающийся советский театральный режиссёр, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Окончил театральную студию Ю. А. Завадского при Московском драматическом театре им. Моссовета, с 1945 по 1950 год учился на режиссёрском факультете ГИТИСа им. А. В. Луначарского (окончил мастерскую Н. В. Петрова, параллельно посещая курс А. Д. Попова и М.О. Кнебель).
В 1951 году поставил первый самостоятельный спектакль в Центральном доме культуры железнодорожников. В 1951–1952 годах работал в Московском областном театре им. А. Н. Островского. С 1952 по 1953 год — режиссёр Рязанского областного драматического театра.
С 1954 по 1963 год — главный режиссёр Центрального детского театра (ЦДТ, теперь — РАМТ). Поставил здесь с молодыми О. Ефремовым, О. Табаковым, Л. Дуровым пьесы В. Розова — «В добрый час!», «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином».
С 1963 по 1967 год — главный режиссёр Театра им. Ленинского комсомола, где собрал исключительную актёрскую команду: В. Гафт, А. Збруев, М. Державин, А. Ширвиндт, А. Дмитриева, Л. Дуров, О. Яковлева и др.
Поставил спектакли: «В день свадьбы» В. Розова; «104 страницы про любовь» Э. Радзинского; «Мой бедный Марат» А. Арбузова; «Снимается кино» Э. Радзинского; «Каждому свое» С. Алёшина (совместно с Л. Дуровым); «Чайка» А. Чехова; «Судебная хроника» Я. Волчека (совместно с А. Адоскиным); «Мольер» М. Булгакова.
С 1967 по 1984 год — режиссёр Московского драматического театра на Малой Бронной. С 1984 по 1987 год — главный режиссёр Театра на Таганке.
Много работал на телевидении: «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», «Страницы журнала Печорина», «Вешние воды». Как кинорежиссёр снял фильмы «Шумный день», «Двое в степи», «В четверг и больше никогда», «Острова в океане».
13 января 1987 года Анатолий Васильевич Эфрос скоропостижно скончался от инфаркта.
Похоронен на Кунцевском кладбище. В 2003 году вместе с ним упокоилась супруга, известнейший театральный критик, театровед Крымова Наталья Анатольевна.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Если рассказ об одном из лучших московских театров и людях, служивших в нем, покажется вам интересным он обязательно будет продолжен. В ближайшее время я хотел бы вспомнить о Татьяне Ивановне Пельтцер, Евгении Павловиче Леонове и многих других замечательных артистах, которых мы продолжаем помнить и любить. О Марке Анатольевиче Захарове мною запланирована большая статья. Вот такие планы, ну а пока прежде, чем пожелать вам всего доброго, хочу напомнить, что 27 октября день рожденья не только театра Ленком» но и его ведущего актера Николая Петровича Караченцова (1944–2018) которого мы больше
«никогда не увидим, но и никогда не забудем».