Сегодня я снова расскажу только об одной картине. Как ни странно, но я её очень люблю, также как и "Бабушкин сад" Поленова. С молодости.
Это картина Василия Максимова "Всё в прошлом". Кстати, она изначально носила совершенно другое название: "Забытая усадьба"...
В творческом наследии Василия Максимова картина "Всё в прошлом" принадлежит к числу его самых задушевных произведений и занимает одно из центральных мест в его художественном наследии. Дивной живописной "повестью" о помещичьей России с ее героями, укладом жизни и нравами картина рассказывает новым поколениям зрителей о прелестях старины.
***
Василий Максимович Максимов родился 17 января 1844 года в деревне Лопино. Он - сын крестьянина, которому, однако, было суждено стать очень видным художником.
В 1855-1862 годах юный Вася Максимов учился в Петербурге в иконописных мастерских. А в 1863 году поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В Академии художеств учился у Ф. А. Бруни, Т. А. Неффа, А. Т. Маркова, П. М. Шамшина. В 1864 году он примкнул к художественной артели Петра Крестоносцева, объединявшей широкий круг разночинной молодёжи. В 1864 и 1865 годах молодой художник был награждён малыми серебряными медалями за свои успехи в рисовании и живописи с натуры. Получив золотую медаль в 1865 году за картину "Больное дитя" и звание классного художника 3-й степени, он уехал в Тверскую губернию, отказавшись от зарубежной стажировки и посвятив всё своё творчество изображению простого народа.
Василий Максимович, в общем-то, никогда не жил богато. Да жизнь художника в XIX веке это и не предполагала, если за спиной у него не было богатой семьи или славы придворного живописца. С 1866 года он проживал в Тверской губернии, в деревне Шубино - усадьбе Голенищевых-Кутузовых, на должности домашнего учителя рисования. Потом путешествовал по России, снова перебивался заработком домашнего учителя...
После написания картины "Всё в прошлом" у Василия Максимова более не было произведений такого уровня, которые получили бы в отзывах общественности столь ошеломительный успех. Например, художник Яков Минченков так писал о Максимове в своих "Воспоминаниях о передвижниках":
«Наибольшую популярность в обществе получила его картина «Всё в прошлом». И надо согласиться, что картина глубоко прочувствована и передаёт определённую эпоху. В угасающей старой помещице, доживающей последние дни свои в бедной крестьянской обстановке, прекрасно выражено воспоминание о прежней широкой и роскошной помещичьей жизни… К сожалению, картина эта явилась лебединой песнью в творчестве Василия Максимовича».
Да, Минченков был прав. Максимов - это художник одной картины. Знаменитое полотно подарило художнику и успех, и оковы. Более значительных работ им написано не было. И, чтобы заработать на жизнь себе и своей семье, он многократно повторял свою работу, которая пользовалась популярностью у заказчиков. В результате, Максимовым было написано более 40 авторских повторений.
По воспоминаниям самого художника сюжет картины возник еще в те годы, когда он поступил домашним учителем рисования в имение графини П.П. Голенищевой-Кутузовой. Обстановка графского дома поразила Максимова своей роскошью, а беспрестанные рассказы о былом величии рода владельцев и сетования на то, что всё идет к упадку, зародили в художнике мысли о картине. Тогда же произошла и судьбоносная для живописца встреча в соседнем имении с генеральской дочерью Лидией Александровной Измайловой. Несмотря на мезальянс, девушка стала верной спутницей художника, разделив с ним все тяготы творческого пути. Когда в 1885 году родители девушки умерли, родовое имение "Любша" перешло к ним по наследству, пробудив в художнике давно дремавшие замыслы о создании полотна о дворянских гнездах. Прототипом послужила сама усадьба и воспоминания о тёще.
Ариадна Максимова-Скалозубова писала:
"Любша - это маленькая усадьба на правом, крутом берегу Волхова. Старый дом с черёмухами под окнами. Большой запущенный сад спускался с горы к берегу, обнесённый обломками плит и частоколом, с глубоким колодцем внизу сада, под тенью вековых елей, с липовой аллеей, кустами сирени, роз и акаций, малины, крыжовника, смородины. Сад этой усадьбы и послужил декорацией для картины, задуманной много лет назад, а прототипом барского дома стал соседний дом, принадлежавший помещице Богдановой".
Этот дом изображён на этюде, который, по-видимому, был создан художником в начале 1880-х годов, а впоследствии находился в собрании А. В. Максимовой-Скалозубовой.
Полотно "Всё в прошлом" было единственным произведением Максимова, представленным на 17-й передвижной выставке, и оно получило хорошие отзывы зрителей и критиков. Так, в письме к жене Наталье Васильевне от 21 февраля 1889 года художник Василий Поленов писал:
"Максимов написал картину, называется „Всё в прошлом“. Старушка помещица сидит и мечтает у крыльца балкона в старом кресле <…>, а её ключница сидит на приступке и вяжет. Чудесные две фигуры, изумительно правдивые и живые"
Вот так коротко и понятно, без домыслов и додумываний, которые позволяли и позволяют некоторые искусствоведы.
Но всё же хочется показать детали картины.
Отчего все пишут, что барыня с закрытыми глазами? Нет, она всего лишь их прикрыла, о чём-то вспоминая. Платье с элегантным бантом, белоснежный чепец, накидка с меховой оторочкой, золотые перстни на тонких аристократических пальцах – сам облик героини выдает в ней неизменившуюся, привыкшую к роскоши высшего общества натуру. Но долгая, полная ярких событий жизнь барыни с каждым днем увядает.
Старая служанка осталась доживать свой век подле госпожи. Какие воспоминания скрыты в её печальных глазах? Чему посвящены потаённые думы и сожаления о былом?
Всё осталось в прошлом, далёком и безвозвратном.
Василий Максимович писал художнику-пейзажисту и коллекционеру Илье Остроухову в начале декабря 1895 года:
"Дом и весь пейзаж мною сочинены были раньше, чем я обработал фигуры, над поворотами которых я долгонько мозговал и додумался только уже в самой картине, обрабатывая её углём. Костюм весь и вся обстановка были у меня в запасе как наследие моей тёщи, франтихи-профессорши сороковых годов".
Ну а что касается вопроса или утверждения некоторых, что обе героини на пороге смерти, то хочется сказать, что даже если это и так (хотя художник об этом никогда не говорил), то внутренний мир каждого из нас - это сокровенная тайна, которая открыта только Богу. Только Ему ведомо, как накануне перехода в иной мир человеческая душа ищет возможности стать чище, анализирует пройденный путь, скорбит о совершенных ошибках, благодарит за радости. И женщины на картине Василия Максимова "Всё в прошлом", пока есть время, просто погружены в себя.
Но картина не только о воспоминаниях. Художник внёс и нотку оптимизма. Прекрасным проявлением этой мысли является куст сирени, в тени которого и сидят в этот весенний солнечный день старая барыня и старая служанка. День очень тёплый и яркий. Белые облака летят по голубому небу. Весенний пейзаж, наполненный вечной красотой и украшенный пышным сиреневым кустом в центре, привносит жизнь в эмоциональную сторону этой картины.
***
Картина была закончена в 1889 году. Её практически сразу приобрёл Павел Третьяков. Цена сделки сегодня нигде не пишется, хотя только один набросок к картине Максимов продал Илье Остроухову за 25 рублей. А это сумма приличная.
По словам Ариадны Максимовой-Скалозубовой, в начале 1930-х годов полотна "Бабушкин сад" Василия Поленова и "Всё в прошлом" Василия Максимова экспонировались в Третьяковской галерее с дополнительной "позорной" надписью: "Дворянская реакционная живопись". Рассматривая это как несправедливое, грубое очернение её отца-художника, женщина рассказывала о появившемся у неё в то время наивном желании накопить денег и выкупить отцовскую картину из галереи. Слава Богу, надписи такой теперь нет. Сегодня картина Максимова продолжает радовать зрителей в залах Третьяковской галереи и олицетворяет некогда помещичью Россию с её героями, укладом жизни и традиционными нравами.
P.S.
Последние годы жизни Василия Максимовича Максимова оказались полны горькой нужды и лишений: актуальность искусства передвижников прошла, на смену ему пришли новые направления. Нужда и болезни свели художника в могилу. Похоронен он рядом с могилами родителей у стены Благовещенского придела церкви Святого Василия Кесарийского на кладбище д. Чернавино.
Всё в прошлом...
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!